Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, роль школы на каждом этапе | Бухамер Наталья Геннадьевна. Работа №211128
Автор: Бухамер Наталья Геннадьевна
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх-Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД
Тема: «Социализация обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, роль школы на каждом этапе».
Выполнила:
учитель I категории,
классный руководитель 5 класса
Бухамер Наталья Геннадьевна
2019 год.
…Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
автор Калиман Наталья Адамовна
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Процесс социализации детей с интеллектуальной недостаточностью осложняется не только выраженными интеллектуальными нарушениями, но и трудностями в общении. Ребенок, имеющий интеллектуальные нарушения, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, быть социально адаптированными.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми.
Социализация обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - важнейшая и первостепенная задача коррекционного обучения.
Новый стандарт образования предполагает развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации.
Учить самостоятельности, активности и инициативности необходимо начинать с начальной ступени образования, закрепляя и совершенствуя данные качества в дальнейшем. Именно в этот период дети должны быть вовлечены в социальные проекты, для развития различных способностей.
Свою деятельность я, как классный руководитель 5 класса и учитель музыки осуществляю в соответствии со следующими принципами:
- принцип социального взаимодействия (активного включения всех участников образовательного процесса);
- принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов, учителя, осуществляющего обучение на дому, классного руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и др.);
- принцип семейно-ориентированного сопровождения (участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами школы.
В нашем 5 классе процесс социализации обучающихся происходит постепенно на каждом этапе обучения по каждому предмету, через внеурочную деятельность, участие в мероприятиях различного уровня направленности, кружки дополнительного образования, досуговую и социально-значимую деятельность.
Так, на уроках музыки учащиеся 5 класса занимаются различными видами музыкальной деятельности, а это - пение, игра на музыкальных инструментах, слушании музыки, а также в музыкально-ритмических движениях. Кроме этого, параллельно я знакомлю ребят с классической музыкой, слушая произведения знаменитых композиторов, показываю репродукции известных художников. Как известно, произведения классической музыки и картины позитивно влияют на интеллектуальное мышление детей. При этом у ребёнка возникают положительные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние, т.е. эстетическое переживание.
На уроках мною используются групповые формы работы, что эффективно развивают коммуникативные навыки, позволяющие ребятам успешно социализироваться среди своих сверстников.
Выступая на общешкольных мероприятиях, ребята учатся быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
Таким образом, осуществляется метапредметная связь уроков музыки с предметно – практической деятельностью, это способствует развитию эстетических чувств и творческого восприятия мира у детей с интеллектуальным нарушением.
В перспективе планируется участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня, благодаря чему обучающиеся будут приобретать опыт положительной мотивации.
Комплексное и систематическое обучение направленное на социализацию позволяет ребенку: накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях; найти свое место в социуме, несмотря на имеющийся дефект.
Практический опыт показывает, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды на уроках музыки и досуговой деятельности позитивно и качественно меняют личность особого ребенка.