Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Социализация воспитанников социокультурного центра через деятельные подходы. | Кормилицина Наталья Анатольевна,Татьяна Геннадьевна Киселёва. Работа №353577

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Мир детства существует как субъективная реальность, в которой каждый ребенок создает свой, уникальный мир, для которого характерны отличи-тельные особенности восприятия и познания окружающего. В процессе приобщения к миру детства создаются условия, способствующие накопле-нию социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстни-ками, развитию его умений войти в детское общество, действовать со-вместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ

В современном мире проблема развития и социализации подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как ни-когда раньше обеспокоены тем , что нужно сделать, чтобы ребенок, входя-щий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успеш-ным.

Мир детства существует как субъективная реальность, в которой каждый ребенок создает свой, уникальный мир, для которого характерны отличи-тельные особенности восприятия и познания окружающего. В процессе приобщения к миру детства создаются условия, способствующие накопле-нию социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстни-ками, развитию его умений войти в детское общество, действовать со-вместно с другими , т.е. активно осуществляется процесс социальной адап-тации.

Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения является общекультурная среда. Приобщаясь к ней , ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Особенно важно обеспечить условия для ролевых, театрализованных и режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми и взрослыми в детском саду и семье.

Игра – главная детская деятельность. В игре ярко проявляются основные показатели личностного становления ребенка – деятельность, общение самосознание. Игра позволяет ребенку наглядно продемонстрировать социально одобряемое поведение в различных ситуациях, взаимодействиях и ролевых исполнениях. В игре ребенок получает безопасную возможность расширить свой социальный опыт, поэкспериментировать с разными поведенческими тактиками, выбрать предпочтительные для себя роли и позиции в системе социальных отношений и самоопределиться в ней. От окружающих – детей, взрослых, педагога – зависит, какое поведение станет для ребенка. В деятельности ребенок осваивает новые социальные роли, осмысливает их значимость и оценивает успешность их исполнения относительно принятых для себя ценностей. У него постепенно вырабаты-ваются собственные критерии выбора вида деятельности в конкретной игровой ситуации; навыки эффективного исполнения игровой роли с точки зрения социальной предпочтительности результата.

Социальное самоопределение ребенка в игре зависит от реального вклю-чения его во взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Общение является важным условием социализации: чем шире и разнообразнее сфера общения ребенка, тем богаче его субъективный личностный опыт взаимо-отношения с разными людьми в разных жизненных ситуациях.

Социальная адаптация предполагает приспособление к условиям социальной среды, к выдвигаемым окружающими требованиям взаимо-отношений и взаимодействий. Социальная активность выражается в реа-лизуемой готовности к социальным действиям, к преобразованию окружа-ющей социальной среды согласно собственным установкам, ценностям, потребностям. Социализация трактуется, как процесс развития и самораз-вития человека в ходе усвоения и воспроизводство социокультурного опыта ( А.В. Мудрик ).

Современный социокультурный центр должен стать местом, где ребе-нок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его раз-вития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребен-ком) призвана стать личность педагога. Таким образом, социокультурный центр, становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активнос-ти.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска мето-дов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различ-ных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельный подход в организации социокультурного центра.

Подход, как категория шире понятия «стратегия обучения» - он включает её в себя, определяя методы, формы, приёмы обучения. Основы личностно-деятельного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Деятельность-активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельный подход – это субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти за-дачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возмож-ности.

Деятельный подход ставит следующие задачи перед педагогом: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помочь ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооцен-ки.

Основная идея деятельного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потреб-ности в саморазвитии, самореализации.

Суть воспитания с точки зрения деятельного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная дея-тельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач.

Этапы деятельности.

Создание проблемной ситуации. Процесс вовлечения в деятельность: что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось. Что-то убрать

, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.) Приходит в гости игрушка. Эффект неожиданности (шум, стук). Делать в присутствии детей что – то необычное с просьбой

отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, иг

р

ать с мл

.

в

оспитателем в шашки др. игры).

Целевая установка. Интрига (

подождите после зарядки скажу

; не смотрите, пос

ле завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»). Договориться с родителями одеть ребёнка во что – то определённого цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то;

муз

ук

. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то.

Мотивирование к деятельности

.

Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям. Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребёнок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.

Проектирование

решений проблемной ситуации

. Выдвижение

различных вариантов, что сделать, что бы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов.

Выполнение действий

.

В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребёнок осмысливал каждый вой шаг. Если ребёнок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышлёного ребёнка.

Анализ результатов деятельности. Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы это сделали?»

, чтоб понять, осознал ли ребёнок цель.

Подведение итогов. Найти кого, за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе).

Методы и формы, используемые при деятельном подходе: диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивной педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.

 

Список литературы:

Абраменкова В.В

. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.; Воронеж,2000

Иванова Н.В.,

Бардинова

Е.Ю., Калинина А.М.

Социальное

развитиедетей

в ДОУ М.2008.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×