Название статьи:
Социальная компетентность современного школьника. | Иванова Марина Васильевна. Работа №236003
Дата публикации:
05.03.2020
Автор:
Иванова Марина Васильевна
Описание:
Автор: Иванова Марина Васильевна
Социальная компетентность подростка в современном мире
Иванова М.В. аспирант 5 курса
Статья: Социальная компетентность современного школьника.
Преобразования в современном мире,новые социальные отношения обусловили изменение требований со стороны общества. По традиции целями школьного образования
является набор знаний,умений, навыков, которыми должен овладеть ученик.Сегодня,в современом мире этого не достаточно, социуму нужны выпускники обладающие навыками социального взаимодействия, способные решать практические задачи,которые ставит перед ними жизнь.Поэтому сегодня , актуальным является поиск технологий, средств, методов социального воспитания, которые помогут современным детям приобрести навыки социальной компетентности.
Как учитель и классный руководитель считаю,что ключевые компетентности у учеников развиваются средствами внеурочной деятельности- игры,КВН, предметные олимпиады и др.
В своей работе я организую познавательную деятельноть учащихся,развиваю компетентность,применяю многие виды внеурочной деятельности ,создаю ситуацию успеха, комфорта,общения ,диалога, работы в группах, командах ,таким образом осуществляю развитие компетентности личности современного школьника.
В Федеральных Образовательных Стандартах второго поколения большое внимание отводится развитию компетентности у современного школьника.Отмечается, что школа должна создавать условия для того,чтобы у школьника к концу школьного возраста сформировалось данное качество-компетентность.По мнению современых педагогов,приобретение компетентностей дает возможность школьнику ориентироваться в современном обществе,быстро реагировать на на поставленную временем задачу.
Компетентностый подход в образовании связан с личностно-ориентированным подходом к образованию,он касается ученика,который выполняет определенный комплекс действий.
Существуют некоторые взгляды ученых на реализацию компетентностного подхода в образовательных учреждениях(по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление)
Т.М.Ковалева считает, что компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы. Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможных подходов.
Д.Б.Эльконин представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования.
В.В.Башев называет ключевой характеристикой компетентности возможность переносить способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.
Ю.В.Сенько высказал предположение, что для определения базовых профессиональных компетенций нужно выделить несколько основных блоков: ценностей и идей образа человека, технологий, проектной работы и реализации своего замысла, экспертной оценки, учения и обучения.
А.М.Аронов рассматривает компетентность как готовность специалиста включиться в определенную деятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает как определенная связь двух видов деятельности (настоящей - образовательной и будущей - практической).
Б.И.Хасан считает, что компетенции - это цели, а компетентности - это результаты (поставленные перед человеком цели или пределы), а мера их достижения - это и есть показатели компетентности. Педагогика и образование всегда ориентированы только на один тип компетенции, ограниченной рамками конкретного предмета.
И.Д.Фрумин считает, что компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность.
А.Н.Тубельский делит ключевые компетенции на познавательные, коммуникативные и деятельные. Субъектами выработки этих компетенций должны являться педагоги, а так же дети и родители: любая спущенная сверху номенклатура компетенций будет чужеродна для учителя.
В толковом словаре русского языка компетентность определяется как осведомленность, авторитетность.
В педагогичекой науке И.С.Фишман считает,что компетентность- результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия
Его значение состоит в том, что:
а) овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности;
б) компетентности ценны как результат образования сами по себе - набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям;
По И..Фишман:
Компетентность:
а) является интегрированной
б) проявляется ситуативно
в) осознана
г) существует в форме деятельности (реальной или умственной)
Зимняя И.А. использует следующую классификацию ключевых компетентностей:
1.ценностно-смысловая компетентность - осмысленная организация собственной деятельности. Это тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели, тенденция контролировать свою деятельность, готовность и способность обучаться самостоятельно;
2.общекультурная компетентность - использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры, а так же принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
3.учебно-познавательная компетентность - привитие интереса к обучению, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни;
4.информационная компетентность - умение добывать нужную информацию, используя доступные источники. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
5.коммуникативная компетентность - умение работать в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
На основе анализа педагогичекой литературы и оценки возможностей внеурочной деятельности,можно предположить,что компетентностный подход должен быть направлен на то,чтобы научить школьников:
-анализировать;
-решать ситуационные задачи;
-применять знания ;
-искать и использовать информациюдля принятия решения практического характера.
Выделяют следующие ключевые компетентности.
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;– интеллектуальные задания;– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;– знание своих сильных и слабых сторон;– способность к рефлексии;– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;– клиническое здоровье;– физическое здоровье;– уровень валеологических знаний.
Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не
абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные,
необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
При развитии компетентности у учащихся я планирую свои занятия так,чтобы они способствовали приобретению ими навыков самостоятельного поиска ответов на
вопросы, умение анализировать,обобщать, делать выводы.
Литература:
1.Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал Эйдос.
2.Ожегов, С. И. Словарь русского языка –М.:Русь,2009-43с
3.Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования .//Интернет-журнал "Эйдос".
4. .Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // [Электронный ресурс] Интернет-журнал Эйдос. - 2005. - Режим доступа: http://www.eidos.ru /journal.htm. - Загл. с экрана.
Скачать работу
Статья: Социальная компетентность современного школьника.
Преобразования в современном мире,новые социальные отношения обусловили изменение требований со стороны общества. По традиции целями школьного образования
является набор знаний,умений, навыков, которыми должен овладеть ученик.Сегодня,в современом мире этого не достаточно, социуму нужны выпускники обладающие навыками социального взаимодействия, способные решать практические задачи,которые ставит перед ними жизнь.Поэтому сегодня , актуальным является поиск технологий, средств, методов социального воспитания, которые помогут современным детям приобрести навыки социальной компетентности.
Как учитель и классный руководитель считаю,что ключевые компетентности у учеников развиваются средствами внеурочной деятельности- игры,КВН, предметные олимпиады и др.
В своей работе я организую познавательную деятельноть учащихся,развиваю компетентность,применяю многие виды внеурочной деятельности ,создаю ситуацию успеха, комфорта,общения ,диалога, работы в группах, командах ,таким образом осуществляю развитие компетентности личности современного школьника.
В Федеральных Образовательных Стандартах второго поколения большое внимание отводится развитию компетентности у современного школьника.Отмечается, что школа должна создавать условия для того,чтобы у школьника к концу школьного возраста сформировалось данное качество-компетентность.По мнению современых педагогов,приобретение компетентностей дает возможность школьнику ориентироваться в современном обществе,быстро реагировать на на поставленную временем задачу.
Компетентностый подход в образовании связан с личностно-ориентированным подходом к образованию,он касается ученика,который выполняет определенный комплекс действий.
Существуют некоторые взгляды ученых на реализацию компетентностного подхода в образовательных учреждениях(по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление)
Т.М.Ковалева считает, что компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы. Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможных подходов.
Д.Б.Эльконин представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования.
В.В.Башев называет ключевой характеристикой компетентности возможность переносить способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.
Ю.В.Сенько высказал предположение, что для определения базовых профессиональных компетенций нужно выделить несколько основных блоков: ценностей и идей образа человека, технологий, проектной работы и реализации своего замысла, экспертной оценки, учения и обучения.
А.М.Аронов рассматривает компетентность как готовность специалиста включиться в определенную деятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает как определенная связь двух видов деятельности (настоящей - образовательной и будущей - практической).
Б.И.Хасан считает, что компетенции - это цели, а компетентности - это результаты (поставленные перед человеком цели или пределы), а мера их достижения - это и есть показатели компетентности. Педагогика и образование всегда ориентированы только на один тип компетенции, ограниченной рамками конкретного предмета.
И.Д.Фрумин считает, что компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность.
А.Н.Тубельский делит ключевые компетенции на познавательные, коммуникативные и деятельные. Субъектами выработки этих компетенций должны являться педагоги, а так же дети и родители: любая спущенная сверху номенклатура компетенций будет чужеродна для учителя.
В толковом словаре русского языка компетентность определяется как осведомленность, авторитетность.
В педагогичекой науке И.С.Фишман считает,что компетентность- результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия
Его значение состоит в том, что:
а) овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности;
б) компетентности ценны как результат образования сами по себе - набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям;
По И..Фишман:
Компетентность:
а) является интегрированной
б) проявляется ситуативно
в) осознана
г) существует в форме деятельности (реальной или умственной)
Зимняя И.А. использует следующую классификацию ключевых компетентностей:
1.ценностно-смысловая компетентность - осмысленная организация собственной деятельности. Это тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели, тенденция контролировать свою деятельность, готовность и способность обучаться самостоятельно;
2.общекультурная компетентность - использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры, а так же принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
3.учебно-познавательная компетентность - привитие интереса к обучению, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни;
4.информационная компетентность - умение добывать нужную информацию, используя доступные источники. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
5.коммуникативная компетентность - умение работать в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
На основе анализа педагогичекой литературы и оценки возможностей внеурочной деятельности,можно предположить,что компетентностный подход должен быть направлен на то,чтобы научить школьников:
-анализировать;
-решать ситуационные задачи;
-применять знания ;
-искать и использовать информациюдля принятия решения практического характера.
Выделяют следующие ключевые компетентности.
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;– интеллектуальные задания;– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;– знание своих сильных и слабых сторон;– способность к рефлексии;– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;– клиническое здоровье;– физическое здоровье;– уровень валеологических знаний.
Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не
абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные,
необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
При развитии компетентности у учащихся я планирую свои занятия так,чтобы они способствовали приобретению ими навыков самостоятельного поиска ответов на
вопросы, умение анализировать,обобщать, делать выводы.
Литература:
1.Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал Эйдос.
2.Ожегов, С. И. Словарь русского языка –М.:Русь,2009-43с
3.Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования .//Интернет-журнал "Эйдос".
4. .Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // [Электронный ресурс] Интернет-журнал Эйдос. - 2005. - Режим доступа: http://www.eidos.ru /journal.htm. - Загл. с экрана.