"Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игры" | Лузянина Карина Юрькевна. Работа №352580
На современном этапе развития выдвигаются новые требования к начальному воспитанию детей. В связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ставится задача по развитию у детей различных видов деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15»
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игры»
Воспитатель
Лузянина Карина Юрьевна
г. Чернушка,2023 г.
На современном этапе развития выдвигаются новые требования к начальному воспитанию детей. В связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ставится задача по развитию у детей различных видов деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
ФГОС дошкольного образования рекомендует реализацию задач образовательной программы производить с учетом ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе.
В раннем возрасте это предметная деятельность, общение со взрослыми, совместные игры под руководством взрослого, игры - экспериментирования с материалами. (п. 2.7. раздела II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, ФГОС ДО).
Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". У них возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
К 3 годам начинает формироваться сюжетно-отобразительный вид игры. Он характерен тем, что дети в условной форме используют предмет по назначению:
- уложить куклу в кровать и спеть ей колыбельную;
- в грузовик положить груз и перевезти его;
- разложить кукольную посуду на детский столик и устроить праздник;
- построить из кирпичиков дорогу и покатать машинку.
Дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Вначале игра у детей состоит из одного действия, затем из нескольких взаимосвязанных действий, отображая целое событие действий.
Игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития познавательной деятельности. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Чтобы освоить игровые умения, ребенок должен не только иметь богатый запас знаний и впечатлений, но и свободно оперировать всеми элементами сюжета, а также владеть языком игры – игровым действием в его разнообразных формах.
Для того, чтобы дети в нашей группе полноценно и гармонично развивались, проводится систематическая и последовательная работа, создаются все необходимые условия для формирования у них игровой деятельности, и социально-коммуникативного развития.
Для этого в нашей групповой комнате имеется соответствующая развивающая (методическая) среда, целесообразно используемая для формирования игровых навыков детей раннего возраста, и включающая в себя игровые центры развития –конструирования, сенсорного развития, движения, развития речи. Каждый центр наполнен разнообразным игровым материалом для организации самостоятельной игровой деятельности детей (для познавательного развития – мозаика, пирамидки, матрешки, деревянные пазлы - вкладыши, кубики, мячики, книги; для сюжетных игр детей – куклы и кукольная мебель, набор животных, машинки, коляски, и т.п).
Кроме того, создаются и педагогические условия для развития детей. Картотека «Обучающих ситуаций по формированию игровых умений для детей раннего возраста», «Картотека игр песка и воды», «Картотека утренней гимнастики», «Картотека дорожки движения», «Картотека пальчиковых игр». Данный материал используется в различных видах деятельности в течение всего дня.
Как показывают результаты педагогического наблюдения на начало года, дети испытывают трудности в организации игры и применении игрового оборудования. В ходе использования дидактических игр, картотек, отмечается значительная динамика по формированию игровых навыков. В конце учебного года большинство детей уже самостоятельно могут развернуть игровые отобразительные ситуации, применяя знания о предметах и явлениях окружающего мира, отношений людей, помогая развивать речь и формировать навыки общения, полученные на основе знакомых, обыгранных и закрепленных ранее моментов.
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.