Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО | Сидоренко Лилия Петровна. Работа №343541
Аннотация. Статья посвящена проблемам социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассматриваются основные цели и задачи данного направления воспитания, методы, которые применяются в образовательных учреждениях для формирования у детей навыков общения и социализации. Особое внимание уделено практическим схемам организации работы с дошкольниками для достижения эффективных результатов.
Ключевые слова: ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие, дошкольное образование, социализация, коммуникативные навыки, взаимодействие, воспитание.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Сидоренко Лилия Петровна, воспитатель
ГБУ ДОО ЗО "Великобелозерский детский сад №2 "Малыш"
Аннотация. Статья посвящена проблемам социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассматриваются основные цели и задачи данного направления воспитания, методы, которые применяются в образовательных учреждениях для формирования у детей навыков общения и социализации. Особое внимание уделено практическим схемам организации работы с дошкольниками для достижения эффективных результатов.
Ключевые слова: ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие, дошкольное образование, социализация, коммуникативные навыки, взаимодействие, воспитание.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из ключевых аспектов в системе дошкольного образования и воспитания в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Этот стандарт направлен на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков общения, взаимодействия с окружающими и успешной социализации. Социально-коммуникативное развитие предполагает обучение детей взаимодействию в группе, умению выражать свои чувства и мысли, соблюдать нормы поведения и уважать интересы других людей.
Основные задачи социально-коммуникативного развития заключаются в том, чтобы у детей были навыки сотрудничества, культурного поведения, самостоятельности и ответственности. В рамках реализации ФГОС ДО большое внимание уделяется созданию образовательной среды, которая способствует развитию этих стандартов. Например, организация ролевых и сюжетных игр является эффективным средством для обучения детей взаимодействию и сотрудничеству. Во время таких игр дети учатся сокращать роли, договариваться, разрешать конфликты и учитывать мнение других. Это способствует формированию у них коммуникативных навыков и навыков работы в коллективе.
Еще одним важным фактором социально-коммуникативного развития является обучение детей правилам этикета и культурного поведения. Воспитатели приводят детей в мир социальных норм и учат их правильному поведению в различных учреждениях. Например, такие занятия могут включать игры и упражнения на темы «Как здороваться и прощаться», «Как вести себя за столом» или «Как приходится оказывать помощь». Эти навыки помогают детям лучше ориентироваться в общественном питании и взаимодействии.
Большое внимание в рамках ФГОС ДО уделяется также развитию эмоциональной сферы ребенка, что является важной частью социально-коммуникативного развития. Дети учатся осознавать и выражать свои эмоции, чувства, понимать других людей и сопереживать им. Это осуществляется посредством занятий по эмоциональному развитию, в которых воспитатели используют сказки, игры и беседы. Например, обсуждение сказочных персонажей, их поступков и чувств помогает детям анализировать свои собственные эмоциональные реакции.
Важную роль в социально-коммуникативном развитии создают ситуации, требующие от ребенка самостоятельного принятия решений и ответственности за свои действия. Воспитатели создают условия, при которых дети могут корректировать инициативу, участвовать в коллективных решениях и осознавать последствия своих действий. Например, при организации коллективных проектов, таких как подготовка праздника или участие в театральной постановке, дети учатся работать в команде, регистрировать обязанности и принимать решения вместе с другими.
Кроме того, современные подходы к реализации ФГОС ДО предлагают активное использование методов, направленных на развитие коммуникативных навыков посредством диалога и обсуждения. Воспитатели поощряют детей задавать вопросы, высказывать свое мнение, участвовать в обсуждениях на темы, интересные детям. Это способствует развитию у детей речи, умению слушать и уважать мнение других, что является важной частью процесса социализации. Например, занятия в форме обсуждения тем «Моя семья» или «Друзья» помогают детям делиться своим мнением, рассуждениями и учиться уважать мнения других.
Особое внимание создать условия для комфортного и безопасного общения в детском коллективе. Воспитатели стремятся формировать у детей атмосферу доверия, взаимоуважения и поддержки. Это происходит через регулярные беседы на темы дружбы, толерантности и взаимопомощи, а также через личное общение, например, воспитателей, которые развивают позитивное общение и готовность прийти на помощь.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках ФГОС ДО включает различные методы и подходы, направленные на этапы развития у детей навыков общения, взаимодействия и социализации. Важным является создание образовательной среды, способствующей самостоятельному развитию, ответственности и навыкам сотрудничества. Это происходит через игры, ролевые ситуации, эмоциональные эмоции и коллективные проекты. Реализация подхода данных помогает детям лучше адаптироваться в обществе, формирует позитивное отношение к себе и окружающим, а также развивать навыки, обеспечивать успешную социализацию и взаимодействие в коллективе.
Список литературы
Бабунова
, Е. Особенности социально-коммуникативного и художественно-эсте
тического развития дошкольников / Е.
Бабунова
, С.
Багаутдинова
, С. Обухова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №12. - С. 25-26.
Ярманова
И.В. Социально-педагогические предпосылки коммуникативно-личностного развития детей дошкольного возраста / И.В.
Ярманов
а
, В.Л.
Моложавенко
// Фундаментальные
исслед
. – 2014. – № 9/10. – С.2312-2316