Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы | Джавадян Карине Славаевна. Работа №350060. Номер работы: №350060
Аннотация. В статье рассматривается роль художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников. Подчеркивается значимость использования литературных произведений для формирования у детей нравственных качеств, таких как доброта, сочувствие, ответственность. Рассмотрены методы и приемы работы с художественными произведениями, которые способствуют усвоению детьми основ этических норм. Автор выделяет роль воспитателя в процессе нравственного развития дошкольников через литературу.
Ключевые слова: социально-нравственное воспитание, художественная литература, дошкольное образование, этические нормы, воспитатель, дошкольники.
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Джавадян Карине Славаевна, воспитатель
МБДОУ N28 "Радуга» с.Гай –Кодзор,
Краснодарский край
Аннотация. В статье рассматривается роль художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников. Подчеркивается значимость использования литературных произведений для формирования у детей нравственных качеств, таких как доброта, сочувствие, ответственность. Рассмотрены методы и приемы работы с художественными произведениями, которые способствуют усвоению детьми основ этических норм. Автор выделяет роль воспитателя в процессе нравственного развития дошкольников через литературу.
Ключевые слова: социально-нравственное воспитание, художественная литература, дошкольное образование, этические нормы, воспитатель, дошкольники.
Социально-нравственное воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образования, так как в раннем возрасте формируются базовые нравственные качества, влияющие на поведение и мировоззрение ребенка в будущем. Одним из самых эффективных средств воспитания нравственных качеств является художественная литература. Через литературные образы и сюжеты ребенок знакомится с такими понятиями, как добро, справедливость, честность и ответственность, что способствует его социальному и нравственному развитию.
Воспитание нравственности у дошкольников через литературу помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, формирует его представления о правильном и неправильном. Сказки, стихи и рассказы помогают детям осознать важность добрых поступков и сопереживания другим. Воспитатель, используя художественную литературу, может мягко и ненавязчиво формировать у детей положительные установки и поддерживать развитие их социальных навыков.
Художественная литература обладает огромным воспитательным потенциалом. Литературные произведения позволяют детям познакомиться с различными моральными ситуациями и учат их оценивать поведение героев. Через образы и сюжеты дети могут усваивать нормы и правила поведения, а также осознавать важность нравственных ценностей. Литература позволяет ребенку увидеть последствия тех или иных поступков и понять, как его действия могут повлиять на окружающих.
Для дошкольников особенно важны сказки и рассказы, так как эти жанры доступны для восприятия детей и отражают базовые жизненные ценности. Сказочные персонажи помогают детям отличать добро от зла, справедливость от несправедливости, прививают уважение к другим и к окружающему миру. Рассматривая литературные сюжеты, дети начинают понимать, что добро всегда побеждает зло, а добрые поступки делают мир лучше.
Для эффективного использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников воспитателю необходимо применять разнообразные методы и приемы, которые помогут детям глубже усваивать нравственные ценности:
1. Чтение и обсуждение произведений. Чтение сказок, рассказов и стихов с последующим обсуждением позволяет детям осознать содержание и понять поступки героев. Воспитатель может задавать детям вопросы о том, как поступили персонажи и почему, что они чувствовали, какие поступки были правильными, а какие — нет.
2. Сюжетно-ролевые игры. Ролевые игры, основанные на сюжетах прочитанных произведений, помогают детям вживаться в образы героев и переживать их эмоции. Через игру дети учатся проявлять сочувствие и понимание, ставя себя на место другого. Например, игра "Спасение леса", вдохновленная сказкой о защите природы, может помочь детям понять важность заботы о природе и друг о друге.
3. Творческие задания. Воспитатель может предложить детям нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению или придумать продолжение истории. Это помогает детям более глубоко осознать сюжет и проявить свои чувства по отношению к героям и их поступкам.
4. Этические беседы. Беседы, посвященные нравственным темам, позволяют воспитателю направить внимание детей на ключевые моменты произведения и обсудить моральные ценности.
Важно, чтобы беседы были непринужденными и позволяли детям свободно выражать свои мысли и чувства.
5. Анализ поступков героев. Воспитатель может предложить детям рассмотреть ситуацию с разных точек зрения и обсудить, какие поступки были правильными и почему. Например, прочитав сказку о щедром и жадном герое, дети могут поразмышлять над тем, почему важно делиться и как это влияет на отношения с окружающими.
Воспитатель играет ключевую роль в процессе нравственного воспитания дошкольников. Он помогает детям не просто узнать содержание произведений, но и осознать его смысл, понять, как можно применять полученные знания в жизни. Педагог направляет внимание детей на важные моменты, объясняет им сложные ситуации и помогает им анализировать поведение героев.
Важным аспектом работы воспитателя является создание атмосферы доверия и уважения, в которой дети могут свободно выражать свои чувства и переживания. Педагог должен демонстрировать уважение к мнению каждого ребенка, поддерживать его интерес к обсуждаемой теме и поощрять к размышлению над нравственными вопросами. Эмоциональная отзывчивость педагога и его поддержка помогают детям глубже осознавать нравственные ценности и стремиться к их соблюдению в повседневной жизни.
В заключение можно отметить, что использование художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников является эффективным методом формирования у детей базовых моральных и социальных качеств. Литературные произведения, такие как сказки и рассказы, помогают детям понять и осознать такие важные качества, как доброта, справедливость, честность и ответственность. Важная роль в этом процессе отводится воспитателю, который не только знакомит детей с литературными произведениями, но и помогает им глубже понять их смысл. Нравственное воспитание через литературу формирует у детей устойчивые представления о добре и зле, а также помогает им осознавать важность нравственных норм и правил.
Список литературы
Белова, О. К. Формирование нравственной культуры дошкольников через литературу. — Казань:
Эксмо
, 2022.
Воронова, Н. И. Сказка как средство формирования нравственных качеств у детей. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2020.
Крылова, Е. М. Методика нравственного воспитания дошкольников. — Екатеринбург:
Литур
, 2019.