Статья социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска. Автор: Елисеева Лариса Анатольевна

Автор: Елисеева Лариса Анатольевна
Технологии социально-педагогической деятельности.

Организационные социально-педагогические технологие.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.

Технологии социально-педагогической коррекции.


Автор: Елисеева Лариса Анатольевна
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Технологии социально-педагогической деятельности
Под технологией социально-педагогической деятельности понимается оптимально подобранный комплекс социальных и педагогических средств (методы, процедуры, ресурсы и последовательность их применения), существующий для решения социальной проблемы.
В основу разработки социально-педагогических технологий работы с категорией детей группы риска должен быть положен комплексный социально-педагогический подход.
Социально-педагогические технологии можно разделить на 2 группы:
организационные социально-педагогические технологии;
социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы.
Организационные социально-педагогические технологии
Такие технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии:
Формирование банка данных детей и подростков группы риска.
Данная функция является ключевой, т.к. позволяет организовать взаимодействие различных структур, которые решают проблемы несовершеннолетних.
На данном этапе работы необходимо соблюдать принципы конфидициальности и тайны ребёнка. Информацией пользуются только для служебных целей.
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков.
Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка. Для этого необходима работа с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок. Изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины, отслеживаются истоки возникновения конфликтных ситуаций.
Наши педагоги используют в работе апробированные методики педагогической диагностики под редакцией Степанова П.В., Григорьева Д.В., Степановой И.В. Методика диагностики личностного роста школьников (5-8 классы)
При этом важнейшим инструментом остаётся педагогическое наблюдение, которое предопределяет успех, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и педагога.
Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой.
По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные социально-педагогические программы
разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, который находится в социально опасном положении.
Групповые программы
разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Консультирование.
Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью и проводятся консультации для родителей и других лиц при их обращении.
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы
с детьми группы риска.
Данные технологии также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняет собственное целевое и локальное назначение:
позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной, социально-педагогической ситуации;
сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной или групповой работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.
Программы групповой работы могут быть разработаны как:
досуговые
ролевые
игровые
деловые
информационно-пропагандистские
направленные на формирование устойчивого положительного отношения к возможностям собственного здоровья и негативного отношения к употреблению веществ, вызывающих зависимость.
Технологии социально-педагогической коррекции.
Под социально-педагогической коррекцией понимается деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе социальным нормам и правилам.
Основными составляющими являются:
разработка и организация мероприятий, направленных на восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанников до появления дезадаптации;
осуществление таких способов, которые направлены на формирование у ребёнка стремления компенсировать ситуации неуспеха в определённой сфере жизнедеятельности успехом в увлекающей его деятельности;
- реализация мер по активизации положительной социально-полезной деятельности воспитанника;
- оказание эмоциональной поддержки;
- небезразличное отношение педагога к личности воспитанника и его поступкам.
На примере Социально-реабилитационного Центра Полярная звезда организационные социально-педагогические технологии реализуются в результате комплексного подхода в работе с подростками группы риска специалистами всех отделений.
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы используются в результате разработки и внедрения в деятельность реабилитационных программ специалистами отделений Центра.
В отделении социальной реабилитации Уютное имеются такие программы, которые используются в работе с подростками группы риска, как
Трудовое воспитание как ведущий фактор социализации личности подростков
Воспитание культуры общения и межличностные отношения у подростков
Наш выбор – здоровье
Профессия
Социально-бытовая ориентировка
Этика – душа человека
Профилактика нарко-алкогольной зависимости в подростковой среде
И другие.
В результате применения социально-педагогических технологий при взаимодействии всех специалистов и отделений Центра удаётся добиться положительных результатов в работе с воспитанниками группы риска.
В общении с воспитанниками группы риска каждый педагог должен руководствоваться следующими принципами:
НЕ навреди.
НЕ оценивай.
Принимай ребёнка таким, каков ОН есть.
Соблюдай конфиденциальность.
Соблюдай меру взаимного откровения с ребёнком, НО сохраняй необходимую дистанцию.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x