СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ВОДНОМУ ТУРИЗМУ «Готовимся к походу-сплаву» | Черемных Сергей Николаевич. Работа №301424
Автор: Черемных Сергей Николаевич
В летний пероид особенно остро встает вопрос о занятости обучающихся, особенно группы риска и СОП. Походы помогают решить многие воспитательные задачи. В длительные походы я всегда приглашаю специалистов: психологов,педагогов -организаторов, врачей. Каждый из специалистов дает учащимся определенные знания, которые им помогут и сейчас и в дальнейшем.
Данный методический материал служит своеобразным пособием-рекомендациями для тех, кто организует походы-сплавы с обучающимися. Как правильно организовать время в дни похода, чтобы учащиеся всегда были заняты, учились общению без конфликтов, помогали друг другу
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«ВЕРЕЩАГИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ВОДНОМУ ТУРИЗМУ
«Готовимся к походу-сплаву»
Разработал:
Черемных Сергей Николаевич,
преподаватель высшей квалификационной категории
Верещагино 2022
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В условиях безработицы и трудного финансового положения многих семей, увеличения алкоголизации взрослых в нашем городе, многие подростки оказались лишенными родительского внимания и достойного воспитания. У них наблюдается снижение успеваемости, понижение интереса к учебе, отсутствуют какие-либо увлечения. Подростки предоставлены сами себе и занимаются пустым времяпровождением. Все вышеизложенное способствует возникновение эмоциональных нарушений, повышению агрессивности и враждебности, возникновению подростковой преступности.
В летний период, когда дети не заняты учебой, особенно остро встает вопрос об их занятости. Одним из решением указанной проблемы является организация отдыха в форме длительного похода-сплава.
В условиях сплава у подростков формируются волевые качества, взаимовыручка и сплоченность, они получают навыки самообслуживания и самостоятельности. Важно также то, что они получают опыт отдыха без алкоголя, наркотиков с пользой для духовного и физического здоровья.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МОЕЙ ПЕДОГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ТУРИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Цель:
формирование навыков здорового образа жизни у подростков для дальнейшей их адаптации в жизни и обществе.
Задачи:
формировать у подростков стойкое стремление к здоровому образу жизни без алкоголя, наркотиков и курения.
развивать умение к выживанию в экстренных условиях, бережному отношению к природе.
развивать у подростков навыки взаимопомощи, дружеских отношений, умения общаться со сверстниками и взрослыми.
укреплять физическое и психическое здоровье подростков.
.
ВВЕДЕНИЕ
Проблеме воспитания молодежи всегда уделялось большое внимание. Любая эпоха испытывает необходимость в формировании личности с определенным уровнем знаний и принципов поведения, соответствующих потребностям общества, следовательно, резко возрастает роль нравственного, патриотического воспитания.
В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования предусматривается обязательное изучение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Не случайно в Послании Президента РФ Федеральному Собранию четко определены национальные ценности и жизненные ориентиры граждан России, среди которых приоритетными являются безопасность и патриотизм. Они особенно актуальны сегодня в условиях нарастающих техногенных, экологических, террористических, криминальных и другого рода угроз. Перед нами, педагогами, как никогда, стоит задача по формированию культуры безопасного поведения и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Как преподаватель ОБЖ и БЖ, хорошо осознаю свою роль и всеми доступными средствами и формами стараюсь подготовить своих студентов к самостоятельной безопасной жизни. Меня очень волнуют проблемы патриотического воспитания молодежи.
В воспитании молодых важно всё! НО для меня первостепенным является формирование уважительного и бережного отношения к Родине, её истории, а также окружающему миру в целом. На мой взгляд, " Иваны, не помнящие своего родства", не вырастут порядочными людьми.
Руководствуясь принципами своей педагогической философии, основное внимание уделяю патриотическому воспитанию, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Хочу, чтобы мои ученики знали и любили свой край, где родились, умели беречь и охранять местные святыне. Считаю, что бесценные памятники исторического прошлого ребята не только должны знать, но и видеть.
Поскольку туризм неотделим от краеведческой работы, то происходит во время походов углубленное изучение истории, природы и культуры родного края - своей малой родины. Спланированный туристический поход - это уникальный оздоровительный комплекс и как важнейшее средство культурно - патриотического воспитания. Туризм даёт возможность для подготовки подростков к умениям правильно действовать и выживать в экстремальных ситуациях. Также туризм формирует очень ценные качества такие, как коллективизм, взаимовыручка, ответственность, умение бесконфликтно общаться и другие.
Одним из видов туризма, проводимых в техникуме, является сплав на катамаранах по рекам Урала.
Для того, чтобы организовать и провести этот досуг, необходима тщательная и профессиональная подготовка специалиста, решение многих задач, чтобы добиться поставленной цели. Одной из самых важнейших и первостепенных работ является кропотливая разработка и утверждение проекта по организациям сплава в рамках программы по ОБЖ и БЖ в летний период по теме: «Туристические навыки и здоровый образ жизни».
Данный проект может быть адаптирован и применён в своей деятельности и другим туристами- водниками.
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ – СПЛАВУ
Разрабатываем поход-сплав
В каждом уголке России, городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять историю культуры и её взаимосвязь с природой, с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности, - в этом заключается основной смысл моей туристической деятельности.
Воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи, которые ставятся в данном виде деятельности, достигаются через организацию и проведение походов, сплавов, туристических соревнований. Организаторы похода должны хорошо знать психологию подростков и умело применять эти знания в период сплава. В связи с этим к проведению таких мероприятий мною привлекаются опытные педагоги, психологи, врачи. Особенно интересы сплавы по горным рекам Урала. Самые сложное – найти подход к подростком, которые относятся к категории группы риска и СОП..
Походу предшествует большая кропотливая работа.
Подготовительный этап - разрабатывается проект: обозначается проблема, ставятся цели и задачи, определяются участники проекта (количество, возраст, социальное положение), время и место проведения, описывается организация и содержание деятельности участников проекта, прописывается ожидаемый результат, механизм его реализации, продумывается план мероприятий, который построен так, что позволяет подростку быть всегда занятым и нужным для других, помогает развивать в нем все лучшие черты и качества, необходимые для дальнейшей жизни. Также изучаются возможные трудности и пути их решения.
После утверждения проекта начинается организационный этап:
Решаются вопросы по финансированию похода, транспортные расходы, дни сплава.
Идёт набор группы.
Знакомство группы с маршрутом сплава (подъезд, путь следования, отъезд).
Выявление достопримечательностей (исторические, природные памятники, животные, уникальные места отдыха).
Изучение места стоянок (как их можно умело применить с учетом режима дня и планом мероприятий).
1.2.Описание системы работы
Данный разработанный проект удобен в своем применении в период проведения сплава всеми участниками похода. Всем, желающим пройти по этому маршруту, проект может пригодиться в изучении данной местности и решении многих задач для подготовки к походу. Вся уникальность его в том, что он доступен и понятен всем, а так же объединяет и решает основные постановленные задачи для достижения единой цели, как при подготовке, так и во время сплава, например:
Изученный и составленный маршрут обозначен на карте (которая представлена) со стоянками, ночевками, природными памятниками. Ребята с интересом изучают карту и свой маршрут сплава. Тем самым учатся ориентироваться по карте.
Во время сплава, останавливаясь в живописных местах, развивают в себе чувства прекрасного, интерес к познанию нового – так решаются воспитательные задачи, которые становились перед сплавом и были достигнуты во время похода.
Весь план мероприятий, режим дня, составлен разумно и плотно так, что участники похода всегда находятся вместе, решая единые вопросы и дела. Тем самым достигаются задачи по развитию взаимовыручки, чувства товарищества и коллективизма, умения общаться без конфликтов и слышать-слушать друг друга
..
Психологические занятия, тренинги хорошо подобраны, ребята с удовольствием знакомятся друг с другом. Занятия развивают интерес к познанию нового, задумываются о значении здорового образа жизни.
Все это и многое другое помогает решать задачи, поставленные в программе психологического тренинга "Преодолей себя".
Для реализации основных задач проекта в качестве воспитателей принимают участие следующие специалисты: педагоги, психолог, инструктор по туризму
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
2.1.Время и место проведения
Реализация проекта планируется в июле месяце по рекам Урала, количество дней – 7.
2.2.Описание организации и содержания деятельности участников проекта
В ходе проекта разработаны специалистами и реализуются следующие программы:
программа психологического тренинга "Преодолей себя"
программа по приобретению туристических навыков
план спортивно-развлекательных мероприятий
В рамках развития навыков среди студентов формируются команды с закреплением поручений: командир, завхоз, повар, физрук, затейник, корреспондент.
2.3. Ожидаемые результаты
Эффективность реализации поставленных задач проекта будет оцениваться по следующим критериям:
Критерии
Показатели
Инструментарий
-уровень сформированности потребности в ведении ЗОЖ,
-социальное саморазвитие личности
-положительные изменения по отношению к себе, своему здоровью и окружающим
-создание индивидуальной программы саморазвития, самоопределения
-реализация программы «Преодолей себя (беседы, тренинги),
-проведение диагностики спортивно — развлекательных мероприятий
-степень приобретения учащимися социально значимых навыков
-умение выполнять все нормативы по программе (узлы, правила сплава, разведение костра и т.д)
- программа по туризму (приобретение туристических навыков)
2.4. План мероприятий похода-сплава
В походе строго соблюдается режим дня:
7.00
Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака
8.00 - 9.00
Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак
10.00 - 13.00
Сплав
13.00 - 14.30
Стоянка. Обед
14.30 - 18.00
Продолжение сплава
18.00-19.30
Разбивка лагеря. Ужин
19.30-22.00
Спортивные или развлекательные мероприятия, свободное время
22.00
Отбой
Примерный план мероприятий проекта:
Подготовка к походу
Организационное собрание:
инструктаж о правилах поведения в дороге, в лесу, на воде и во время стоянок;
формирование экипажей, выборы командиров, завхозов;
анкетирование " Что ты знаешь о здоровом образе жизни и вредных привычках?"
IV день
7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака.
8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак
9.00-14.00 - Обследование пещеры
15.00-15.30 - Обед
15.30-19.00 - Сплав
19.00-19.30 - Ужин
19.30-20.30 - Дискуссия "Какой вид отдыха лучше?"
20.30-22.00 - Свободное время: рыбалка, купание, футбол
22.00 – Отбой
I день
9.00-18.00 - Дорога Комар - п. Усть- Тырым
18.00-19.00 - Сбор катамаранов, разбивка стоянки, заготовка дров
20.00 -Ужин
21.00-22.00 - Инструктаж по ТБ;
- Занятие психолога: игра-тренинг "Расскажи о себе";
- Подведение итогов дня.
22.00 - Отбой.
V день
7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака
8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак
10.00-13.00 - Сплав
13.00-14.30 - Стоянка. Обед
14.30-18.00 - Продолжение сплава
18.00-19.30 - Разбивка лагеря. Ужин
19.30-21.00 - Спортивные состязания
22.00 – Отбой
II день
7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака.
8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак
10.00-13.00 - Сплав
13.00-14.30 - Стоянка. Обед
14.30-18.00 Продолжение сплава
18.00-19.30 -Разбивка лагеря Ужин.
19.30-20.30 - Деловая игра "Сотрудничество или конфликты"
20.30-22.00 - Свободное время: волейбол, футбол, рыбалка и т.п.
22.00 - Отбой
VI день
7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака
8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак
10.00-13.00 - Сплав
13.00-14.30 - Стоянка. Обед
14.30-18.00 - Продолжение сплава.
18.00-19.30 -Разбивка лагеря. Ужин
19.30-20.00 Просушка катамаранов, подготовка к отъезду
20.00-21.00 -Подведение итогов сплава: "Чего ты достиг?";
- Повторное анкетирование
21.00 – 22.00 – Свободное время
22.00 – Отбой
III день
7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака
8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак
10.00-13.00 - Сплав
13.00-14.30 - Стоянка. Обед
14.30-18.00 - Продолжение сплава
18.00-19.30 -Разбивка лагеря. Ужин
21.00-22.00 - Занятие психолога: блиц-опрос "Что ты сегодня преодолел, чему научился?" Поведение итогов дня
22.00 - Отбой
VII день
7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака
8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак
9.00-16.00 - Дорога «Чусовой – Комары»
После завершения похода в техникуме обязательно проходит встреча участников: проводится рефлексия, анализ мероприятия и пожелания-предложения на будущее.
2.5. Памятка «СОВЕТЫ ОТ «БЫВАЛОГО» СТУДЕНТАМ»
Опыт показал, что к любому выходу, даже частично автономному, надо готовиться. Если идете в поход со старшими товарищами, не нужно стесняться задавать своевременно вопросы организаторам: когда дойдет до обмена опытом на стоянке, может оказаться поздно что-то исправлять. Всегда собирайте небольшой НЗ под себя. И помните про ошибки в выборе индивидуального для себя снаряжения:
обувь: в летнем походе не забудьте легкие сандалии или не тонущие сплавные боты (но пусть в рюкзаке будут и сапоги);
одежда: откажитесь от футболки с коротким рукавом и шорт в пользу футболок с длинным рукавом и брюк летом, от брезентовых вещей в пользу мембранных — в дождливую погоду; выбирайте
флисовые
вещи вм
е
сто шерсти в холода;
аптечка: рассчитывать на групповую аптечку можно, но часто ее комплектность не соответствует индивидуальным особенностям конкретного участника сплава, поэтому берите медикаменты от своих болезней;
рюкзак: не забывайте
гермомешок
, возьмите мелкую герметичную тару для мелочей (кошелька, мобильника, документов);
снаряжение: берите бивачный нож, карманный нож и складную п
и
лу, даже если они есть у группы.
Итак, небольшой список, чтобы было удобнее собираться на сплав: спасательный жилет; головной убор; перчатки (для сплава или х/б); рубашка или кофта для серфинга; резиновая обувь для сплава; обувь для лагеря — кеды; бивачный нож; карманный нож; термобелье для ночевки; дождевик; крем от загара; репелленты; аптечка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были решены поставленные задачи через изучение и анализ литературы и интернет - источников, Также применен метод "мозгового штурма" для разработки проекта и плана мероприятий.
Группа исследователей утверждают, что в XXI веке физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз по сравнению с предыдущими столетиями. Если как следует разобраться, то можно прийти к выводу, что в этом утверждении нет или почти нет никакого преувеличения. Конечно же, физическое перенапряжение не может добавить здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Туризм, как и физическая культура, и использование природных факторов, полноценный сон и здоровое питание, и конечно, отсутствие вредных привычек, в значительной степени, действительно является основой здорового образа жизни, его движущей силой, особенно это важно для детей и подростков. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
В условиях туристических походов, сплавов есть возможность решения задач по формированию волевых качеств, взаимовыручки и сплоченности, навыков самообслуживания и самостоятельности. Важно то, что люди получают опыт интересного вида отдыха без алкоголя, наркотиков и с пользой для духовного и физического здоровья. Данный вид спорта способствует гармонизации, снятию агрессии, формированию уважительного и бережного отношения к истории, окружающему миру, любви к родному краю.
Согласно наблюдениям, можно сделать вывод, что туристические навыки есть здоровый образ жизни, так как систематические занятия спортивно-оздоровительным туризмом благотворно влияют на показатели основных систем организма человека, на функционирование всего организма в целом и, как следствие этого, на продолжительность жизни человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Безопасность в туризме: учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел
:
МАБИВ, 2020.
.
Влияние занятий туризмом на здоровье человека.
(Решетников И.В. 2002
Константинов Ю.С.
Туристские слеты и соревнования учащихся
:
учебно-методическое пособие. — М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
15.
Константинов Ю.С.
Организация и проведение туристских походов с учащимися :
учеб
.-
метод
, пособие. — М.: Советский спорт, 2011.
16.
Константинов Ю.С., Глаголева О.Л.
Методика обучения: уроки ориентирования
:
учебное пособие для вузов. — 2-е изд.,
испр
. и доп., 2017.
17.
Константинов Ю.С., Персии Л.И., Куликов В.М.,
Ротштейн
Л.М.
Словарь юного туриста-краеведа:
учеб
.-
метод
, пособие. — М.: ЦНПРО, 2014.
Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 1981.
Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. – М.: «Вече», 2000.
Влияние туризма на детский организм. ( Истомин П.И. 1987).
Драгачев
С.П. Туризм и здоровье. – М., 1984.
Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М., 2004.