Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ВОДНОМУ ТУРИЗМУ «Готовимся к походу-сплаву» | Черемных Сергей Николаевич. Работа №301424

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Черемных Сергей Николаевич
В летний пероид особенно остро встает вопрос о занятости обучающихся, особенно  группы риска и СОП. Походы помогают решить многие воспитательные задачи. В длительные походы я всегда приглашаю специалистов: психологов,педагогов -организаторов, врачей. Каждый из специалистов дает учащимся определенные знания, которые им помогут и сейчас и в дальнейшем.

Данный методический материал служит своеобразным пособием-рекомендациями для тех, кто организует походы-сплавы с обучающимися. Как правильно организовать  время в дни похода, чтобы учащиеся всегда были заняты, учились общению без конфликтов, помогали друг другу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«ВЕРЕЩАГИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ВОДНОМУ ТУРИЗМУ

 

«Готовимся к походу-сплаву»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:

Черемных Сергей Николаевич,

преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верещагино 2022

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

В условиях безработицы и трудного финансового положения многих семей, увеличения алкоголизации взрослых в нашем городе, многие подростки оказались лишенными родительского внимания и достойного воспитания. У них наблюдается снижение успеваемости, понижение интереса к учебе, отсутствуют какие-либо увлечения. Подростки предоставлены сами себе и занимаются пустым времяпровождением. Все вышеизложенное способствует возникновение эмоциональных нарушений, повышению агрессивности и враждебности, возникновению подростковой преступности.

В летний период, когда дети не заняты учебой, особенно остро встает вопрос об их занятости. Одним из решением указанной проблемы является организация отдыха в форме длительного похода-сплава.

В условиях сплава у подростков формируются волевые качества, взаимовыручка и сплоченность, они получают навыки самообслуживания и самостоятельности. Важно также то, что они получают опыт отдыха без алкоголя, наркотиков с пользой для духовного и физического здоровья.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МОЕЙ ПЕДОГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТУРИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

 

Цель:

формирование навыков здорового образа жизни у подростков для дальнейшей их адаптации в жизни и обществе.

Задачи:

формировать у подростков стойкое стремление к здоровому образу жизни без алкоголя, наркотиков и курения.

развивать умение к выживанию в экстренных условиях, бережному отношению к природе.

развивать у подростков навыки взаимопомощи, дружеских отношений, умения общаться со сверстниками и взрослыми.

укреплять физическое и психическое здоровье подростков.

.

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблеме воспитания молодежи всегда уделялось большое внимание. Любая эпоха испытывает необходимость в формировании личности с определенным уровнем знаний и принципов поведения, соответствующих потребностям общества, следовательно, резко возрастает роль нравственного, патриотического воспитания.

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования предусматривается обязательное изучение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Не случайно в Послании Президента РФ Федеральному Собранию четко определены национальные ценности и жизненные ориентиры граждан России, среди которых приоритетными являются безопасность и патриотизм. Они особенно актуальны сегодня в условиях нарастающих техногенных, экологических, террористических, криминальных и другого рода угроз. Перед нами, педагогами, как никогда, стоит задача по формированию культуры безопасного поведения и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Как преподаватель ОБЖ и БЖ, хорошо осознаю свою роль и всеми доступными средствами и формами стараюсь подготовить своих студентов к самостоятельной безопасной жизни. Меня очень волнуют проблемы патриотического воспитания молодежи.

В воспитании молодых важно всё! НО для меня первостепенным является формирование уважительного и бережного отношения к Родине, её истории, а также окружающему миру в целом. На мой взгляд, " Иваны, не помнящие своего родства", не вырастут порядочными людьми.

Руководствуясь принципами своей педагогической философии, основное внимание уделяю патриотическому воспитанию, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Хочу, чтобы мои ученики знали и любили свой край, где родились, умели беречь и охранять местные святыне. Считаю, что бесценные памятники исторического прошлого ребята не только должны знать, но и видеть.

Поскольку туризм неотделим от краеведческой работы, то происходит во время походов углубленное изучение истории, природы и культуры родного края - своей малой родины. Спланированный туристический поход - это уникальный оздоровительный комплекс и как важнейшее средство культурно - патриотического воспитания. Туризм даёт возможность для подготовки подростков к умениям правильно действовать и выживать в экстремальных ситуациях. Также туризм формирует очень ценные качества такие, как коллективизм, взаимовыручка, ответственность, умение бесконфликтно общаться и другие.

Одним из видов туризма, проводимых в техникуме, является сплав на катамаранах по рекам Урала.

Для того, чтобы организовать и провести этот досуг, необходима тщательная и профессиональная подготовка специалиста, решение многих задач, чтобы добиться поставленной цели. Одной из самых важнейших и первостепенных работ является кропотливая разработка и утверждение проекта по организациям сплава в рамках программы по ОБЖ и БЖ в летний период по теме: «Туристические навыки и здоровый образ жизни».

Данный проект может быть адаптирован и применён в своей деятельности и другим туристами- водниками.

 

ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ – СПЛАВУ

 

Разрабатываем поход-сплав

 

В каждом уголке России, городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять историю культуры и её взаимосвязь с природой, с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности, - в этом заключается основной смысл моей туристической деятельности.

Воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи, которые ставятся в данном виде деятельности, достигаются через организацию и проведение походов, сплавов, туристических соревнований. Организаторы похода должны хорошо знать психологию подростков и умело применять эти знания в период сплава. В связи с этим к проведению таких мероприятий мною привлекаются опытные педагоги, психологи, врачи. Особенно интересы сплавы по горным рекам Урала. Самые сложное – найти подход к подростком, которые относятся к категории группы риска и СОП..

Походу предшествует большая кропотливая работа.

Подготовительный этап - разрабатывается проект: обозначается проблема, ставятся цели и задачи, определяются участники проекта (количество, возраст, социальное положение), время и место проведения, описывается организация и содержание деятельности участников проекта, прописывается ожидаемый результат, механизм его реализации, продумывается план мероприятий, который построен так, что позволяет подростку быть всегда занятым и нужным для других, помогает развивать в нем все лучшие черты и качества, необходимые для дальнейшей жизни. Также изучаются возможные трудности и пути их решения.

После утверждения проекта начинается организационный этап:

Решаются вопросы по финансированию похода, транспортные расходы, дни сплава.

Идёт набор группы.

Знакомство группы с маршрутом сплава (подъезд, путь следования, отъезд).

Выявление достопримечательностей (исторические, природные памятники, животные, уникальные места отдыха).

Изучение места стоянок (как их можно умело применить с учетом режима дня и планом мероприятий).

 

1.2.Описание системы работы

 

Данный разработанный проект удобен в своем применении в период проведения сплава всеми участниками похода. Всем, желающим пройти по этому маршруту, проект может пригодиться в изучении данной местности и решении многих задач для подготовки к походу. Вся уникальность его в том, что он доступен и понятен всем, а так же объединяет и решает основные постановленные задачи для достижения единой цели, как при подготовке, так и во время сплава, например:

Изученный и составленный маршрут обозначен на карте (которая представлена) со стоянками, ночевками, природными памятниками. Ребята с интересом изучают карту и свой маршрут сплава. Тем самым учатся ориентироваться по карте.

Во время сплава, останавливаясь в живописных местах, развивают в себе чувства прекрасного, интерес к познанию нового – так решаются воспитательные задачи, которые становились перед сплавом и были достигнуты во время похода.

Весь план мероприятий, режим дня, составлен разумно и плотно так, что участники похода всегда находятся вместе, решая единые вопросы и дела. Тем самым достигаются задачи по развитию взаимовыручки, чувства товарищества и коллективизма, умения общаться без конфликтов и слышать-слушать друг друга

..

Психологические занятия, тренинги хорошо подобраны, ребята с удовольствием знакомятся друг с другом. Занятия развивают интерес к познанию нового, задумываются о значении здорового образа жизни.

Все это и многое другое помогает решать задачи, поставленные в программе психологического тренинга "Преодолей себя".

Для реализации основных задач проекта в качестве воспитателей принимают участие следующие специалисты: педагоги, психолог, инструктор по туризму

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 

2.1.Время и место проведения

 

Реализация проекта планируется в июле месяце по рекам Урала, количество дней – 7.

 

 

2.2.Описание организации и содержания деятельности участников проекта

 

В ходе проекта разработаны специалистами и реализуются следующие программы:

программа психологического тренинга "Преодолей себя"

программа по приобретению туристических навыков

план спортивно-развлекательных мероприятий

В рамках развития навыков среди студентов формируются команды с закреплением поручений: командир, завхоз, повар, физрук, затейник, корреспондент.

 

2.3. Ожидаемые результаты

 

Эффективность реализации поставленных задач проекта будет оцениваться по следующим критериям:

 

Критерии

Показатели

Инструментарий

-уровень сформированности потребности в ведении ЗОЖ,

-социальное саморазвитие личности

-положительные изменения по отношению к себе, своему здоровью и окружающим

-создание индивидуальной программы саморазвития, самоопределения

-реализация программы «Преодолей себя (беседы, тренинги),

-проведение диагностики спортивно — развлекательных мероприятий

-степень приобретения учащимися социально значимых навыков

-умение выполнять все нормативы по программе (узлы, правила сплава, разведение костра и т)

- программа по туризму (приобретение туристических навыков)

 

 

2.4. План мероприятий похода-сплава

 

В походе строго соблюдается режим дня:

 

7.00

Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака

8.00 - 9.00

Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак

10.00 - 13.00

Сплав

13.00 - 14.30

Стоянка. Обед

14.30 - 18.00

Продолжение сплава

18.00-19.30

Разбивка лагеря. Ужин

19.30-22.00

Спортивные или развлекательные мероприятия, свободное время

22.00

Отбой

 

 

 

Примерный план мероприятий проекта:

 

Подготовка к походу

 

Организационное собрание:

инструктаж о правилах поведения в дороге, в лесу, на воде и во время стоянок;

формирование экипажей, выборы командиров, завхозов;

анкетирование " Что ты знаешь о здоровом образе жизни и вредных привычках?"

IV день

 

7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака.

8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак

9.00-14.00 - Обследование пещеры

15.00-15.30 - Обед

15.30-19.00 - Сплав

19.00-19.30 - Ужин

19.30-20.30 - Дискуссия "Какой вид отдыха лучше?"

20.30-22.00 - Свободное время: рыбалка, купание, футбол

22.00 Отбой

 

I день

 

9.00-18.00 - Дорога Комар - п. Усть- Тырым

18.00-19.00 - Сбор катамаранов, разбивка стоянки, заготовка дров

20.00 -Ужин

21.00-22.00 - Инструктаж по ТБ;

- Занятие психолога: игра-тренинг "Расскажи о себе";

- Подведение итогов дня.

22.00 - Отбой.

V день

 

7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака

8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак

10.00-13.00 - Сплав

13.00-14.30 - Стоянка. Обед

14.30-18.00 - Продолжение сплава

18.00-19.30 - Разбивка лагеря. Ужин

19.30-21.00 - Спортивные состязания

22.00 Отбой

 

II день

 

7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака.

8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак

10.00-13.00 - Сплав

13.00-14.30 - Стоянка. Обед

14.30-18.00 Продолжение сплава

18.00-19.30 -Разбивка лагеря Ужин.

19.30-20.30 - Деловая игра "Сотрудничество или конфликты"

20.30-22.00 - Свободное время: волейбол, футбол, рыбалка и т.п.

22.00 - Отбой

VI день

 

7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака

8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак

10.00-13.00 - Сплав

13.00-14.30 - Стоянка. Обед

14.30-18.00 - Продолжение сплава.

18.00-19.30 -Разбивка лагеря. Ужин

19.30-20.00 Просушка катамаранов, подготовка к отъезду

20.00-21.00 -Подведение итогов сплава: "Чего ты достиг?";

- Повторное анкетирование

21.00 – 22.00 – Свободное время

22.00 Отбой

 

III день

 

7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака

8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак

10.00-13.00 - Сплав

13.00-14.30 - Стоянка. Обед

14.30-18.00 - Продолжение сплава

18.00-19.30 -Разбивка лагеря. Ужин

21.00-22.00 - Занятие психолога: блиц-опрос "Что ты сегодня преодолел, чему научился?" Поведение итогов дня

22.00 - Отбой

VII день

 

7.00 - Подъем дежурного экипажа, приготовление завтрака

8.00-9.00 - Общий подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак

9.00-16.00 - Дорога «Чусовой – Комары»

 

После завершения похода в техникуме обязательно проходит встреча участников: проводится рефлексия, анализ мероприятия и пожелания-предложения на будущее.

 

2.5. Памятка «СОВЕТЫ ОТ «БЫВАЛОГО» СТУДЕНТАМ»

 

Опыт показал, что к  любому выходу, даже частично автономному, надо готовиться. Если идете в  поход со старшими товарищами,  не нужно стесняться задавать своевременно вопросы организаторам: когда дойдет до обмена опытом на стоянке, может оказаться поздно что-то исправлять. Всегда собирайте небольшой НЗ под себя. И помните про ошибки в выборе индивидуального  для себя снаряжения:

обувь: в летнем походе не забудьте легкие сандалии или не тонущие сплавные боты (но пусть в рюкзаке будут и сапоги);

одежда: откажитесь от футболки с коротким рукавом и шорт в пользу футболок с длинным рукавом и брюк летом, от брезентовых вещей в пользу мембранных — в дождливую погоду; выбирайте

флисовые

вещи вм

е

сто шерсти  в  холода;

аптечка: рассчитывать на групповую аптечку можно, но часто ее комплектность не соответствует индивидуальным особенностям конкретного участника сплава, поэтому берите медикаменты от своих болезней;

рюкзак: не забывайте

гермомешок

, возьмите мелкую герметичную тару для мелочей (кошелька, мобильника, документов);

снаряжение: берите бивачный нож, карманный нож и складную п

и

лу, даже если они есть у группы.

Итак, небольшой список, чтобы было удобнее собираться на сплав: спасательный жилет; головной убор; перчатки (для сплава или х/б); рубашка или кофта для серфинга; резиновая обувь для сплава; обувь для лагеря — кеды; бивачный нож; карманный нож; термобелье для ночевки; дождевик; крем от загара; репелленты; аптечка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы были решены поставленные задачи через изучение и анализ литературы и интернет - источников, Также применен метод "мозгового штурма" для разработки проекта и плана мероприятий.

Группа исследователей утверждают, что в XXI веке физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз по сравнению с предыдущими столетиями. Если как следует разобраться, то можно прийти к выводу, что в этом утверждении нет или почти нет никакого преувеличения. Конечно же, физическое перенапряжение не может добавить здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Туризм, как и физическая культура, и использование природных факторов, полноценный сон и здоровое питание, и конечно, отсутствие вредных привычек, в значительной степени, действительно является основой здорового образа жизни, его движущей силой, особенно это важно для детей и подростков. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

В условиях туристических походов, сплавов есть возможность решения задач по формированию волевых качеств, взаимовыручки и сплоченности, навыков самообслуживания и самостоятельности. Важно то, что люди получают опыт интересного вида отдыха без алкоголя, наркотиков и с пользой для духовного и физического здоровья. Данный вид спорта способствует гармонизации, снятию агрессии, формированию уважительного и бережного отношения к истории, окружающему миру, любви к родному краю.

Согласно наблюдениям, можно сделать вывод, что туристические навыки есть здоровый образ жизни, так как систематические занятия спортивно-оздоровительным туризмом благотворно влияют на показатели основных систем организма человека, на функционирование всего организма в целом и, как следствие этого, на продолжительность жизни человека.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Безопасность в туризме: учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел

:

МАБИВ, 2020.

Влияние занятий туризмом на здоровье человека. 

(Решетников И.В. 2002

Константинов Ю.С.

 Туристские слеты и соревнования учащихся

:

учебно-методическое пособие. — М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.

15. 

Константинов Ю.С.

 Организация и проведение туристских походов с учащимися :

учеб

.-

метод

, пособие. — М.: Советский спорт, 2011.

16. 

Константинов Ю.С., Глаголева О.Л.

 Методика обучения: уроки ориентирования

:

учебное пособие для вузов. — 2-е изд.,

испр

. и доп., 2017.

17. 

Константинов Ю.С., Персии Л.И., Куликов В.М.,

Ротштейн

Л.М. 

Словарь юного туриста-краеведа:

учеб

.-

метод

, пособие. — М.: ЦНПРО, 2014.

Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 1981.

Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. – М.: «Вече», 2000.

 

Влияние туризма на детский организм. ( Истомин П.И. 1987). 

Драгачев

С.П. Туризм и здоровье. – М., 1984.

Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М., 2004.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×