Социально-психологическое семейное консультирование . Работа с семьёй. | Любителева Наталья Павловна. Работа №308024
Психологическое консультирование – одна из основных функций психологов, работающих в социальной сфере, в том числе в системе социальной защиты населения.
Оно занимает важное место в системе социально-психологических услуг, оказываемых организациями социального обслуживания их получателям.
В соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социально-психологические услуги предусматривают оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Социально-психологическое семейное консультирование. Работа с семьёй.
Введение
Психологическое консультирование – одна из основных функций психологов, работающих в социальной сфере, в том числе в системе социальной защиты населения.
Оно занимает важное место в системе социально-психологических услуг, оказываемых организациями социального обслуживания их получателям.
В соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социально-психологические услуги предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия. В Примерном перечне социальных услуг по видам социальных услуг, утвержденном Постановлением Правительства РФ №1236 от 24 ноября 2014 г., к социально-психологическим услугам во всех формах социального обслуживания относятся:
а) социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);
б) социально-психологический патронаж;
в) оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия). Из перечня социально-психологических услуг видно, что семейное психологическое консультирование становится одним из базовых видов деятельности психологов организаций социального обслуживания семьи и детей.
Такой тезис подтверждают и требования профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 682н.
В разделе «Трудовые действия» трудовых функций этого профессионального стандарта определены различные виды консультирования клиентов, в том числе: индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания; консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей.
Психолог, педагог-психолог, специалист по социальной работе должен помнить о допустимых границах "вторжения" в семью и брачно-семейные отношения, т.к. у этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав человека, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, определяются параметры исследуемого объекта, методы осуществления работы. Методы изучения семьи, брачно-семейных отношений представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности, что помогает специалисту, качественно оказать психологическую помощь.
Консультирование, как одном из эффективных методов работы специалиста. Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу, совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например, социально-психологическая консультация.
Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
В нашей стране в начале 90-х годов получило распространение консультирование. Оно имеет ярко выраженную специфику, которая определяется тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи, гармонизации брачно-семейных отношений.
На особенности консультирования влияют теоретические предпочтения, научный подход и учреждение, в котором работает консультант- (психолог, педагог-психолог, специалист по социальной работе).
При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности социально-психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на решение проблемы последнего. Это взаимодействие осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более 2-х людей. В остальном позиции расходятся. Одни полагают, что консультирование отличается от психотерапии и центрировано на более поверхностной работе, например, на межличностных отношениях, и его основная задача - помочь семье, супругам посмотреть на жизненные ситуации со стороны, продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются .Другие считают консультацию одной из форм осуществления психотерапии и видят его центральную задачу в том, чтобы помочь клиенту обрести свое подлинное Я и найти в себе мужество стать этим Я .В зависимости от жизненной ситуации семьи (как коллективного клиента) целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие ее во всех проявлениях; приобретение веры в свои силы и желания преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у членов семьиответственности друг за друга и др.), поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и внешним миром).
Психологическое консультирование - это целостная система. Его можно представить, как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента.
Систематическое отслеживание динамики развития семьи или его членов, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе совместного исследования специалист и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.
При работе с супружеской парой цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи - то это помочь принять жизнь во всех ее проявлениях, переосмыслить свои отношения с самим собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.
Консультант создает условия для изменений и стимулирует этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к гармонизации брачно-семейных отношений. Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиентов и его жизненной ситуации.
Основной этап социальной работы с семьей - отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе специалист осмысливает результаты диагностики (совместного исследования, отслеживания) и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, другим, к инвалиду проживающему в семье, к миру в целом и гибкости, способности успешно контактировать между собой и социумом, адаптироваться в нем. Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью, учитывающие их особенности и потребности.
Особенности распределения семейных ролей, ожиданий, воспитание детей, притязаний в браке, совместимость супругов можно исследовать также с помощью следующих методик.
Опросник "Общение в семье" (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.
Методика "Распределение ролей в семье" (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) определяет степень реализации супругами той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнерства.
Для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях их характера используется метод индивидуально-психологического исследования (А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова).
Личностная совместимость (психологический уровень супружеской совместимости): автоматическое распределение психологической нагрузки, выработка оптимальных способов общения, понимание спонтанных проявлений партнера и адекватное реагирование на них одна из форм коррекционной работы, направленной на улучшение взаимопонимания. Она осуществляется с помощью таких методик, как определение типа темперамента (Г.Айзенк), "16 личностных факторов" (Р.Кеттелл), методика рисуночной фрустрации (С.Розецвейг), цветовой тест (М.Люшер) и другие.
Духовное взаимодействие партнеров, их духовная совместимость проявляется на социокультурном уровне супружеских отношений. Это общность ценностных ориентации, жизненных целей, мотивации, социального поведения, интересов, потребностей, а также общность взглядов на проведение семейного досуга. Известно, что сходство интересов, потребностей, ценностей является одним из факторов супружеской гармонии и стабильности брака.Опросник "Измерение установок в семейной паре" (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии:
1. отношение к людям;
2. отношение к детям;
3. альтернатива между чувством долга и удовольствием;
4. автономность супругов или зависимость супругов друг от друга;
5. отношение к разводу;
6. отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи;
7. отношение к деньгам.
Опросник "Интересы - досуг" (Т.М.Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга. Что немало важно для скрепления семьи, для развития или просто качественной жизни в семье, человека с инвалидностью.
Для изучения микроокружения семьи психологи, специалисты по социальной работе широко используют метод беседы или интервью. Этот метод имеет большое значение для стабилизации брака и семьи в целом.
Психолого-педагогический тренинг эффективен в работе с семьями такой метод помогает изучить глубинные установки и отношения. Им обычно охватывают членов нескольких семей, имеющих схожие проблемы. Участникам предлагаются различные задания, выполнение и совместное обсуждение которых помогает выработке определенных умений, корректирует взгляды и позиции, активизирует рефлексивную деятельность. При умелом руководстве группа участников тренинга превращается в своего рода группу самопомощи и взаимопомощи. Исключается критика, осуждение, создаются условия для откровенного обсуждения проблемы, обмена опытом, знаниями, выражения переживаемых чувств. В результате групповых встреч участники тренингов, собеседований повышают свою компетентность, культуру общения, что благотворно сказывается на гармонизации супружеских отношений.
Эффективным приемом являются различные "ролевые игры". Наибольшей популярностью пользуется игра "Обмен ролями", когда супруги разыгрывают сцены из семейной жизни, играя роль противоположного пола. Хорошие результаты дает применение техники "Зеркало", когда супруги разбиваются попарно и стараются повторить все движения и слова друг друга, а также ролевые игры, связанные с определенной сферой супружеской жизни (совместное ведение хозяйства, семья на отдыхе, общение и так далее).
Социально-психологическое консультирование законных представителей, индивидуальная беседа с ними. Этот вариант имеет свои преимущества и недостатки. Положительным здесь представляется больший контакт с психологом, но, с другой стороны, отсутствует эффект обратной связи и группового научения.
Индивидуальная консультация начинается обычно с выяснения чисто формальных данных: когда познакомились, сколько встречались, как давно живут вместе, где. Как решили воспитывать ребёнка с ментальными нарушениями здоровья. Кто был инициатор, было ли это решение обоюдным. Какие видят пути дальнейшего развития ребёнка.
Психологическое консультирование - многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации, тренинга) и динамику всего процесса консультирования.
Для осмысления динамики можно воспользоваться метафорой совместного путешествия от наличной ситуации к желаемому будущему. Тогда консультирование предстанет как помощь клиенту в решение трех основных задач:
- определить "место, на котором в момент обращения находится семья" (в чем сущность дисгармонии брачно-семейных отношений и ее причины?);
- выявить "место, куда хотят прийти спутники", т.е. состояние, которого хотят достичь супруги (сформировать образ желаемого будущего, определить его реальность) и выбор направления изменений (Что делать? В каком направлении двигаться?);
- помочь супругам туда перебраться (Как это сделать?).
Процесс решения первой задачи соответствует диагностическому компоненту сопровождения; третью можно представить, как преобразование или реабилитацию. Для второй задачи готового термина еще нет; она решается в ходе соглашения между клиентами и психологом. Условно этот этап можно назвать "ответственным решением" или "выбором пути".
Эта трехчленная модель присутствует в ряде интегративных подходов кконсультированию в психологии и социальной работе В.А.Горянина и Дж.Иген.
Таким образом, мы видим из перечисленных выше исследований, что сегодня современные науки используют разнообразные методы оказания помощи в брачно-семейных отношениях, воспитывающих ребёнка инвалида, с выявлением критериев и показателей развития гармоничных отношений между супругами. При наличии у клиента высокой мотивации к самоанализу и изменению себя возможна существенная коррекция собственной жизни и брачно-семейных отношений. Эффективным условием при этом является помощь психологов, специалистов по социальной работе, психотерапевтов, которые в своей деятельности опираются в наибольшей степени на индивидуальные особенности личности и её активность.
В завершении хотелось бы отметить, что в основном семейные проблемы решаются с помощью психологов, педагогов-психологов, специалистов по социальной работе, если супруги сталкиваются с проблемами воспитания или содержания инвалида, ребёнка-инвалида, материальными трудностями, с воздействием внешних объективных неблагополучных факторов, достаточно изменить структуру восприятия этих ситуаций в их сознании и уже возможно появление различных вариантов выходов. А дальше можно выбрать оптимальное решение и двигаться к нормализации и гармонизации семейной жизни, воспитывать «особого ребёнка», жить в гармонии со взрослым инвалидом (членом семьи) таким образом, семейное консультирование обладает большим потенциалом по предупреждению разрушительных процессов в брачных отношениях и поддержанию нормального функционирования семьи.