Социальное партнерство ДОУ с семьей, учреждениями, организациями, предприятиями ☼
Автор: Калинина Нина Васильевна
Автор: Калинина Нина Васильевна МБДОУ № 58 заместитель заведующего г.Апатиты.
Участники: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Проект направлен на обеспечение единого пространства развития детей в ДОУ и в семье.
Основная идея проекта: социальное партнёрство ДОУ и семьи.
Актуальность:
В возрасте от рождения до семи лет ребёнок наиболее чувствителен к влияниям окружающего социума, особенно близких людей – родителей. Однако, как отмечают психологи (В.В. Давыдов. В.А. Петровский, А.Б.Орлов и другие), в обществе наблюдается отторжение мира детства от мира взрослых. На вопрос: «Кто является первыми педагогами вашего ребёнка?»- родители отвечают: «Воспитатели». На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. И сейчас, зачастую родители уделяют недостаточное внимание воспитанию и развитию ребёнка дома, возлагая всю ответственность на дошкольное учреждение.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много неполных семей либо семей в неузаконенных отношениях). Большинство семей воспитывает одного ребёнка, бабушки и дедушки часто проживают отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей.
В договоре между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) указана обязанность родителей «взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребёнка». В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.52. ч.1), родители имеют право «защищать законные интересы ребёнка, принимая участие в управлении образовательным учреждением»
Роль, обязанности и ответственность ДОУ при взаимодействии с родителями основывается на признании ст.10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах», согласно которому семье должна предоставляться помощь «в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей». Примерный Устав ДОУ в РФ (п.4.6) определяет сотрудничество с семьёй по вопросам воспитания и обучения детей как обязанность педагога ДОУ.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры);свободного гражданина (субъекта истории, общества);творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
· воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
· развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
· развитие способности самоопределения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
· становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
· Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников;
· Повышение уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей;
· Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата;
· Поднятие престижа семьи, её традиций;
· Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребёнку в ДОУ и дома, общего подхода к воспитанию.
Гипотеза проекта:
Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.
Возможные риски: нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.
Предполагаемый результат:
· создание положительного эмоционального микроклимата в ДОУ;
· повышение педагогической грамотности родителей;
· повышение профессиональной компетентности педагогов;
· обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
· продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Наличие в ДОУ специалистов даёт возможность осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.
Контингент воспитанников:
ДОУ посещают дети из 130 семей, среди которых:
7 - многодетные семьи;
– семей с двумя детьми
- неполные семьи
В 15 семьях за последние полтора года родились младшие братья и сестры.
Материально-техническая база:
В ДОУ созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями, проведены индивидуальные консультации по их запросам: изолированные музыкальный и физкультурный зал, кабинет для индивидуальных занятий с специальным педагогом и педагогом - психологом, методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми.
Таким образом, созданные в ДОУ условия должны способствовать успешной реализации проекта.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
· работу с государственными структурами и органами местного самоуправления (КДН, Дворец спорта Муниципального учреждения г. Апатиты «Учебно-спортивный центр», Сектор по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан Администрации г.Апатиты Мурманской области, Отдел по культуре и делам молодежи Администрации города и Муниципальное учреждение молодежной политики "Молодежный социальный центр" и т.д. );
· взаимодействие с учреждениями здравоохранения (детская поликлиника, санаторий «Изовелла»);
- взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры
ü с детской библиотекой (дети принимают участие в праздниках «День библиотек», «Книжкина неделя», «Библиоша», посещают выставки в библиотеке, библиотекари приходят в детский сад с передвижной библиотекой);
ü детской школой искусств ( дети школы искусств выступают у нас в детском саду, посещение воспитанниками ДОУ концертных мероприятий в школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств);
ü Дворцом культуры и Домом детского творчества (просмотр театральных постановок);
ü выставочным салоном «Салма-Арт» (посещают выставки творчества);
ü театром «Веселинка» (показ спектаклей для детей);
ü творческий союз с ансамблем «Долинушка» (выступления ансамбля на общих родительских собраниях);
ü краеведческим музеем и музеем камня, другими учреждениями города: проводятся встречи с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки.
· с семьями воспитанников детского сада
ü самая спортивная семья (фоторепортажи лучшего семейного опыта по укреплению здоровья детей семей Колесниченко, Архиповых и т.д.);
ü мастер-класс семьи (творческая мастерская с семьями Чкадуа, Белой т.д.);
ü день с семьей (прогулки выходного дня в семьях Вышегородцевых, Язевых и т.д.);
ü на даче с семьёй (интервьюирование семейных традиций Калининых, Быстровых, Петровых и т.д.);
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
· добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
ü анализ объектов социума для определения целесообразности установлениясоциального партнерства;
ü установление контактов с организациями и учреждениями города и т.д.;
ü определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
Следующий этап – практический.
Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.
Задачи данного этапа:
ü формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;
ü разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада;
ü разработка методических материалов для реализации данных проектов;
ü разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.
И последний – заключительный этап.
Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
ü проведение анализа проделанной работы;
ü определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
ü в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
ü в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
ü в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде;
ü в творческой саморазвитии участников образовательного процесса.
План проекта:
№ п/п | Этап
| Дети
| Родители | Педагоги |
1 | 1 этап | Мониторинг (опросник «Моя семья») | -социальный опрос семей (выявление социального статуса), -участие в оснащение развивающей среды (закупка игрушек и оборудования, литературы), -пошив костюмов для игр в бытовом уголке. | -Подбор методической литературы, -оснащение развивающей среды (дидактические игры), -создание картотек, -приобретение демонстрационного и картинного материала, - разработка проектов: «Детство без слёз», «Права и обязанности ребенка в ДОУ и семье». - Анкетирование «Детский сад, семья и права ребенка». - Деловые игры «Знаем ли мы права детей». -Обсуждение и обыгрывание педагогических ситуаций. |
|
| Беседы: «Что такое семья», «Мама и папа», «Наши бабушки и дедушки», «Младшие и старшие братья и сестры», «Мамы и папы имеют имена и отчества», «Дом моей семьи». Дидактические игры: «Настроение», «Страна колобков», «Родословная». Словесные игры: «Назови ласково», «Волшебные слова», «Комплименты». Рисование: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы». Аппликация «Букет для мамы», «ракета для пап ». Экскурсии – занятия: «Кем работают наши мамы, папы, бабушки и дедушки». Беседа – занятие «Наши папы – защитники Родины». Спортивная эстафета «Юные солдаты». «Наши любимые мамы» - праздник. Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке. Разучивание песен о маме, папе, бабушке. Чтение художественных произведений о семье. Конструирование «Со своей семьей дружно в доме мы живем». Презентация с ребенком своей семьи, опираясь на семейное древо. Сюжетно-ролевая игра “Семья”, отображающая отношения между её членами. | Участие в родительских четвергах: «Я – медицинская сестра», «Я – плотник в детском саду», « Я мама и воспитатель», «Я бабушка - работник прачечной». Участие в выставке фотографий «Моя семья». Журнал с рецептами блюд «Любимое блюдо семьи », «Традиции нашей семьи». Составление семейного древа с презентацией. Родители шьют костюмы для праздников детям. | Подбор материалов для занятий с детьми. Создание фотоальбомов. Консультации «Чем занять ребенка в свободное время», «Что значит крепкая семья», «Типология семьи».
Мастер-класс: «Пальчиковые игры и развитие ребенка». Альбом детей группы «Наши дружные семьи». Знакомство родителей с картотекой стихов, поговорок и пословиц о семье. Организации выставок совместных работ родителей и детей: «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др. Фото выставки: «В гостях у семьи …» и др. Семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных представлений; Виртуальные игры «Золотое руно», «По страницам былин» - родители совместно с детьми отвечают на вопросы викторин и отправляют ответы на почтовый адрес детского сада. Мастер-классы «Цветы любимым женщинам», «Снаряжение для богатырей», «Роспись дымковских игрушек»; «Хохломские росписи» и др.; Участие в конкурсах: «Русский сувенир», «Дымковская игрушка»(семьи воспитанников оформили проект «Весёлая карусель», «Русское подворье»); С участием родителей проведен мастер-класс для педагогов и детей по кукле-самокрутке. Консультации – «Народные праздники», «Игры, хороводы наших бабушек», «Семья и семейные традиции в семье», «Стиль жизни и культура семьи»; буклеты – «Праздники для детей в семье», «Как организовать зимние игры и забавы», «Игры с песком – полезное занятие», «Спортивные игры и упражнения на детской площадке», «Вечерние игры» и др. Брошюры: «Мама, папа, поиграйте со мной!», «Игры для непосед» и др. Подборка подвижных игр по возрастам. Занятия с детьми – «Моя семья», «Я ребенок и имею право …», «Семейные праздники и традиции». Спортивная олимпиада «Моя спортивная семья». Развлечения выходного дня на улице: «Мы мороза не боимся!», «Широкая Масленица», каждое такое мероприятие заканчивается совместным чаепитием. Походы в лес, с организацией подвижных игр, игр соревнований, чаепитием у костра. Воскресные походы вместе с семьей в музей, выставочный салон «Салма-Арт», типографию «Дважды Два»; Развлечения в зале: «Русские народные игры», «Хороводные игры»; «Рождество христово»; Развлечение «Загляните в семейный альбом», дети рассматривали фотографии в семейных альбомах, и составляли рассказы, о том, как они проводят выходные в семье. Провели конкурс рисунков «Самая спортивная семья», дети вместе с родителями рисовали любимые спортивные развлечения своей семьи, а на обратной стороне рисунка составляли рассказ о любимых спортивных увлечениях семьи. Организовали сбор фотографий, из которых оформили фотогазеты на темы: «Спортивная семья Колесниковых», «Творческая семья Иушиных», «Я и моя семья». Выставки детских рисунков «Неразлучные друзья – взрослые и дети»; Конкурс «Бабушкин сундук», дети приносили домашние реликвии: прялку, деревенские дорожки, скатерти,салфетки,рушники и т.д. Оформили в группе фрагмент «Русская изба»; разучивали с детьми и родителями народные песни, танцы, хороводы, приглашали народный ансамбль «Долинушка».
|
|
| Итоговый мониторинг (опросник) | Участие в работе круглого стола, с целью эффективности реализации проекта. Книга отзывов группы. | Проведение круглого стола с родителями «Семья глазами наших детей» Самоанализ педагогов. |