Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Социальное партнерство ДОУ с семьей, учреждениями, организациями, предприятиями ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Калинина Нина Васильевна

Автор: Калинина Нина Васильевна МБДОУ № 58 заместитель заведующего г.Апатиты.

Участники: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Проект направлен на  обеспечение единого пространства развития детей в  ДОУ и в семье.

Основная идея проекта: социальное партнёрство  ДОУ и семьи.

Актуальность:

       В возрасте от рождения до семи лет  ребёнок наиболее чувствителен к влияниям окружающего социума, особенно  близких людей – родителей. Однако, как отмечают  психологи (В.В. Давыдов. В.А. Петровский, А.Б.Орлов и другие), в обществе наблюдается отторжение мира детства от мира взрослых.       На  вопрос: «Кто является  первыми педагогами вашего ребёнка?»- родители отвечают: «Воспитатели». На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала  изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. И сейчас, зачастую родители уделяют недостаточное внимание воспитанию и развитию ребёнка дома, возлагая всю ответственность на дошкольное учреждение.

      Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много неполных семей либо семей в неузаконенных отношениях). Большинство семей  воспитывает одного  ребёнка, бабушки и дедушки часто проживают отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей.

        В   договоре между  ДОУ  и родителями  (лицами, их заменяющими) указана обязанность  родителей «взаимодействовать с  ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребёнка». В соответствии   с  Законом  РФ «Об образовании» (ст.52. ч.1), родители  имеют право «защищать законные интересы ребёнка,  принимая участие в управлении  образовательным учреждением»

      Роль, обязанности и ответственность  ДОУ  при взаимодействии с родителями основывается на признании ст.10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах», согласно которому семье должна предоставляться помощь  «в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей». Примерный  Устав  ДОУ  в РФ  (п.4.6) определяет сотрудничество с семьёй по вопросам воспитания и обучения детей как обязанность педагога ДОУ.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры);свободного гражданина (субъекта истории, общества);творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).

      Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

·        воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

·        развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

·        развитие способности самоопределения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

·        становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

·        Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников;

·        Повышение уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей;

·        Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата;

·        Поднятие престижа семьи, её традиций;

·        Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребёнку в  ДОУ и дома, общего подхода  к воспитанию.

Гипотеза проекта:

 Налаживание  партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства  предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение   социальной  компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных  форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.

Возможные риски: нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.

Предполагаемый результат: 

·        создание положительного эмоционального микроклимата  в ДОУ;

·        повышение педагогической грамотности родителей;

·        повышение профессиональной компетентности педагогов;

·        обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов;

·        продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

Наличие в  ДОУ специалистов  даёт возможность осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать  квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.

Контингент воспитанников:

ДОУ посещают  дети из  130 семей, среди которых:

7 - многодетные семьи;

 – семей с двумя детьми

 -  неполные семьи

 

В 15 семьях за последние полтора года родились младшие братья и сестры.

Материально-техническая база:

      В ДОУ созданы необходимые условия  для организации совместных мероприятий с родителями, проведены индивидуальные консультации по их запросам: изолированные музыкальный и физкультурный зал, кабинет для индивидуальных занятий с специальным педагогом и педагогом - психологом, методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми.

      Таким образом, созданные в  ДОУ условия должны способствовать  успешной реализации проекта.

Наш детский сад имеет многолетний опыт  социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:

·        работу с государственными структурами и органами местного самоуправления (КДН, Дворец спорта Муниципального учреждения г. Апатиты «Учебно-спортивный центр», Сектор по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан Администрации г.Апатиты Мурманской области, Отдел по культуре и делам молодежи Администрации города и Муниципальное учреждение молодежной политики "Молодежный социальный центр" и т.д. );

·        взаимодействие с учреждениями здравоохранения (детская поликлиника, санаторий «Изовелла»);

  • взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры

ü с детской библиотекой (дети принимают  участие в праздниках  «День библиотек», «Книжкина неделя», «Библиоша», посещают   выставки  в библиотеке, библиотекари приходят в детский сад с передвижной библиотекой);

ü детской школой искусств ( дети школы искусств выступают у нас в детском саду, посещение воспитанниками ДОУ концертных мероприятий в школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств);

ü Дворцом культуры и Домом детского творчества (просмотр театральных постановок);

ü выставочным салоном «Салма-Арт» (посещают выставки творчества);

ü театром «Веселинка» (показ спектаклей для детей);

ü творческий союз с ансамблем «Долинушка» (выступления ансамбля на общих родительских собраниях);

ü краеведческим музеем и музеем камня,  другими учреждениями города: проводятся  встречи с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки.

·        с семьями воспитанников детского сада

ü самая спортивная семья (фоторепортажи лучшего семейного опыта по укреплению здоровья детей семей Колесниченко, Архиповых и т.д.);

ü  мастер-класс  семьи (творческая мастерская с семьями Чкадуа, Белой т.д.);

ü день с семьей (прогулки выходного дня в семьях Вышегородцевых, Язевых и т.д.);

ü на даче с семьёй (интервьюирование семейных традиций Калининых, Быстровых, Петровых и т.д.);

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

·        добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа:

ü анализ объектов социума для определения целесообразности  установлениясоциального партнерства;

ü установление контактов с  организациями  и учреждениями города и т.д.;

ü определений направлений  взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия;

 

Следующий этап практический.

Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.

Задачи данного этапа:

ü формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта;

ü разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада;

ü разработка методических материалов для реализации данных проектов;

ü разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.

И последний – заключительный этап.

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

ü проведение анализа проделанной работы;

ü определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:

ü в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;

ü в развитии позитивного общественного мнения о своем  учреждении в повышении  спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;

ü в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде;

ü в творческой саморазвитии участников образовательного процесса.

План  проекта:

п/п

Этап

 

Дети

 

Родители

Педагоги

1

1 этап

Мониторинг

(опросник «Моя семья»)

-социальный опрос семей (выявление социального статуса),

 -участие в оснащение развивающей среды (закупка игрушек и оборудования, литературы),

 -пошив костюмов для игр в бытовом уголке.

-Подбор методической литературы,

 -оснащение развивающей среды (дидактические игры),

 -создание картотек,

 -приобретение демонстрационного и картинного материала,

- разработка проектов: «Детство без слёз», «Права и обязанности  ребенка в ДОУ и семье».

- Анкетирование «Детский сад, семья и права ребенка».

- Деловые игры «Знаем ли мы права детей».

-Обсуждение и обыгрывание педагогических ситуаций.

 

 

Беседы: «Что такое семья»,

 «Мама и папа», «Наши бабушки и дедушки», «Младшие и старшие братья и сестры»,

 «Мамы и папы имеют имена и отчества»,

 «Дом моей семьи».

 Дидактические игры: «Настроение», «Страна колобков», «Родословная».

 Словесные игры: «Назови ласково», «Волшебные слова», «Комплименты».

 Рисование:

 «Моя семья»,

 «Портрет мамы», «Портрет папы».

 Аппликация «Букет для мамы», «ракета для пап ».

 Экскурсии –

 занятия: «Кем работают наши мамы, папы, бабушки и дедушки».

  Беседа – занятие «Наши папы – защитники Родины».

 Спортивная эстафета «Юные солдаты».

 «Наши любимые мамы» - праздник.

 Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.

 Разучивание песен о маме, папе, бабушке.

 Чтение художественных произведений о семье.

 Конструирование «Со своей семьей дружно в доме мы живем».

 Презентация с ребенком своей семьи, опираясь на семейное древо. 

 Сюжетно-ролевая игра “Семья”, отображающая отношения между её членами.

Участие в родительских четвергах:

 «Я – медицинская сестра»,

 «Я – плотник в детском саду»,

 « Я мама и воспитатель»,

 «Я бабушка -  работник прачечной».

 Участие в выставке фотографий «Моя семья».

  Журнал с рецептами блюд «Любимое блюдо семьи », «Традиции нашей семьи».

 Составление семейного древа с презентацией.

Родители шьют костюмы для праздников детям. 

Подбор материалов для занятий с детьми.

Создание фотоальбомов.

Консультации «Чем занять ребенка в свободное время»,

 «Что значит крепкая семья»,

 «Типология семьи».

 

Мастер-класс: «Пальчиковые игры и развитие ребенка».

Альбом детей группы «Наши дружные семьи».

Знакомство родителей с картотекой стихов, поговорок и пословиц о семье.

Организации выставок совместных работ родителей и детей: «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др.

Фото выставки: «В гостях у семьи …» и др.

Семейные творческие гостиные, где родители являются участниками  театрализованных представлений;

Виртуальные игры «Золотое руно», «По страницам былин» - родители совместно с  детьми отвечают на вопросы  викторин и отправляют  ответы на почтовый адрес детского сада.

Мастер-классы «Цветы любимым женщинам», «Снаряжение для богатырей», «Роспись дымковских игрушек»; «Хохломские росписи» и др.;

Участие в конкурсах: «Русский сувенир», «Дымковская игрушка»(семьи воспитанников оформили проект «Весёлая карусель», «Русское подворье»);

С участием родителей проведен мастер-класс для педагогов и детей по кукле-самокрутке.

Консультации – «Народные праздники», «Игры, хороводы наших бабушек», «Семья и семейные традиции в семье», «Стиль жизни и культура семьи»;

буклеты – «Праздники для детей в семье», «Как организовать зимние игры и забавы», «Игры с песком – полезное занятие», «Спортивные игры и упражнения на детской площадке», «Вечерние игры» и др.

Брошюры: «Мама, папа, поиграйте со мной!», «Игры для непосед» и др. Подборка подвижных игр по возрастам.

Занятия с детьми  – «Моя семья», «Я ребенок и имею право …», «Семейные праздники и традиции».

Спортивная олимпиада  «Моя спортивная семья».

Развлечения выходного дня на улице:  «Мы мороза не боимся!», «Широкая Масленица», каждое такое мероприятие заканчивается совместным чаепитием.

Походы в лес, с организацией подвижных игр, игр соревнований, чаепитием у костра.

Воскресные походы вместе с семьей в музей, выставочный салон «Салма-Арт», типографию «Дважды Два»;

Развлечения в зале: «Русские народные игры», «Хороводные игры»; «Рождество христово»;

Развлечение «Загляните в семейный альбом», дети рассматривали фотографии в семейных альбомах, и составляли рассказы, о том, как они проводят выходные в семье.

Провели конкурс рисунков «Самая спортивная семья», дети вместе с родителями рисовали  любимые спортивные развлечения своей семьи, а на обратной стороне рисунка составляли рассказ о любимых спортивных увлечениях семьи.

Организовали сбор фотографий, из которых оформили фотогазеты на темы: «Спортивная семья Колесниковых», «Творческая семья  Иушиных», «Я и моя семья».

Выставки детских рисунков «Неразлучные друзья – взрослые и дети»;

Конкурс «Бабушкин сундук», дети приносили домашние реликвии: прялку, деревенские дорожки, скатерти,салфетки,рушники и т.д.

Оформили в группе фрагмент «Русская изба»;

разучивали с детьми и родителями народные песни, танцы, хороводы, приглашали народный ансамбль «Долинушка».

 

 

 

 

 

Итоговый мониторинг (опросник)

Участие в работе круглого стола, с целью эффективности реализации проекта.

 Книга отзывов группы.

Проведение круглого стола с родителями «Семья глазами наших детей»

 Самоанализ педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×