Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Бахтина Татьяна Александровна

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.

«Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.

Социальное партнерство в самом широком смысле следует понимать как такую совместную коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества. 
Социальные группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. 
Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашей школе. Это государство (формулирует заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет; учащиеся; их родители; общество в лице местного социума и различных организаций.

В своей педагогической деятельности партнерство с учреждениями дополнительного образования и культуры и спорта  использую как эффективную форму профориентационной работы. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребенку было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра.

Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках. Тщательно продумываю эту деятельность во время подготовки воспитательных и тематических планов на предстоящий учебный год. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры, направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры: “Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и активизируют познавательные процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль.

Одна из основных задач профориентации – активизировать работу, способствующую социальному взаимодействию образовательного учреждения с ВУЗами, колледжами, предприятиями и другими социальными партнерами, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профессии, профессиональных интересов и самостоятельному профессиональному самоопределению.

В профориентационной работе с детьми особую роль играет сотрудничество с социальными партнерами.

В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде выделяется 3 этапа:

ü определение общих целей, ценностей и ресурсов (итог – желание партнеров к осуществлению совместной деятельности);

ü совместная деятельность (итог – умение партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению);

ü собственно партнерство в школьной образовательной среде.

Основные виды совместной деятельности:

Деятельность

«Продукт»

Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса

Модели, концепции, ресурсы

Проектирование образовательного процесса

Образовательные программы

Реализация образовательного процесса

Творческие дела, конкурсы, соревнования, олимпиады и др.

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнеров

Цели:

ü  создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала в сотрудничестве с социальными партнерами и всеми участниками образовательного процесса.

Задачи:

ü  помочь каждому учащемуся самоопределиться в коллективе сверстников;

ü  выявлять и развивать способности каждого учащегося в различных видах деятельности;

ü  способствовать активному включению родителей во все виды деятельности детей;

ü  совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей, всемерно укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие;

ü  формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;

ü  поддерживать интерес к учебной деятельности.

Что дает такое сотрудничество в конечном итоге?

Для ребенка – доступность образования школьников, повышение качества их образования, воспитание конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей региона и своей малой родины.
Для педагога – рост профессионализма, социальной активности, социальная защищенность, сотрудничество с коллегами.
В образовательном процессе – обновление содержания, создание учебно-методической базы, вариативных программ с учетом специфики работы  школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения образовательного процесса, обусловленная интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями города, культурными центрами и другими школами.

В начальной школе должен быть дифференцированный подход в работе ранней профилизации. Работа должна быть системной и хорошо организованной согласно разработанной структуры и модели с возможными новыми подструктурами и компонентами.

Формы сотрудничества:

ü совместная организация и проведение внеклассных  мероприятий;

ü вечера-встречи с интересными людьми города, региона;

ü совместная исследовательская и диагностическая деятельность;

ü консультации, вечера, круглые столы и т.д.;

ü экскурсии и различные тематические десанты, акции;

ü приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,

ü спонсорская помощь школе и т. д.

В рамках реализации школьной программы сотрудничества нами определены партнеры, составлен план сотрудничества и  обозначены круг мероприятий.

Совместно с центральной городской библиотекой проводим встречи с ветеранами труда, конкурсы рисунков «Все профессии хороши»; виртуальные экскурсии в мероприятия города.

В сотрудничестве важным является проектирование. Через творческие и исследовательские проекты мои ученики знакомятся с основами различных профессий, изучают профессии своих родителей, создают портреты лучших строителей, врачей, учителей, нефтяников.

 

Использованные источники

1.Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. -  2006. -№ 5. – С. 8 -11.

2.Харитонова В. Организация родительской общественности – модель института социального партнерства // Социальная педагогика. – 2006.- №2. - С.53-60.

3.Бессолицына Л. 10 идей развития социального партнерства школы // Управление школой.  - 2007.  - № 7. – С.24 - 25

4.Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. – 2007. - №2. – С.5 - 16.

5.Хоменко И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. – 2007. - №4. – С. 83 – 89.

6.Корчагин Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером // Инновации в образовании. – 2007. - №6. –С.43 - 52.

Голованов В.П. Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2008. - №2. – С.12 - 16.

Лернер П. Социальное партнерство учителей и родителей при освоении ресурсов педагогического сопровождения самоопределения учащихся основной и старшей школы // Народное образование. – 2007. - №7. – С.167-171.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×