Социальное предпринимательство в молодежной среде | Пашенко Людмила Юрьевна. Работа №355615
Независимо от быстро и динамично меняющейся экономической ситуации в нашей стране проблема развития молодежного (студенческого) предпринимательства и его значении в развитии местных территорий остается актуальной и требующей актуализации.
Учебные заведения призваны сегодня выполнять не только образовательную и воспитательную функцию, но и быть центрами подготовки молодых людей к инновационной деятельности. Востребованными являются не только задачи профессиональной подготовки на уровне узкой специализации (определенного профиля по направлению подготовки), но и формирование у будущих специалистов предпринимательского мышления.
Анализ научно - педагогических источников позволяет сделать определенные констатации о сущности категории предпринимательской активности [1].
Ряд ученых понимают под предпринимательской активностью инновационную деятельность в экономическом аспекте ( И. В. Крупнов, С. З. Жизнин, С. И. Вершинин) [2].
В работах А. А. Ступина [3] и О. В. Катковой [4] утверждается, что предпринимательская активность как устойчивое поведение может развиваться при наличии определенных условий.
О влиянии социокультурных факторов на предпринимательскую активность говорится в статье А. Г. Гаврилюк [5].
В Федеральном законе ««О молодежной политике в Российской Федерации» говорится о необходимости уже в период обучения в вузе готовить молодых людей к самореализации через полученные ими знания, навыки и компетенции для успешной адаптации и реализации их потребностей в профессиональном, социальном и личностном развитии [6].
Проблема развития предпринимательской подготовки молодежи изначально определяется положением ряда современных теоретических концепций. В частности, в «инвестиционной теории креативности» Р. Стернберга отмечается, что творческая личность как успешный инвестор занимается созданием и развитием неизвестных идей, ценность которых в начале работы может быть просто непонятна окружающим [7].
По мнению А. А. Литвинюк и Е. А. Гонтар, творческая личность, а именно творчество и нестандартный подход к решению ситуаций отличает успешных предпринимателей, способна увидеть и оценить скрытые возможности разрабатываемой идеи и потенциальные возможности ее принятия субъектами рынка потребителей [8].
Л.В. Глезман акцентирует ключевые вызовы, призванные сформировать условия развития современного предпринимательства [9].
Вопросы разработки методологии развития предпринимательской активности, мотивации к ее проявлению актуализируются в работе авторов А. З. Улимбашева, К. С. Половниковой и А. А. Шемчук [10].
Подытожив значимость предпринимательской активности как условия успешности экономического развития и инновационного роста российских регионов, отметим необходимость ознакомления студенческой молодежи с реальными возможностями самореализации через инициацию предпринимательской деятельности уже в стенах образовательной организации неэкономического профиля.
В настоящее время задача планирования предпринимательской деятельности в профессиональной сфере в процессе подготовки будущих специалистов рассматривается как запрос со стороны государства [11].
Перед профессиональными образовательными организациями стоит задача подготовки специалистов, обладающих достаточными специальными предпринимательскими компетенциями в выбранной сфере деятельности, способными к принятию рациональных управленческих решений, с развитым экономическим мышлением, понимающими наличие определенных рисков, подготовленные к инновационной деятельности. Это должно достигаться при помощи изучения основ креативного менеджмента [12].
Социальное предпринимательство в молодежной среде
Введение
Независимо от быстро и динамично меняющейся экономической ситуации в нашей стране проблема развития молодежного (студенческого) предпринимательства и его значении в развитии местных территорий остается актуальной и требующей актуализации.
Учебные заведения призваны сегодня выполнять не только образовательную и воспитательную функцию, но и быть центрами подготовки молодых людей к инновационной деятельности. Востребованными являются не только задачи профессиональной подготовки на уровне узкой специализации (определенного профиля по направлению подготовки), но и формирование у будущих специалистов предпринимательского мышления.
Анализ научно - педагогических источников позволяет сделать определенные констатации о сущности категории предпринимательской активности [1].
Ряд ученых понимают под предпринимательской активностью инновационную деятельность в экономическом аспекте ( И. В. Крупнов, С. З. Жизнин, С. И. Вершинин) [2].
В работах А. А. Ступина [3] и О. В. Катковой [4] утверждается, что предпринимательская активность как устойчивое поведение может развиваться при наличии определенных условий.
О влиянии социокультурных факторов на предпринимательскую активность говорится в статье А. Г. Гаврилюк [5].
В Федеральном законе ««О молодежной политике в Российской Федерации» говорится о необходимости уже в период обучения в вузе готовить молодых людей к самореализации через полученные ими знания, навыки и компетенции для успешной адаптации и реализации их потребностей в профессиональном, социальном и личностном развитии [6].
Проблема развития предпринимательской подготовки молодежи изначально определяется положением ряда современных теоретических концепций. В частности, в «инвестиционной теории креативности» Р. Стернберга отмечается, что творческая личность как успешный инвестор занимается созданием и развитием неизвестных идей, ценность которых в начале работы может быть просто непонятна окружающим [7].
По мнению А. А. Литвинюк и Е. А. Гонтар, творческая личность, а именно творчество и нестандартный подход к решению ситуаций отличает успешных предпринимателей, способна увидеть и оценить скрытые возможности разрабатываемой идеи и потенциальные возможности ее принятия субъектами рынка потребителей [8].
Л.В. Глезман акцентирует ключевые вызовы, призванные сформировать условия развития современного предпринимательства [9].
Вопросы разработки методологии развития предпринимательской активности, мотивации к ее проявлению актуализируются в работе авторов А. З. Улимбашева, К. С. Половниковой и А. А. Шемчук [10].
Подытожив значимость предпринимательской активности как условия успешности экономического развития и инновационного роста российских регионов, отметим необходимость ознакомления студенческой молодежи с реальными возможностями самореализации через инициацию предпринимательской деятельности уже в стенах образовательной организации неэкономического профиля.
В настоящее время задача планирования предпринимательской деятельности в профессиональной сфере в процессе подготовки будущих специалистов рассматривается как запрос со стороны государства [11].
Перед профессиональными образовательными организациями стоит задача подготовки специалистов, обладающих достаточными специальными предпринимательскими компетенциями в выбранной сфере деятельности, способными к принятию рациональных управленческих решений, с развитым экономическим мышлением, понимающими наличие определенных рисков, подготовленные к инновационной деятельности. Это должно достигаться при помощи изучения основ креативного менеджмента [12].
Следует отметить, что государство не только поставило задачу перед образовательными организациями. Создаются и необходимые условия для возможности развития предпринимательских компетенций молодых людей, поддержки реализации их бизнес - идей [13]. Среди наиболее распространенных всероссийских проектов и конкурсов для студенческой молодежи можно обозначить «Твой ход», «Я-предприниматель», «Большие вызовы», «Студенческий старап». Значительна роль в развитии предпринимательства в молодежной среде федерального агентства «Росмолодежь», миссией которого является создание благоприятной среды для реализации мечты и раскрытия талантов студенчества. Подготовка молодежи к проектной деятельности - отдельный и важный аспект в плане развития предпринимательских компетенций [14].
В данной статье будут рассмотрены возможности и мероприятия по формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов на примере функционирования Центра поддержки предпринимательства в Шадринском государственном педагогическом университете.
Цель исследования - разработать Программу формирования и развития предпринимательских компетенций будущих специалистов для успешной социализации в условии рыночных отношений.
Научная новизна состоит в том, что в результате реализации предлагаемой системы мероприятий устранятся противоречия между задачей привлечения студенчества к предпринимательской деятельности и недостаточной сбалансированностью теоретической и практической организации ее реализации в период обучения в ВУЗе.
Основная часть
Для решения проблемы профессиональной самореализации и развития у обучающейся молодежи предпринимательских компетенций на базе института информационных технологий, точных и естественных дисциплин Шадринского государственного педагогического университета организована работа Центра поддержки предпринимательства (ЦПП). В основу функционала Центра заложена идея реализации Программы подготовки будущих специалистов к социально - ориентированной, коммерческой и инновационной предпринимательской деятельности в условиях актуальных социально - экономических, информационных и коммуникативных отношений в социуме (далее - Программа...).
Под предпринимательскими компетенциями будем понимать деловые и личностные качества, овладение которыми помогает эффективно решать бизнес - задачи. При этом, недостаточность сформированности этих компетенций влечет за собой снижение общей предпринимательской компетентности.
Прежде всего, необходимо было выявить отношение и определить готовность студентов ВУЗа к предпринимательской деятельности.
Необходимость проведения исследований предпринимательской активности и намерений студентов с целью получения необходимой информации для дальнейшего развития предпринимательства в стране подтверждает в своей работе В. В. Щеголев [15].
Для проведения диагностики были использованы некоторые известные методики.
Были опрошены студенты 2-4 курсов направления «Профессиональное обучение» (всего 49 человек).
Тест «Каков ваш потенциал владения и управления собственнным делом, самостоятельного ведения бизнеса», разработанный на основе американского аналога для малого бизнеса, показал уровень деловых качеств студентов, необходимый для предпринимательской деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства студентов уровень обладания исследуемыми деловыми качествами оказался средним (табл.1).
Таблица 1
Показатель уровня овладения деловыми качествами, необходимыми для предпринимательской деятельности (% / чел.)
Составлена автором
Уровень
Очень хороший
Хороший
Средний
Низкий
49 /100
12,2 / 6
22,4 / 11
57,2 / 28
8,2 / 4
Для объективности выводов был использован еще один опросник «Оценка своих предпринимательских способностей» (авторы Р. Хизрич, М. Питерс). Результаты теста подкрепили предыдущие показатели (табл. 2).
Таблица 2
Оценка предпринимательских способностей (% / чел.)
Составлена автором
Уровень
Выше среднего
(достаточный)
Средний
Недостаточный
49 /100
28,6 /14
67,3 / 33
4,1 / 2
Изучение состояния проблемы предпринимательской готовности студентов показало необходимость организации целенаправленной работы по формированию и развитию у обучающихся необходимых предпринимательских компетенций [16].
Прежде всего были определены и выделены общие предпринимательские компетенции:
1) умение видеть благоприятные возможности рынка, прогнозировать и инициировать новые проекты;
2) умение принимать решения в типичных и нестандартных ситуациях (ситуациях неопределенности и риска);
3) владение коммуникативными способностями, установление и поддержка контактов;
4) способность формирования и управления командой.
Немаловажным было выделить и личностные предпринимательские компетенции:
1) наличие развитого стратегического мышления и инновативности;
2) способность проявлять лидерство, решительность и самостоятельность в принятии решений;
3) способность проявлять инициативу и ориентация на личностное и профессиональное развитие (саморазвитие);
4) умение проявлять мобильность в ситуациях многозадачности.
Для целенаправленной и системной работы ЦПП была разработана Программа предпринимательской подготовки студентов. Программа включает различные форматы проведения мероприятий с использованием инфрастуктуры университета и окружающего социума. Рассмотрим конкретные мероприятия, реализуемые для выполнения Программы Центром поддержки предпринимательства.
Обучающие и просветительские мероприятия.
1. Тематические дни адаптации первокурсников «Карьера. Предпринимательство» (встречи в аудиториях: знакомство с возможностями подготовки и реализации студентами бизнес - идей и участия в грантах различного уровня).
2. Мастер - классы по обучению технологии разработки и оформления проектов «Проектная среда» ( проходит по средам на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций университета).
3. Семинары погружения по проблемам личностного и профессионального роста («Управление временем», «Принцип бамбука как технология эффективного личностного и профессионального роста» и др.).
4. Предпринимательский час (встречи с успешными предпринимателями - выпускниками университета, проводятся по четвергам на базе ЦПП).
5. Организация работы секций «Проектная деятельность как способ профессиональной самореализации личности» (в рамках международных и национальных научно - практических конференций).
Практикоориентированные мероприятия.
1. Предпринимательский практикум (работа в малых группах с бизнес - тренерами общественной организации «Опора России»).
2. Региональный конкурс социальных информационных проектов «Мое первое дело» (совместно с Отделом образования Администрации города Шадринска).
3. Коворкинг - зона «Лаборатория бережливого производства» (совместная работа по проектированию бизнес - идей и их реализации на базе реального предприятия). Идея основана на материале статьи О. В. Железновой и др. [17].
4. Студенческий маркетплейс (цифровая платформа для создания сообществ по интересам для студентов университета с целью продвижения их hand made проектов).
5. Индивидуальная работа преподавателей ЦПП со студентами, разрабатывающими проекты на соискание грантов агентства «Росмолодежь», «Твой ход», «Я - предприниматель» и др.
6. Подготовка команд для участия во Всероссийском конкурсе «Управляй».
7. Взаимодействие с управлением дополнительного образования университета по обучению студентами интегрированного образования, помогающего в перспективе реализовывать идеи создания образовательных центров.
8. Экскурсии на ведущие и градообразующие предприятия города с целью визуализации предпринимательских возможностей в условиях малого города.
Практически все перечисленные мероприятия в настоящее время реализуются под эгидой Центра поддержки предпринимательства университета. Результаты системной подготовки студентов университета к предпринимательской деятельности находят подтверждение в статистике предпринимательства региона, однако они могут быть выше при активизации указанных форматов подготовки студентов.
Выводы
Проблема подготовки студентов к предпринимательской деятельности при условии формирования и развития у них профессиональных компетенций требует от образовательных организаций пересмотра самой технологии организации образовательного процесса. Для этого необходимо, прежде всего, создать соответствующие условия, обеспечить ресурсную базу для проведения конкретных практикоориентированных мероприятий.
Эффективность в развитии предпринимательских компетенций возможна только в условиях интеграции усилий самой образовательной организации и представителей территориальных предпринимательских структур.
Молодежное социальное предпринимательство получает на сегодняшний день все большее распространение как метод вовлечения молодых людей в решение социальных проблем.
Однако в настоящее время нет единого мнения, кого можно назвать социальным предпринимателем. В различных источниках термин «социальный предприниматель» трактуется по-разному. Одни считают, что термин должен относиться только к основателям организаций, основным источником дохода которых является плата их клиентов. Другие полагают, что социальный предприниматель – это тот, кто выполняет работу по государственным контрактам, а третьи относят к социальным предпринимателям тех, кто рассчитывает прежде всего на гранты и пожертвования.
Говоря о социальном предпринимательстве, необходимо помнить, что его корни лежат в традиционном предпринимательстве. Термин «предпринимательство» используется в экономическом и деловом контексте ещѐ с XVIII в.
По мнению Роджера Мартина и Салли Осберг, термин «социальное предпринимательство» приобрел в последние годы такой широкий круг значений, что стал употребляться практически в любом контексте, как только речь заходит о социально полезной деятельности [2]. По их мнению, столь расширенное понимание вредит самому явлению. Суть социального предпринимательства может быть передана не точно, если общественный запрос на социальное предпринимательство не будет удовлетворен из-за того, что под ним будут понимать слишком много непредпринимательских, по сути, и, возможно, неэффективных организаций. И тогда «зерно настоящего социального предпринимательства может быть утеряно» [2]. Поэтому свою задачу они видят в сужении рамок категории социального предпринимательства и выявлении его отличительных черт. Уже само определение указывает на несколько основополагающих черт социального предпринимательства:
1. Первенство социальной миссии над коммерцией, что означает – предприятие предназначено для решения реальной социальной проблемы либо существенного уменьшения ее остроты. При этом социальный эффект является не побочным продуктом деятельности, как в предпринимательстве, а прямым целенаправленным результатом (в свою очередь, это обусловливает направление полученной прибыли на социальные цели организации, а не в карман инвесторов или собственников).
2. Существование устойчивого коммерческого эффекта, обеспечивающего самоокупаемость и конкурентоспособность предприятия. Наилучшим способом служит получение дохода преимущественно от продажи товаров и услуг, а не грантов и благотворительности, которые в качестве дополнительных финансовых ресурсов, однако, не исключены. При этом стоит указать, что в России на данный момент нет устойчивого термина, который обозначал бы самоокупаемую деятельность, направленную на решение социальных проблем тех или иных групп населения, ни в повседневной речи, ни тем более, в правовом поле.
3. Новаторство, с которым комбинируются социальные и экономические ресурсы, без чего невозможны ни устойчивость социальной миссии, ни экономическая устойчивость, когда организация взяла на себя задачу решения нерешенной социальной проблемы, т. е. преобразование существующего нежелательного социального порядка в более благоприятный. Именно сложившийся нежелательный социальный порядок в какой-то области может быть предпосылкой возникновения нестандартных социальноэкономических организаций, какими являются социальные предприятия. В противном случае социальная проблема уже решалась бы средствами традиционных секторов экономики — государственного, частного или некоммерческого.
Социальное предпринимательство – это деятельность не только в пользу социально незащищенных слоев населения. Социальное предпринимательство стремится решить реальные социальные проблемы инновационным методом. Поэтому социальное предпринимательство понимается как социальная инновация, модифицирующая всю общественную систему. К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества [3]. Целью социальных инноваций является создание благоприятных условий для развития общества. При этом дальнейшие изменения – это устойчивые изменения, которые не будут требовать постоянной подпитки благотворительных организаций.
Сравнительный анализ различных форм социальной деятельности приводит к некоторым выводам.
Во-первых, главное отличие социального предпринимательства от традиционного предпринимательства заключается в прямом действии по реализации социальной программы. Если в качестве показателя эффективности деятельности традиционного предпринимателя выступают финансовые результаты, то в противоположность этому результат работы социальных предпринимателей имеет двойственный смысл. Прибыль является не единственной целью. Прибыль реинвестируется в осуществление социальной миссии. Для традиционного предпринимателя основополагающим является коммерческая успешность его идей, для социального предпринимателя основополагающим является успешность инициированных им социальных инноваций, те социальные изменения, которые были вызваны его деятельностью.
Во-вторых, социальное предпринимательство также нельзя отнести к социальноответственному бизнесу. Социально-ответственный бизнес – это прибыльные компании, нацеленные на получение прибыли от своей деятельности для своих акционеров, а также имеющие вторичную цель – содействие более широкой социальной пользе [3]. Для социально-ответственного бизнеса характерен частичный отказ от прибыли в пользу общества. Таким образом, различия между коммерческим сектором, социально-ответственным бизнесом и социальным предпринимательством можно обозначить, основываясь на целях, отчѐтности и распределении прибыли.
У социального предприятия и НКО целью является выполнение миссии, прибыль реинвестируется в реализацию социальной миссии, т.е. решение социально значимой проблемы. Согласно Дж. Босчи и Дж. Макклургу, ключевым пунктом разграничения НКО и социального предпринимательства является самоокупаемость. Авторы утверждают, что «пока НКО не начнет получать доход от собственной деятельности, она не может считаться предпринимательской организацией, поскольку не может быть экономически устойчивой и самостоятельной» [3]. Таким образом, именно заработанный доход, а не инновационность, которая присуща и некоторым традиционным НКО, является критерием, отличающим социального предпринимателя от НКО. Социальное предпринимательство не нуждается в грантовой и донорской поддержке: необходим только стартовый капитал, возможно, на возвратной основе. НКО может принять решение покрывать частично или полностью расходы, связанные с ее некоммерческой деятельностью – в разовом или время от времени возобновляемом режиме (оплата участия в мероприятиях, регистрационный взнос на конференции, плата за обучение или за какиелибо другие услуги). Однако по завершении конкретной программы, которая обеспечивала покрытие расходов, возмещение затрат приостанавливается. Также НКО может покрывать расходы и получать доход от систематической деятельности, например, за счет членских взносов, продажи публикаций или продукции, оказания консультационных услуг. В принципе эта деятельность может вырасти в социальное предпринимательство при наличии инновационного проекта, предлагающего решение социальных проблем, бизнес-плана и готовности осуществлять соответствующую деятельность в режиме бизнес-предприятия. Сегодня НКО переживают кризис. Общество предъявило запрос на новые формы оказания услуг. Причиной этому послужил целый ряд факторов: расширение социальных потребностей общества, рост конкуренции за ресурсы государства и благотворительных фондов между НКО. Свою роль сыграли и сокращение традиционных форм финансирования, и рост конкуренции в удовлетворении общественных нужд между НКО и бизнесом. Данные факторы в определенной мере и стали основой повышения интереса к социальному предпринимательству. Проблемой в данной ситуации выступает отсутствие общественно признанных образцов, которые бы позволили людям, занимающимся решениями социальных проблем с использованием бизнес-средств, соотнести себя с чьим-то положительным опытом или определенной бизнес-моделью. Они могут выбрать лишь организационно-право-вую форму – НКО, малый бизнес или работать как структура государственного учреждения. Но это чисто формальное разграничение, которое само по себе ничего не говорит о принадлежности к социальному предпринимательству [3].
Вернемся к нашему первоначальному тезису о том, что все большее распространение социальное предпринимательство получает как метод включения молодых людей в социальные практики, вовлечение их в решение социальных проблем. Категория молодежи выбрана не случайно. Если составить социологический портрет молодых людей, занятых в инновационных сферах, то это в первую очередь молодежь с активной жизненной позицией, непреодолимым стремлением саморазвиваться, создавать и внедрять нечто новое в различные сферы деятельности с целью преобразования или совершенствования окружающей реальности.
В рамках деятельности Парка социогуманитарных технологий НИ ТГУ, который сосредоточен, прежде всего, на университетской молодѐжи, проводится исследование феномена социального предпринимательства, а также осуществляется консультационное и информационное сопровождение молодѐжных социальных проектов, которые отличаются долгосрочностью и устойчивостью, с целью вывода их в режим социального предпринимательства.
По мнению сотрудников Парка СГТ НИ ТГУ, социальным предпринимательством могут заниматься студенческие объединения. Безусловно, студентам необходимы дополнительные знания о том, как вывести данные услуги на рынок. Именно в формировании проектных и предпринимательских компетенций, на наш взгляд, залог успеха в деле подготовки молодых специалистов.
Студенческий Томск – это солидный ресурс социального предпринимательства. Происходит важный взаимообмен: для студентов социальное предпринимательство – профессиональный опыт, для целевых групп – доступные и качественные услуги. С целью знакомства студентов томских вузов с феноменом социального предпринимательства в рамках конференции «Социально-гуманитарные молодежные проекты – местному сообществу» была проведена секция «Социальное предпринимательство университетской молодѐжи». В работе секции приняли участие эксперты из Москвы, Иркутска, Новосибирска и Томска, которые помогали участникам взглянуть на свои социальные проекты под другим углом: рассмотреть не только социальный эффект, но и коммерческую составляющую проектов. Эксперты отметили, что попытка разобраться с феноменом социального предпринимательства в ходе работы секции была удачной. Они высказали свое мнение о том, что «часть проектов являются хорошей формой студенческой практики, а также имеют множество точек соприкосновения с интеллектуальной благотворительностью. Другая часть проектов – социально-творческие проекты, которые вполне могут вырасти в социальное предпринимательство, и секция, как возможность обмена опытом, послужила актуализации альтернативных поисков развития проектной деятельности студенческих объединений».
Так, например, одной из форм студенческой практики является проект «Юридическая клиника» как опыт интеллектуальной благотворительности. «Юридическая клиника ТГУ» оказывает бесплатную помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Данный проект совмещает в себе не только механизм снижения остроты социальной проблемы и правого просвещения населения, но и является площадкой для получения студентами навыков правоприменения. Исходя из этого, обладая статусом подразделения института, проект не может выйти на самоокупаемую деятельность, однако такую технологию можно использовать в рамках социальных предприятий. Одним из проектов, имеющих тенденцию к выходу в социальное предпринимательство, по мнению экспертов, является проект «Территория творческого эксперимента». Реализуя свои замыслы, «Территория творческого эксперимента» создает условия для продвижения молодых художников, авторов, культурологов. Самоокупаемость данного проекта может быть обеспечена, например, за счѐт продаж творческих работ участников. Сам проект может являться посредником между покупателем и творческими людьми. На базе проекта может быть сформирован кластер творческих фрилансеров.
Также экспертами был отмечен социальный арт-проект «Творческий автобус», который, по их мнению, готов к выходу в социальное предпринимательство. Однако перед рабочей группой проекта был поставлен ряд задач: от необходимости четко понимать миссию проекта до грамотной разработки бизнес-плана. Это обеспечит возможность перехода проекта на самоокупаемость. Таким образом, молодежное социальное предпринимательство как развивающееся явление в определенной степени уже имеет место быть в стенах университета. Это доказывается наличием большого количества социальных проектов, которые активно развиваются не один год. Литература 1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития / Й.А. Шумпетер. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 2. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition. Sranford Social Innovation Review – Spring. 2007. 3. Государственный университет – Высшая школа экономики, Институт управления социальными процессами, «Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hse.ru/data/378/039/1237/soc-pred.pdf Библиографическая ссылка Ливенцова Е.Ю., Угольникова К.И. Социальное предпринимательство университетской молодежи // Социально-гуманитарные молодежные проекты университетов – местному сообществу: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25–26 октября 2012 г.) / Под ред. Е.Г. Сырямкиной.– Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. – С. 106-112.