Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ» В РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ | Ромашова А. С., Полюхович Ж. Г.. Работа №312514

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют наиболее трудно адаптируемую группу детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Проблемой детей с РАС занимаются многие учёные всего мира. Это вызвано тем, что в последнее время значительно увеличилось число детей с РАС. В статье раскрываются трудности в социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра и методе «социальных историй», который показывает ребенку адекватное социальное поведение в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному ребенку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).

 

Ромашова А. С., Полюхович Ж. Г.

МАДОУ «Детский сад № 96» г. Перми

 

«СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ» В РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

 

Аннотация: в статье раскрываются трудности в социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра и методе «социальных историй», который показывает ребенку адекватное социальное поведение в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному ребенку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).

 

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют наиболее трудно адаптируемую группу детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Проблемой детей с РАС занимаются многие учёные всего мира. Это вызвано тем, что в последнее время значительно увеличилось число детей с РАС.

Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс, появляются депрессии, гневливость, резкость в обращении с детьми, отчаяние. Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции.

Нарушения адаптации и социализации могут сохраняться в течение всей жизни. Назовём основные трудности социальной адаптации:

– социализация и трудности в общении;

– невозможность устанавливать эмоциональные связи;

– нарушено речевое развитие.

Е.Р. Баенская, С.А. Морозов, О.С. Никольская в своих трудах отмечают, что нарушение коммуникативных навыков негативно сказывается на успешность социальной адаптации аутичного ребёнка.

Всё это мешает ребёнку с РАС приспособиться к реальной жизни и социализация ребёнка с РАС в общество почти невозможна из-за глубоких нарушенных контактов с окружающим миром.

Задача специалистов – сформировать у ребенка с РАС жизненно необходимые навыки, обеспечить условия для их реализации не только при взаимодействии со специалистом, но и дома, в школе и других общественных местах. Это существенно снизит уровень стресса у родителей и создаст необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Конечным результатом работы с родителями является самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов.

Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному ребенку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).

«Социальные истории» – это короткие, представленные наглядно истории, которые позитивным образом показывают использование коммуникации и социального взаимодействия, а также поведенческих навыков.

Социальные истории являются описанием жизненной ситуации, события или деятельности с участием ребенка или другого персонажа его заменяющего. В некоторых случаях социальная история может включать информацию: чего можно ожидать в этой ситуации, почему, а также варианты социально одобряемого поведения.

Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.

Виды предложений в «социальной истории».

Описательные предложения (рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему).

Перспективные предложения (описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию, описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение, представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события)

Директивные предложения (желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным)

Правила написания социальных историй

Выберите событие или конкретную ситуацию;

Выберете конкретного персонажа (это может быть ребенок, бывают ситуации, когда нужно изменить имя ребенка, пол, главного персонажа на животное или предмет);

Описание должно быть простым и конкретно предельным (простые знакомы слова; длина истории зависит от уровня понимания ребенка, усидчивости, наличия навыка слушать; важно не читать нотация и не укорять ребенка);

Включите в историю конкретные детали, которые будут напоминать о событии, о котором Вы пишете (это могут быть: цвет одежды, еда, запахи, звуки, игрушки, место, фотографии места и конкретных предметов).

Как мы знакомим ребенка с социальной историей

• Выберете время, когда ребенок спокоен и готов слушать историю;

• Скажите ребенку, что это написали Вы специально для него;

• Читайте историю медленно, доброжелательно и если он протестует, отложите ее на потом;

• Составьте таблицу, в которую Вы будите записывать результаты работы (частота и интенсивность поведения до и после истории, отмечайте дату прочтения).

Повторение

1. Выберете событие или конкретную ситуацию;

2. Выберете конкретного персонажа;

3. Просто и доступно опишите ситуацию (в первом лице Я или в третьем ОН ОНА);

4. Обязательно включите в свою историю детали;

5. История пишется позитивным языком с позитивно поданным описанием ответов и поведений;

6. История может содержать иллюстрации для того чтобы пояснять и улучшать понимание текста;

7. История содержит несколько типов предложений, которые приняты в методике (описательные, перспективные, директивные).

Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию. Хотя на данный момент продолжаются исследования по оценке эффективности социальных историй, они кажутся многообещающим методом для улучшения социального поведения аутичных детей.

 

Список литературы

Гоман А.Н. Интеграция аутичных детей в социальную и учебную среду: современные тенденции / А.Н. Гоман. // Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 2016. С.124.

Грей, К. Г79 Социальные Истории : Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом / Кэрол Грей ; предисл. Тони Эттвуда и Барри М. Призанта ; пер. с англ. У. Жарниковой ; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2018. — 432 с.; ил.

Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.

Гулманова С.В., Коновалова М.Д. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС: практический опыт / Качество современного образования: опыт, тенденции развития : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 18 февраля 2016 г. Часть 2 / под общ. ред. И.М. Ильковской. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – С. 105-110. ISBN 978-5-9980-0251-9 (Ч. 2)

Игнатьева, К.В., Кухарчук, О.В. Особенности семей, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Реабилитация, абилитация и социализация. Сборник научных статей. Электронное издание. М.: Издательство «Перо», 2016. С. 132- 143. ISBN 978-5-906833-03-2

Интернет ресурс https://outfund.ru/socialnye-istorii-dlya-detej-s-autizmom/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×