Социальный проект "Это Я и моя Семья" долгосрочный проект для средней группы ДОУ | Сайкова Олеся Олеговна. Работа №337747
В рамках Года Семья предлагаю вашему вниманию долгосрочный социальный проект для детей средней группы.
Тип прпоекта творчески-информационный.
Интеграция образовательных областей: "Художественно-эстетическое развитие","Социально -коммуникативное развитие","Речевое развитие","Познавательное развитие","Физическое развитие".
Цель: Обагатить знания о своей семье,о каждом ее члене.Помочь ребенку почувствовать себя важным звеном в семеиной цепию,привить любовь и уважения ко всем ее членам,а так же создать образ своей будущей семьи.
Информационно-творческий проект
на тему:
«Это Я и моя Семья»
(средняя группа)
Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Василий Сухомлинский
Тип проекта: информационно – творческий. По сфере применения результата: социальный
По характеру контактов: в рамках ДОУ, с участием социума. Срок реализации проекта: 1 год
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
«Познавательное развитие».
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), родители воспитанников, воспитатели групп.
Актуальность. Семья – это одно из главных составляющих в жизни любого человека. Для большинства из нас семья, это те люди, которые всегда рядом. Это мама и папа, бабушка и дедушка, сестра и брат. То есть близкие и родные люди, в окружении которых растет и развивается человек. В более зрелом возрасте мужчина и женщина создают новую семью, в которой рождаются дети.
Для маленького ребенка, его полноценного развития важно, чтобы рядом были любящие родители, которые подарили ему жизнь, и каждый день открывают мир полный новых и интересных впечатлений. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель: Обогатить знания о своей семье, о каждом ее члене семьи. Помочь ребенку почувствовать себя важным звеном в семейной цепи, привить любовь и уважение ко всем ее членам, а также создать образ своей будущей семьи.
Задачи проекта:
1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи.
2.Формировать гендерную принадлежность воспитанников с учетом возрастных изменений.
3.Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4.Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
5.Познакомить детей с творчеством писателей, писавших произведения на тему «Семья»
6.Развивать любознательность и познавательную активность.
7.Сформировать знания о праздниках, посвященных «Семье», в том числе с международным праздником традицией «День матери»
8.Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
9.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Предполагаемый результат:
Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Дети должны:
-владеть понятием «семья»;
-знать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
-профессии родителей;
-оставлять творческий рассказ о семье;
-уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Условия реализации проекта:
1. Участие родителей в реализации проекта.
2. Подбор игр, пословиц, бесед о семье.
3. Создание интереса у детей к своей семье.
Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
знакомство с литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
разучивание стихов
Е. Благинина
«Посидим в тишине», О. Чусовитина
«Самый лучший!», пальчиковой
гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик», загадывание загадок, словотворчество;
рассматривание репродукций картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», К. Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с дочерью Амалией»;
просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
Проект по характеру деятельности
Родители: участвовали в создании предметно - развивающей среды в группе, в оформлении выставок фото и рисунков, оказывали помощь в подготовке к развлечению. Дети: участвовали с интересом во всех видах творческой деятельности, проявляли нравственные чувства: доброту, отзывчивость, бережное отношение и внимание друг к другу и родителям (маме), интерес к традиционной русской семье.
Обеспечение проектной деятельности
Техническое: фото, слайды.
Учебно – методическое: наглядно-дидактический материал, произведения художественной литературы, методическая литература Материальное: мультимедийное оборудование, презентации, ноутбук, наборы для детского творчества.
Этапы реализации проекта.
Этапы
Деятельность педагога и детей
Взаимодействие с родителями
Подготовительный
этап
(сентябрь)
()
)9
Беседа о семье.
Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Составление настольно - печатных игр: «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю
подарки»,«Мое имя», «Моя
комната»,
«Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».
Изготовление атрибутов к драматизации:
Сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»
Поиск и оформление информации для родителей по теме «Моя Семья».
Оформление стены, уголка
«Моя семья», папок передвижек, буклетов.
Организация тестирования и анкетирования родителей на темы
«
Анкета для
выявления
уровня педагогических возможностей родителей, «Какой вы родитель».
Участие в беседе на тему «Моя семья».
Прохождение тестирования и анкетирования
на темы «
Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей», «Какой вы родитель».
Изучение информации в уголке для родителей по данной теме проекта.
Ознакомление с информацией консультаций, папок передвижек и буклетов на тему проекта.
Сбор информации по проекту совместно с ребенком.
Создание совместно с ребенком
фотогазеты
на тему «Моя семья».
Основной этап
(октябрь- март)
• Показ сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин»,
«Мы в детском саду тоже одна семья» и т.д.
• Загадывание загадок на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Чтение произведений: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала.
Проведение беседы на темы: «Как росли родители, дедушка, бабушка
».
«
Проведение беседы «День матери»
«Рисование
портрета
моей мамочки»
Чтение пословиц и поговорок о семье.
Дидактические игры:
«Назови как тебя дома ласково называют»,
«Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать»,
«Кто младше?»/ «Кто старше»
Проведени
е занятия рисования на тему:
«Поможем маме постирать платочки».
Проведение беседы на темы
: «Любимый отдых членов семьи»
, «Выходной день
с моей семьёй»
, «Традиции нашей семьи»
Организация и проведение
сюжетных игр
: «Состав семьи», «Работа моих родителей», «С кем я живу».
Аппликация
: «Мой
папа – защитник», «Подарок дедушке».
Составление рассказов на тему:, «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть», «Как мы отдыхаем всей семьей».
Рисование на тему: «Букет для мамы»
Организация и проведение игр: «Назови ласково», «С днем рождения».
Чтение и беседа по пословицам о семье.
Загадывание загадок о семье.
Сюжетные игры ««Дедка и репка», «Больница», «Дочки-матери»,
«Как я помогаю родителям», «Магазин»
Творческий досуг с ребенком
Активное участие и помощь ребенку в выполнении творческих работ.
Чтение ребенку на досуге произведений на тему семьи: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим
в тишине», В.Осеева «Сыновья».
Консультации родителей на темы: «Влияние семьи на развитие ребенка», «Семья глазами ребенка», «Традиции семьи.»
«Как интересно провести выходной с детьми?».
III. Заключительный этап
(апрель-май)
С
емейный мини-альбом на тему «Это я».
М
акет «Родословное дерево»
Создание совместно с ребенком семейного мини-альбома на тему «Это я».
Создание совместно с ребенком макета на тему «Родословное дерево»
Просмотр презентации по проекту.
Продукт проектной деятельности: Выставка «Моя мама рукодельница» , стенгазета «Моя семья», создание «Генеалогическое древо» . Досуг «Мамочка милая моя» ко дню матери.
Результаты проекта:
Дети:
Расширились представления детей о семье, о роли мамы в семье, дети приобрели знаниях о её профессии. Дети познакомились с праздником - «День Матери»; У дошкольников были сформированы начальные навыки составления рассказов о семье. Дети проявляют заботу и уважение к своей семье, членам семьи; умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье и маме. У детей развились коммуникативные навыки, умение работать в команде. Они проявляют творческую активность и воображение. У воспитанников расширился кругозор через чтение художественной литературы, пословицами, разучивании стихов.
Родители:
Повысилась педагогическая грамотность. Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах повышения знаний детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений. Создана трогательная, душевная атмосфера совместной деятельности детей и родителей в детском саду; отношения детей и родителей становятся ближе и доверительней.
Педагоги:
Повысилась социально-профессиональная компетентность, личностный потенциал.
Список литературы.
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Подготовительная группа. – Волгоград, 2014.
Игра и развитие ребенка / Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М., 1966
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999
Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. – М., 2013.
Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. – М., 1996
Организация сюжетной игры в детском сады: Пособие для воспитателя. – 3-е изд., испр. – М., 2009
Коффка К. Основы психического развития. – М., 1998
Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – 2-е изд. – М., 200
Художественная литература для чтения детям
Барто А.: «Дома», «Его семья», «В пустой квартире», «Младший брат»
Агибалова Т.: «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже»
Бундур О.: «Про любовь», «Воскресенье», «Семья», «Папу с мамой берегу»
Бианки В. «Оранжевое горлышко»
Зощенко М. «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
Толстой Л.Н. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»
Усачева Е. «Как мышонок искал Новый Год»
Одоевский В. Сказка «Мороз Иванович»
из собр. Анафасьева А.Н. «Снегурушка и лиса»
Антонова Н. «Снежинка»
Тростникова Е. «Рождество Христово»
Бунин И. «Любил я в детстве сумрак в храме»
Круглов А. «В канун сочельника»
Евстафиева В. «Ваня»
Льдов К. «Волхвы»
Есенин С. «Пасхальный благовест»
Горчакова Е. «Воскресение Христово»
Зилов Л. «Легенда о Христовом жаворонке»
Фофанов К. «Под напев молитв пасхальных...»
Случевский К. «Воскрес!»
Ушинский К. «Страстной четверг».
Благинина Е.А. «Мать», «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка»
Михалков С. «Недотепа»
Приложение
Приложение 1
Беседа ко Дню Матери
«Скоро мамин праздник»
Цель: 1) Познакомить детей с наступающим праздником «День Матери», формировать нравственные качества дошкольников.
2) Развивать у детей интерес к традициям, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье.
3) Воспитывать уважительное, доброе отношение к мамам.
Форма деятельности: беседа с элементами игры
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Звучит песня «Мама, первое слово…
Воспитатель: О ком эта песня? Правильно, она о маме!
В конце ноября наша страна отмечает замечательный праздник «День Матери». Люди поздравляют своих мам. И сегодня мы посвящаем наше занятие этому дню.
Сегодня ребята, мы поговорим с вами о наших самых дорогих, любимых, добрых мамах.
Кто вас дети крепко любит.
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Кто заботится о вас?
Дети: МАМА
Колыбельку кто качает,
Кто вас песней забавляет,
Или сказку говорит,
Кто игрушки вам дарит?
Дети: МАМА
Воспитатель: Ребята, а какая ваша мама?
Она самая добрая и ласковая. У мамы золотые руки и нежное сердце. Если у вас радость, она радуется вместе с вами. Если вам грустно, она успокоит вас и утешет. Мама радуется вашими успехами в учебе и вместе с вами переживает неудачи. Поэтому, если вы любите свою маму, а я в этом не сомневаюсь, то, как только можно больше дарите маме радостных минут и как можно меньше доставляйте ей огорчение.
Воспитатель: Спасибо ребята! Вы молодцы!
Мама, мамочка, мамуля.…Сколько тепла таит это простое слово, которым называют человека, самого близкого, дорогого, единственного. Какие только ласковые слова не придумывали мы любимым людям. Какими только именами не называли их. И все это для того, что бы как можно полнее передать им свои чувства, свою любовь и нежность.
Игра «Самый ласковый»
Воспитатель: Дети, а кто из вас называет ласковыми словами маму? А вот какими, мы узнаем из игры «Самый ласковый». Дети передают из рук в руки мяч, у кого мяч в руках тот говорит ласковое слово о маме.
Молодцы ребята! Вот сколько ласковых слов вы знаете, ребята, чаще говорите своим мамам ласковые слова и как сильно вы их любите.
Воспитатель: Дети, а за что вы любите своих мам?
Её нужно любить не только за то, что она для вас, что то делает, а за то, что она ваша мама, она о вас заботится, обучает. Готовит вам вкусную еду. Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает.
Воспитатель: Наши мамы имеют ещё одну профессию - хозяйка дома. Дом держится на маме. Они ухаживают за детьми и мужем, готовят, убираются и очень многое умеют делать. А если мамы ещё работают? То вы должны мамам помогать!
А скажите, вы помогаете своей маме? А как вы ей помогаете?
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь давайте встанем и покажем все вместе как нужно помогать маме! Как мы будем подметать пол? Молодцы! А как помогать маме стирать белье? Хорошо! А теперь давайте выжмем его! Молодцы ребята! А как мы будем гладить его? Молодцы! Ну и давайте покажем, как нужно мыть посуду! Хорошо ребята, садитесь! Вот теперь я точно знаю, что вы можете помогать своим мамам. Из вас выйдут замечательные помощники.
Игра «Мамочка»
Воспитатель: А давайте, с вами, поиграем в игру, которая называется «Мамочка». Я буду задавать вопрос, а вы хором отвечайте «Мамочка!». Только отвечать надо дружно и громко!
Кто пришёл ко мне с утра? – мамочка
Кто сказал: «Вставать пора!» - мамочка
Кашу кто успел сварить? – мамочка
Чаю в чашечку налить? – мамочка
Кто цветов в саду нарвал? – мамочка
Кто меня поцеловал? – мамочка
Кто ребячий любит смех? – мамочка
Кто на свете лучше всех? – мамочка!
Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама!»
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, какой праздник отмечает вся страна осенью в ноябре. Я думаю, что вам было интересно. Не забудьте поздравить своим любимых мам с праздником Днем матери!
Приложение 2
Беседа «Как я помогаю маме»
Цель: дать представления о значимости матери каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д.).
Задачи:
1. Уметь поддерживать беседу; выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме
2. Воспеть образ мамы самого близкого и дорого человека через художественную литературу.
3. Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
Ход беседы:
- Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама - самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама». Во многих странах отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми).
Послушайте загадку:
Кто вас детки крепко любит?
Кто вас детки приголубит?
Не смыкая ночью глаз, все заботится о вас?
Все она родная (мама дорогая)
Беседа о маме:
Мама — это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лет; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, чуткое сердце. Дети расскажите о своей мамочке
Какие чувства вы испытывайте к маме? Какая у каждого из вас мама?
Какие слова вы говорите маме?
Рассказывая о своих мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.
Стихотворение о маме:
Мама, мама, мамочка солнышко мое,
Как с тобой радостно, как с тобой тепло!
Без тебя в душе моей не цветут цветы?
Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!
Мне мама приносит игрушки, конфеты.
Но маму люблю я совсем не за это.
Веселые песни она напевает,
Нам скучно вдвоем никогда не бывает.
Я ей открою свои все секреты.
Но маму люблю я не только за это.
Люблю свою маму, скажу я вам прямо,
Ну просто за то, что она моя мама.
Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что же умеют делать эти руки (готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «Говорят у мамы руки не простые, говорят у мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу - золото не вижу»
-Руки золотые - как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые, добрые и т д.). Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каких-то учреждениях, но они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь интересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках сумка. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах. А как вы помогаете маме (выслушиваю детей).
- Вы, ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.
Динамическая пауза:
Встаем в круг; кидаю мяч детям. Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки,
поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.)
- Заботиться и помогать маме поводов очень много. В стихотворении Е. Благининой «Мама спит она устала, но и я играть не стала.
- Ребята, случалась ли кому-нибудь заботиться о маме так, как рассказано в стихотворении?
Игра: «Подбери слово» мама какая? (взять 7-10 слов)
В заключении спрашиваю, о чем дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
Моя мама
Однажды я сказал друзьям:
На свете много добpых мам,
Но не найти, ручаюсь я,
Такую мамy, как моя!
Она кyпила для меня
Hа колесиках коня,
Саблю, кpаски и альбом.
Только pазве дело в том?
Я и так ее люблю,
Маму, мамочку мою!