Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями с помощью хореографического искусства | Куницына Екатерина Геннадьева. Работа №353738

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Танец может улучшить психодинамические функции человека. Ритмичесике движения укрепляют разные группы мышц и улучшают работу суставов, а также воздействуют на такие способности как быстрота, точность и синхронизация движений. В начале коррекционного периода предпочтительнее отдать внимание двигательным навыкам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий.

Социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями с помощью хореографического искусства.

 

Автор: преподаватель хореографических дисциплин

ГБПОУ НОКК Куницына Е.Г.

 

Танец является одним из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Он зародился на самом раннем этапе существования человечества. Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность. В наше время танец стал привычным явлением. Он способен выражать целую гамму человеческих эмоций и активно используется в современной терапии. При этом в свободном движении и импровизации происходит спонтанное высвобождение чувств. Движения танца являются своеобразным средством коммуникации.

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз. Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.

В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в Больнице Св. Елизаветы города Вашингтон. Эту дату считают днём рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, не разговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадёжными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М. Чейз получила национальное признание.

В дальнейшем развитие ее идей поддержали Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом» (ПТСР), а также нормальными и невротическими клиентами. Зачатки теории ТДТ и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами.

В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA), и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины.

В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA).

На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг её применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.). Основная цель танцевально-двигательной терапии — раскрыть не только творческий потенциал человека, но и внутренние помыслы, побуждения, страхи.

Избавляет от скованности, комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и множества других, более серьёзных расстройств. Для реализации всех этих планов на разных этапах работы с пациентом последовательно выполняется ряд задач:

-осознать способности и возможности собственного тела;

-совершенствовать социальные навыки;

-почувствовать, выразить языком танца собственное «я»;

-повышение двигательной активности;

-получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов самопознания;

-научиться устанавливать связь между движениями, чувствами и мыслями.

Современная танцевальная реабилитация направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Танец может улучшить психодинамические функции человека. Ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий.

В танцевальной терапии можно выделить три группы подходов:

- Клиническая танцевальная терапия — вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.

- Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) - ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. «Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии Юнга».

- Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития - это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Это далеко не полный перечень возможных видов танцевальной терапии. Психотерапевты разрабатывают все новые и новые техники, направленных на нивелирование расстройств различных составляющих личности.

Существует ряд областей и методик применения танцетерапии. Например, эвритмия, или, искусство движения с музыкой и речью, разработанная известным детским психологом Рудолфом Штейнером и развитая в его школах. Целью этого метода является обучение ритму, адекватному движению в заданном темпе и интенсивности.

Метод «Пять Танцев в вольном стиле». Габриэллы Рота также является формой терапии, разработанной специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал у детей, который впоследствии перешел и на вооружение специалистов для взрослых. Данная методика полезна для людей, которые испытывают трудности в выражении чувств, и почти всегда эффективна при лечении большинства психических отклонений и психологических расстройств.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что цель танцетерапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта, а так же укрепление физического здоровья. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психологическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное так и физическое, и соответственно меняется характер движений.

 

Список использованной литературы:

Электронные ресурсы

Википедия. Танцевально

-

двигательн

ая терапия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Танцевально-двигательная_терапия

Танцевально-двигательная

терапия—эффективный способ лечения расстройств и за

болеваний

https://ponervam.ru/tancevalno-dvigatelnaya-terapiya.html

Текст научной статьи по специальности «

Социологические науки»

https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-kak-metod-sotsiokulturnoy-reabilitatsii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×