Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Содержание прогулки как условие формирования экологических знаний детей дошкольного возраста | Давыдова Евгения Сергеевна. Работа №345464

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль прогулки как важного условия для формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста. Прогулка является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду, она предоставляет возможности для непосредственного наблюдения за природой, что способствует развитию у детей экологического мышления и осознанного отношения к окружающему миру. Описаны методы и приемы воспитателей по организации содержательных прогулок, приводятся примеры экологически ориентированных наблюдений и игр.

Ключевые слова: экологические знания, дошкольники, природа, прогулка, воспитание, окружающая среда, наблюдения, игры на свежем воздухе.

Содержание прогулки как условие формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

 

Давыдова Евгения Сергеевна, воспитатель

МДОУ Детский сад «Звёздочка» пгт. Курорт-Дарасун Карымского района

 

Аннотация. В статье рассматривается роль прогулки как важного условия для формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста. Прогулка является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду, она предоставляет возможности для непосредственного наблюдения за природой, что способствует развитию у детей экологического мышления и осознанного отношения к окружающему миру. Описаны методы и приемы воспитателей по организации содержательных прогулок, приводятся примеры экологически ориентированных наблюдений и игр.

Ключевые слова: экологические знания, дошкольники, природа, прогулка, воспитание, окружающая среда, наблюдения, игры на свежем воздухе.

 

Прогулка является одной из важнейших форм работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Это не только время для физической активности и отдыха на свежем воздухе, но и уникальная возможность для воспитания у детей любви к природе и формирования экологических знаний. Дошкольный возраст — период, когда ребенок активно исследует окружающий мир, и прогулка предоставляет ему широкий спектр возможностей для знакомства с природными объектами и явлениями. Умело организованная прогулка помогает детям не только усвоить основные экологические понятия, но и развивает чувство ответственности за природу.

Экологическое воспитание, проводимое через прогулки, строится на основе наблюдения за природой. Во время прогулки дети имеют возможность видеть растения, животных, изменения в погоде, что создает естественные условия для формирования экологического мышления. Например, наблюдая за сменой сезонов, ребенок учится понимать природные циклы, замечает, как изменяются растения и поведение животных в зависимости от времени года. Это помогает детям формировать представление о взаимосвязи живых существ с окружающей средой и о том, как важно сохранять природу.

Содержание прогулки должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли развивать свои знания о природе через непосредственное взаимодействие с ней. Один из способов — это целенаправленные наблюдения. Например, весной можно предложить детям понаблюдать за ростом травы, цветением деревьев, прилетом птиц. Воспитатель может задавать вопросы: «Почему деревья распускаются именно весной?», «Какие птицы вернулись к нам после зимы?». Такие вопросы стимулируют детей к размышлению и помогают глубже понять явления природы. Летом можно уделить внимание насекомым, рассказать детям о роли пчел в опылении растений, обсудить, почему бабочки предпочитают определенные цветы.

Также воспитателю важно использовать прогулки для практических занятий с природным материалом. Сбор листьев, веточек, камешков и их дальнейшее изучение способствует развитию у детей навыков исследования. Например, можно предложить детям собрать разноцветные осенние листья, а затем вместе рассмотреть их строение, сравнить формы, цвета и обсудить, почему осенью листья меняют цвет. Это не только развивает у детей любознательность, но и способствует осознанию разнообразия природных объектов.

Во время прогулки воспитатель может организовывать с детьми экологические игры. Игры на свежем воздухе не только укрепляют здоровье, но и помогают детям усваивать экологические знания в игровой форме. Например, игра «Найди и покажи» побуждает детей искать в природе определенные объекты (например, листья разных деревьев, насекомых, камешки), что способствует развитию наблюдательности и осознанию разнообразия природного мира. Еще одной полезной игрой является «Экологический детектив», когда воспитатель описывает какое-то природное явление, а дети должны найти его следы на территории прогулки. Это может быть след животного, птица на дереве, или определенный вид растения. Такие игры помогают развивать у детей экологическое мышление и учат бережному отношению к природе.

Неотъемлемой частью экологического воспитания на прогулке является развитие у детей чувства ответственности за окружающий мир. Воспитатель должен показывать пример правильного отношения к природе. Например, можно провести с детьми акцию по уборке территории детского сада, объясняя, почему важно не оставлять мусор на земле, как он вредит растениям и животным. Во время таких мероприятий важно не только дать детям конкретные задания, но и обсудить с ними, как их действия могут повлиять на окружающую среду. Это формирует у дошкольников осознание того, что каждый может внести свой вклад в сохранение природы.

Воспитателю важно также учитывать сезонные особенности прогулок и использовать их для углубления экологических знаний детей. Например, зимой можно наблюдать за следами животных на снегу, рассказывать о том, как различные виды готовятся к зиме, как они приспосабливаются к холоду. Дети могут узнавать о спячке животных, о том, как птицы добывают себе пищу зимой. Летом же можно уделить внимание водоемам, рассказать о жизни в прудах или реках, о том, как растения и животные адаптируются к жаркому климату. Эти знания способствуют развитию у детей понимания естественных процессов в природе и помогают формировать бережное отношение к ней.

Для более глубокого усвоения экологических знаний можно использовать в ходе прогулок элементы проектов. Воспитатель может предложить детям вместе вести дневник наблюдений за природой. В этот дневник дети могут записывать, какие изменения они заметили в природе на протяжении недели или месяца, например, когда появились первые цветы или какие птицы начали петь весной. Такой проект помогает развивать у детей навыки наблюдательности, самостоятельности и осознанного отношения к природным явлениям.

Не менее важно включать в содержание прогулок вопросы, связанные с охраной природы. Воспитатель может рассказать детям о проблемах загрязнения окружающей среды, о том, как важно бережно относиться к ресурсам, таким как вода и воздух. Примером может служить обсуждение, почему нельзя ломать ветки деревьев или топтать цветы. Эти простые действия на первый взгляд не кажутся значимыми, но воспитателю важно донести до детей мысль, что даже маленькие поступки могут оказывать влияние на природу. Такие беседы помогают формировать у детей осознанное отношение к окружающей среде и воспитывают уважение к природе.

Таким образом, содержание прогулки в дошкольных образовательных учреждениях играет важную роль в формировании экологических знаний у детей. Благодаря правильно организованным наблюдениям, играм, практическим занятиям и беседам, дети не только усваивают основные экологические понятия, но и учатся бережно относиться к природе, осознавать ее важность для жизни каждого человека. Воспитателю важно создавать условия, которые будут способствовать углубленному изучению природы, формировать у детей интерес к окружающему миру и воспитывать экологическое сознание, которое станет основой для дальнейшего формирования экологической культуры.

 

 

Список литературы

Антонов В.П.,

Кольчикова

Н.В. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2019. №27. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sredstva-

ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-doshkolnikov

(дата обращения:

01

.

10

.2024).

Борокина

В.А.,

Ханова

Т.Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnogo-otnosheniya-detey-k-prirode

(дата обращения:

01

.

10

.2024).

Елецкая Н.М. Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 205-207. — URL:

https://moluch.ru/archive/433/94980/

(дата обращения:

01

.

10

.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×