Содержание работы по формированию основ речевого этикета | Любовь Валерьевна Маркова. Работа №337845
Содержание работы по формированию основ речевого этикета детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Цель: формирование основ речевого этикета детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формированию навыков речевого этикета старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось в старшей группе с общим недоразвитием речи в свободное от занятий время фронтально, индивидуально и по подгруппам.
Для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Содержание работы по формированию основ речевого этикета детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Цель: формирование основ речевого этикета детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формированию навыков речевого этикета старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось в старшей группе с общим недоразвитием речи в свободное от занятий время фронтально, индивидуально и по подгруппам.
Для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Методика формирования основ речевого этикета в процессе игр и игровых упражнений была построена в соответствии с дидактическими принципами обучения: последовательности, системности, доступности. Работа была направлена на повышение культуры общения, коммуникативных навыков детей посредством игровой деятельности. Дидактические игры, игры – инсценировки, проблемные ситуации были взяты из пособий Елены Алексеевны Алябьевой «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Александры Ивановны Сорокиной «Дидактические игры в детском саду».
Для реализации цели данного этапа исследования были определены следующие направления работы:
Формировать у детей представление о необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками;
Развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета наиболее подходящее для определенной ситуации;
В процессе ознакомления с литературными произведениями развивать у детей умение оценивать поступки героев, соотносить их с собственным поведением.
Для реализации указанной цели и с учетом результатов диагностического обследования был составлен перспективный план работы по формированию основ речевого этикета (Приложение № 7) .
Были подобраны эффективные средства по формированию навыков речевого этикета и разработана система игр по их формированию. Система работы включала разные виды деятельности: дидактические и сюжетно – ролевые игры и упражнения, этические беседы, чтение литературных текстов.
Для ознакомления с правилами речевого этикета использовались разнообразные методы.
Этические беседы о необходимости использования слов речевого этикета с детьми;
Проведение с детьми разного дидактических, игр-упражнений;
Для закрепления полученных данных в естественной среде ребенка были организованы сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Библиотека».
Работа по формированию навыков речевого этикета включала этические беседы. Они создавали у детей определенный эмоциональный настрой. Беседы также сопровождались рассматриванием иллюстраций, с помощью которых обращали внимание детей на эмоции героев.
Этические беседы часто сопровождались дидактическими играми.
В группе была создана развивающая среда: изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, направленные на формирование основ речевого этикета.
Реализация намеченного плана началась с декабря. Игры и игровые упражнения регулярно начали проводиться с 19.12.2016 года, чтобы у детей сложилось целостное восприятие культуры речевого общения. Все заявленные мероприятия реализованы.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых для него условиях.
Перед каждой игрой использовались различные методические приемы, помогающие настроить детей на игровую деятельность и освежить ранее полученные знания. Использование игровых и проблемных вопросов вызвало интерес детей к культуре речевого этикета. Последовательность проведения дидактических игр и игровых упражнений, творческих игры, проблемных игровых ситуаций соответствовала структуре. Для привлечения внимания детей обычно вначале использовалась художественная литература, помогающая глубже рассматривать разнообразные проблемы воспитания культуры речевого общения, где персонажи использовали навыки речевого этикета, проявляли учтивость, вежливость или, наоборот, использовали либо не использовали слова речевого этикета.
Зная, что дети с общим недоразвитием речи легко отвлекаются, расторможены, для коллективных игр отбирались самые интересные доступные детям игры.
Выразительность речи воспитателя, артистичность, эмоциональность, умение активизировать детей с учетом их уровня речевого развития, возможностей, помогло детям лучше понять предлагаемый материал.
С детьми, имеющими слабые речевые навыки, рассеянное внимание (Колей, Мишей, Тимофеем, Светой) дополнительно индивидуально проводились дидактические игры и игровые упражнения.
Первоначально дети привлекались к пониманию необходимости к овладению словами речевого этикета. Разрабатывались методы и приемы совместного воспитательного воздействия на ребенка (чтением стихов Маршака С.Я.). У детей развивалось умение понимать основную идею специально подобранных литературных произведений, после чтения которых, дети осознавали и оценивали поступки героев.
В работе по формированию навыков речевого этикета детей так же использовались стихотворные тексты, некоторые из которых дети заучивали наизусть. Дети с интересом слушали их и быстро запоминали, а когда в повседневной жизни или во время проведения дидактических игр от них требовались эти знания, то они изредка вспоминали их.
Для проведения данного вида работы в книжном уголке был подобран литературный материал для детей, направленный на закрепление навыков речевого этикета. В течение свободного времени дети брали книги, рассматривали иллюстрации, зачитывались стихотворные произведения.
Литературные произведения помогают детям глубоко прочувствовать необходимость знаний культурного поведения и речевого этикета. При этом внимание детей обращалось на структуру произведения (как оно начинается, как развиваются события, чем заканчивается рассказ), а также на средства художественной выразительности, особенно образные выражения в языковых характеристиках персонажей.
Поэтические произведения, которые использовались в работе, помогали выделить в наблюдаемом основное, причем это было ненавязчиво, не сухо и дидактично, а эмоционально, выразительно, что способствовало лучшему установлению ассоциаций, запоминанию вежливых слов, эмоциональной отзывчивости на них.
Дидактические и сюжетно – ролевые игры проводились в разные отрезки времени. Иногда мы использовали их с целью предварительной работы перед беседой. Но в основном игры находились в доступном для детей месте – в игровом уголке – и в любое время дети по своему собственному желанию играли в них.
Для расширения представлений о культуре общения и отношений между детьми широко используются сюжетно-ролевые игры - «Детский сад», «Магазин», «Больница» и другие, правила и условия которых обязывали ребят проявлять вежливость, умение обратиться с просьбой. По ходу игры напоминала детям, что они должны быть вежливыми, предупредительными, иначе ни продавец, ни врач не будет обслуживать их.
Затем основное внимание уделялось развитию умения детей использовать в специально созданных ситуациях слов речевого этикета, расширялось употребление разнообразной лексики, содержательно связанной ситуацией.
Особое внимание уделялось играм, в которых закреплялось умение вести диалог в разных ситуациях. (Роль взрослого на себя берет воспитатель).
Формирование навыков речевого этикета проходило ряд этапов.
Первый этап «Мы и речевой этикет» .
Направлен на знакомство детей с понятием этикет, к формированию навыков использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.
Первоначальный этап начался с проведением этической беседы «Этикет. Что это?» . Беседа проводилась со всеми детьми. С помощью этой беседы мы познакомили детей с историей возникновения этикета, с необходимостью знать правила этикета. Во время беседы дети внимательно слушали воспитателя, проявляли активность, заинтересованность, высказывали предположения. Дошкольники познакомились с тем, как в разных странах по разному люди приветствуют друг друга, желают здоровья, встречают гостей. Что этикетные правила необходимо знать, так как в разных странах они могут быть различны, и чтобы не попасть впросак.
С подгруппами детей проводилась дидактическая игра «Мы друзья товарищи». Дети рассматривали портреты, давали имена изображенным детям и отвечали на вопросы: «Что можно сказать о каждом мальчике, девочке, группе детей?», выбирали товарища. Лена У. отвечая на вопрос, назвала изображенную девочку Машей, описала ее внешность: «У Маши голубые бантики, розовые щеки, красивое красное платье, она улыбается, у нее курносый нос весь в веснушках. Я с ней могу играть, пригласить в гости, быть с ней подружками». При затруднении воспитатель оказывал помощь детям, давал образец высказывания, задавал наводящие вопросы. С помощью дидактической игры «Путешествие по маршруту добрых дел» обращалось внимание детей на то, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь между людьми. Воспитатель читал отрывки из стихотворений, рассказов, приводил реальные факты о добрых и плохих поступках людей, самих детей. Дети анализировали ситуации, высказывали свое мнение, отвечали на вопросы. Паша К. отвечал, что У Вовы добрая душа. Он веселый и добрый, желает людям доброго утра. Он помог усталым бабушкам. Лена У. отвечала, что Вова добрый, он помогает другим. Он пожалел девочку. Он сказал, что будет ее старшим братом, будет защищать ее, если кто обидит. Анализируя стихотворение А.Л. Барто «Уехали» Марина Х. сказала, что дети не правильно поступили. Нельзя оставлять щенка, он будет скучать. Его могут обидеть большие собаки. Кормить щенка никто не будет, и он умрет голодный. На вопрос воспитателя как вы поступили со щенком Саша Т. ответил, что щенка нужно было взять с собой. Если нельзя взять, нужно его кому-либо отдать, чтобы он не оставался один; Сергей В. мне очень жаль щенка. Я попрошу маму взять его к нам. А можно взять его к нам в детский сад? Миша В., Тимофей П. затруднялись в ответах на поставленные вопросы.
Второй этап «Секрет волшебных слов» .
Направлен на привлечение детей к пониманию необходимости использования слов речевого этикета, на формирование у детей потребности в доброжелательном общении с окружающими. Проводились этические беседы, чтение художественной литературы с последующим разговором о его содержании, использовались игры-упражнения для закрепления новых слов речевого этикета, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Этап начался с чтение художественного произведения В. Осеевой «Печенье». Занятие проводилось со всеми детьми. дети учились анализировать поступки героев, проявляли вежливость, учтивость. Во время занятия дети проявляли активность, общались, отвечали на вопросы. Вначале воспитатель предложил детям по-разному поздороваться. Паша К. отвечал, что поздороваться, можно сказать, добрый день, доброе утро, как у вас дела. Миша В. ответил, что можно поздороваться за руку. Затем детям предложено называть комплименты, передавая сердце. Саша Т. отвечал: «Милая Леночка, я даю тебе сердечко, потому что ты вежливая, добрая, заботливая. Тимофей П. затруднялся в подборе комплиментов. Далее дети пересказывали по схеме рассказ «Печенье», о мальчиках которые не знают вежливых слов. В дидактической игре – «учимся вежливости» детей знакомят с правилами поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их. Дети разыгрывают ситуацию: приход Максима в группу с поручением, приход взрослого человека в группу, как обратится к разговаривающим людям. Как надо себя вести? Саша Т. отвечает, что сначала надо поздороваться с воспитателем, с няней, и детьми, а затем спросить то, зачем пришел. Паша К. сказал, что когда уходишь, надо сказать, спасибо и до свиданье. Лена У. отвечала, что надо предложить взрослому стул. Ольга Б. сказала, что надо сначала извиниться и потом обраться с просьбой. В сюжетно – ролевой игре Детский сад» Лена У., Света М., Марина Х., при разыгрывании ролевого диалога использовали навыки речевого этикета.
Третий этап «Доставляй радость добрыми делами» .
Был направлен на формирование доброжелательности, вежливости, уважения к старшим, умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников, бескорыстно всем помогать. Проводились этические беседы, использовались игры инсценировки, настольные игры, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Этап начался с проведением беседы «Что такое доброта». Беседа проводилась со всей группой и была направлена на формирование у детей понятие «доброта», проявлять доброту и предупредительность к окружающим, и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Во время беседы дети были активны, заинтересованы, отвечали на вопросы: какого человека можно назвать добрым, а каким злым. Сергей В. ответил, что добрый человек это тот, кто делает добрые дела. Далее дети анализировали героев из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Воспитатель задавал вопросы: «Какой старик, а какая старуха, золотая рыбка?». Ольга Б. отвечала, что старик добрый, вежливый. Миша В. отвечал, что старуха жадная. Затем дети подбирали ласковые слова для мамы, папы, бабушки, сестры. Максим А. отвечал, что его мама добрая, красивая. Паша К. отвечал, что его папа смелый, сильный, ласковый. В настольной игре «Кому что нужно» Коля А., Саша Т., Тимофей П. умело подбирали карточки с добрыми делами для выполнения необходимых дел. В дидактической игре «Я должен – я не должен» Света М., Ольга Б., Паша К., правильно оценивали свои поступки и поступки других людей, раскладывали картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняя свой выбор. В сюжетно – ролевой игре «Больница» дети Марина Х., Саша Т., Сергей В. при разыгрывании ролевого диалога использовали навыки речевого этикета приветствия (входя в кабинет, поздоровались с врачом, выходя, попрощались). Они правильно вели себя в больнице: не шумели, разговаривали тихо, спокойно. В беседе «С кем бы я хотел дружить» дети рассказывали о том какая, должна быть девочка и мальчик, с кем они дружат и почему, с кем они часто ссорятся, кого хотят брать в игру. Ольга Б. отвечала, что мальчик должен быть умным, сильным, не обижать девочек. Лена У.. отвечала, что мальчики не должны быть слабыми, неловкими, трусливыми, ленивыми. Сергей В. отвечал, что девочки должны быть бодрыми, аккуратными.
Четвертый этап «Телефон и мы» .
Направлен на развитие умения детей строить диалог, по телефону используя слова речевого этикета, расширялось знания о правилах пользования телефоном, о содержательности телефонного разговора и использовании в различных ситуациях различных этикетных форм (при звонке бабушке, другу, в больницу, родителям на работу и т.д.).
В самом начале была проведена беседа «Этикет телефонного разговора». Беседа проводилась фронтально. Дети активно участвовали в разговоре, отвечали на вопросы. После беседы мы инсценировали телефонный разговор. Воспитатель участвовал в инсценировке, сначала он был одним из звонящих. А затем дети играли друг с другом. Разыгрывались разные ситуации: Света М. звонила бабушке (Марина Х.). Девочка сначала поздоровалась, уточнила, что это звонит внучка, спросила про бабушкино здоровье. В конце разговора сообщила, что скоро приедет к бабушке в гости, попрощалась и повесила трубку. Марина Х. выступавшая в роли бабушки, ответственно отнеслась к инсценировке. Она разговаривала, пытаясь изобразить голос бабушки. Девочки очень хорошо справились с заданием. Чего не скажешь о мальчиках. Тимофей П.. и Миша В.. инсценировали разговор двух друзей. Когда Вова звонил Саше, сначала трубку взяла мама друга. И Вова, не поздоровавшись и не представившись, сразу попросил позвать Сашу к телефону. Мальчикам и остальным детям не участвующим в инсценировке воспитатель напомнил этикет телефонного разговора.
На протяжении всего этапа были использованы дидактические и игры – упражнения, беседы, формирующие у детей навыки вежливых слов и выражений (согласно этикету). Мы учили кратко по телефону излагать свои мысли, начинать и заканчивать телефонный разговор, использовать в телефонном разговоре вежливые слова.
Пятый этап «Мы в общественных местах» .
Закреплял навыки речевого поведения в общественных местах (театре, магазине, транспорте, библиотеке).
Для объяснения правил поведения в общественных местах были проведены этические беседы «Как вести себя в общественных местах», «Как вести себя на улице», «Как вести себя во время разговора» и т.д. Где детям дали понятие, что такое общественное место. Для закрепления полученных знаний проводились дидактические, сюжетно – ролевые игры и иргы-упражнения. Игры и упражнения не вызывали у большинства детей трудностей.
Данный этап начали с беседы «Как вести себя в общественных местах». Беседа проводилась со всей группой. Дети познакомились с понятием общественное место, с правилами поведения в школе, в детском саду, магазине, поликлинике. Во время беседы дети проявляли активность, дисциплинированность, внимательно слушали ответы сверстников, отвечали на вопросы. В беседе «Правила поведения в общественном транспорте» дети познакомились с основными правилами поведения в общественном транспорте, о правилах безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте. Дошкольники активно отвечали на вопросы, показывали хорошие знания, внимательно рассматривали картину с изображением общественного транспорта, описывали ее. Марина Х. отвечала, что трамвай движется от электричества, но ходит по стальным рельсам. Сергей В. отвечал, что автобус похож на троллейбус, только его мотор работает на бензине, а не на электричестве. В игре «вежливый трамвайчик» дети упражнялись в подборе вежливых слов, проявлять культуру взаимоотношений, действовать согласно правилам игры.
В сюжетно-ролевой игре «Библиотека», ярко проявились индивидуальные особенности Лена У., Света М., Паша К. Они непринужденно использовали в речевом диалоги слова речевого этикета при обслуживании посетителей библиотеки, и в обращениях к друг другу, Паша был директором библиотеки, Света – библиотекарем, Лена – посетителем). При этом они использовали разнообразные средства – мимику, жесты, речевую интонацию. Лена. и Паша максимально проявили себя в игровом организационно-культурном общении, выступая посредниками в решении спорных ситуаций и конфликтов, способствуя их согласованию. Паша К после проведения серии игр и упражнений стал больше проявлять доброжелательности к детям. Практика показала, что дети самостоятельно в носят в содержание сюжетно-ролевой игры «Библиотека» игры с телефоном, играют с использованием телефона: делают звонки в библиотеку с целью продления срока взятия книги, но и вносят новое содержание в игры, импровизируя, выступают её инициаторами.
Также проводились игры «Почта», «Магазин», в которых дети закрепляли навыки речевого поведения и общения в общественных местах.
Большое внимание в ходе реализации перспективного плана уделялось индивидуальной работе с детьми. Наблюдение за детьми в атмосфере общения с близкими людьми выявило необходимость индивидуального воздействия на отдельных детей. В эту работу подключаются дошкольники, которых отличает воспитанность, знание правил культурного поведения и умение ими пользоваться, не забывая при этом употреблять вежливые слова.
В следствии целенаправленной, последовательной и системной работы по формированию основ речевого этикета детей с общим недоразвитием речи, дошкольники стали употреблять в речи формулировки речевого этикета соответствии с содержанием своего высказывания, выслушивать сверстников и взрослых, уметь культурно речевой диалог в магазине, в общественном транспорте. Сюжетно-ролевые игры стали интереснее, насыщеннее диалогами, дети стали доброжелательнее и терпеливее по отношению друг к другу в случае затруднений способны оказать помощь. Игры по формированию основ речевого этикета помогли добиться одновременно хороших результатов и по овладению культурой речевого общения в целом.
Таким образом, после проделанной работы можно сделать вывод что, при систематической работе по формированию основ речевого этикета можно добиться ощутимых результатов, если обогатить содержанием речевое воспитание и совершенствовать формы и методы речевой работы.