Содержание работы по трудовому воспитанию детей с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе | Ефимов Иван Еремеевич. Работа №351613
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников с ОВЗ приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка
Как и учащиеся массовой школы, школьники с ОВЗ должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.
В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом школьниками с ОВЗ, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что дети с нарушением интеллекта слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне урока.
Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
На всех стадиях своего развития отечественная (российская) специальная (коррекционная) школа уделяла большое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах школы. Вопросы обучения умственно отсталых учащихся труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н. Граборов, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, М. И. Рябцев, В. Н. Тарасов).
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.
Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для детей с ОВЗ даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность ребенка с ОВЗ, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
Для продвижения ребенка в общем развитии, для усвоения знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание. Пребывание в обычной, массовой школе часто не приносит ему пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым последствиям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности. Специальное обучение, направленное на развитие детей с нарушениями интеллекта, предусматривает, в первую очередь, формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, что хотя ребенок с нарушением интеллекта своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем, доказано, что мышление умственно-отсталого ребенка несомненно развивается. Нормирование мыслительной деятельности способствует продвижению ребенка с нарушением интеллекта в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.
Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.
Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной школами, специальная (коррекционная) школа имеет еще свои специфические задачи.
Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития школьника с нарушением интеллекта. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей — обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых на трудовых занятиях сведений, навыков и умений.
В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Производя на уроках труда необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя в процессе работы форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, с которыми он оперирует, умственно отсталый школьник убеждается в том, что сообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическое значение .
Школьнику с нарушением интеллекта, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности. Следует также иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего, с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности учащегося по окончании школы. Такое осознание дается умственно отсталому ученику с большим трудом даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе .
Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. (Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности).
В специальной школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
Особое внимание уделяется таким видам, как ручной труд и общественно полезный труд.
Так, большое внимание уделялось ручному труду в первых вспомогательных школах Петербурга и Москвы, организованных Е.К. Грачевой и М.П. Постовской. Характеризуя особенности программы специальной школы, М.П. Постовская отмечает, в частности, что .
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.
Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной школе. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию у учащихся с ОВЗ привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а также соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как учащиеся с ОВЗ испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а также в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности школьников с ОВЗ в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом .
Школьники с нарушением интеллекта в большей степени, чем нормально развивающиеся, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности.
Лучшие учителя во времена отечественной вспомогательной школы и на современном этапе с целью приближения учебного процесса к жизни и возможностям школьников с нарушением интеллекта стараются связать его с общественно полезным трудом. Это способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу, побуждает их к лучшему усвоению его и к активной самостоятельной деятельности.
Значительный интерес в этом отношении представляет опыт прошлых лет, например, вспомогательной школы-интерната г. Горького. Придавая большое значение работе учащихся в школьном саду и на учебно-опытном участке, учительница С. Т. Шанина связывает проходимый на уроках естествознания материал с этой работой .].
Как указывает В.В.Воронкова, для подготовки школьников к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).
С этих позиций развивалась новая ветвь профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательных школ — сельскохозяйственный труд (Е. А. Ковалева, О. Д. Кудряшова, Я. А. Якушев, Е. Я. Якушева).
На основе исследований о доступности школьникам с ОВЗ некоторых видов работ в овощеводстве, садоводстве и животноводстве разработаны программы по сельскохозяйственному труду.
В настоящее время специальная (коррекционная) школа обеспечена программами по 5 видам труда в городских условиях (столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному, обувному) и специальными программами для школ с сельскохозяйственным профилем обучения или находящихся в сельской местности (сельскохозяйственный труд, столярно-плотничное и штукатурно-малярное дело). Перспективны программы, разработанные С. Л. Мирским по обслуживающему труду и Е. А. Ковалевой по цветоводству и декоративному садоводству как для школ сельской местности, так и городских школ. Исходя из местных условий, в ряде школ обучение ведется тем видам труда, по которым учащиеся могут быть трудоустроены (трикотажное дело, вязальное дело, цветоводство, сетевязальное дело, кулинария, обработка рыбы и др.).
Все проводимые исследования и богатая практика работы специальной (коррекционной) школы помогают решать многие вопросы подготовки учеников с ОВЗ к жизни в обществе и труду в условиях общего производства, т. е. их социальной и трудовой адаптации.
Рассмотрим программы по трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе. Авторские программы по столярному делу для 6-9 классов разных образовательных учреждений составлены на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, 29/ 20 65
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. З. Учебного плана Образовательного учреждения.
Содержание программ направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.
В рабочей программе бюджетного образовательного учреждения г. Грязовец Вологодской области программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и состоит из 8 основных тем:
1. Технология ручной обработки древесины
2. Резьба по дереву (контурная, геометрическая, плоскорельефная, прорезная, скульптурная, комбинированная)
З. Соединения в столярно-мебельных изделиях
4. Столярно-мебельные изделия
5. Реконструкция и реставрация мебели
6. 3аточка и правка режущего инструмента
7. Токарные работы
8. 0тделка изделий из древесины
Профессионально-трудовая подготовка учащихся базируется на общих принципах и формах обучения:
от простого к сложному; индивидуальная работа с учеником; групповая работа учащихся; показ; работа с образцами, техническим рисунком, технологическими картами. Большое внимание уделяется развитию общетрудовых умений (составление плана работы, подбор инструментов и материала, приемы работы, анализ). Для решения этой задачи необходима помощь учителя каждому ученику, но с постепенным уменьшением его роли помощника, чтобы не мешать процессу развития учащихся.
Необходимо увязывать знания, полученные школьниками на других предметах: математика, изобразительное искусство, история и др. Предметные характеристики, геометрические знания (свойства квадрата, круга, треугольника) ложатся в основу геометрической резьбы. А без навыков рисования невозможно составление растительного орнамента.
Предусмотрены в программе практические повторения и контрольные работы с целью возврата к пройденным этапам обучения для закрепления умений и навыков и более скоростного их выполнения.
Чтобы выполнить изделие, учащиеся должны освоить достаточное количество приемов труда, начиная с самых элементарных до более сложных, но доступных и осознанных. Ученик должен понимать и объяснить, почему в данном конкретном случае он использует именно эти способы для решения задачи.
Изучение программы способствует интеллектуальному и эстетическому развитию детей с ОВЗ. Изучая образцы резного искусства, как народных умельцев, так и профессионалов, дети учатся видеть красоту окружающего мира и создавать красивые вещи своими руками.
Таким образом, в специальной школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, сувенирное, столярное, швейное дело.
Ефимов Иван Еремеевич, учитель технологии специальной (коррекционной) школы N2 4, город Якутск
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников с ОВЗ приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка
Как и учащиеся массовой школы, школьники с ОВЗ должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.
В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом школьниками с ОВЗ, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что дети с нарушением интеллекта слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне урока.
Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
На всех стадиях своего развития отечественная (российская) специальная (коррекционная) школа уделяла большое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах школы. Вопросы обучения умственно отсталых учащихся труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н. Граборов, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, М. И. Рябцев, В. Н. Тарасов).
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.
Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для детей с ОВЗ даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность ребенка с ОВЗ, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
Для продвижения <<особого>> ребенка в общем развитии, для усвоения знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание. Пребывание в обычной, массовой школе часто не приносит ему пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым последствиям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности. Специальное обучение, направленное на развитие детей с нарушениями интеллекта, предусматривает, в первую очередь, формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, что хотя ребенок с нарушением интеллекта своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем, доказано, что мышление умственно-отсталого ребенка несомненно развивается. Нормирование мыслительной деятельности способствует продвижению ребенка с нарушением интеллекта в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.
Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.
Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной школами, специальная (коррекционная) школа имеет еще свои специфические задачи.
Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития школьника с нарушением интеллекта. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей — обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых на трудовых занятиях сведений, навыков и умений.
В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Производя на уроках труда необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя в процессе работы форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, с которыми он оперирует, умственно отсталый школьник убеждается в том, что сообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическое значение .
Школьнику с нарушением интеллекта, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности. Следует также иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего, с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности учащегося по окончании школы. Такое осознание дается умственно отсталому ученику с большим трудом даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе .
Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. (Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности).
В специальной школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
Особое внимание уделяется таким видам, как ручной труд и общественно полезный труд.
Так, большое внимание уделялось ручному труду в первых вспомогательных школах Петербурга и Москвы, организованных Е.К. Грачевой и М.П. Постовской. Характеризуя особенности программы специальной школы, М.П. Постовская отмечает, в частности, что <<она (программа) предусматривает обучение девочек домоводству, а мальчиков — ремесленному ручному труду>>.
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.
Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной школе. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию у учащихся с ОВЗ привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а также соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как учащиеся с ОВЗ испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а также в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности школьников с ОВЗ в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом .
Школьники с нарушением интеллекта в большей степени, чем нормально развивающиеся, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности.
Лучшие учителя во времена отечественной вспомогательной школы и на современном этапе с целью приближения учебного процесса к жизни и возможностям школьников с нарушением интеллекта стараются связать его с общественно полезным трудом. Это способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу, побуждает их к лучшему усвоению его и к активной самостоятельной деятельности.
Значительный интерес в этом отношении представляет опыт прошлых лет, например, вспомогательной школы-интерната г. Горького. Придавая большое значение работе учащихся в школьном саду и на учебно-опытном участке, учительница С. Т. Шанина связывает проходимый на уроках естествознания материал с этой работой .].
Как указывает В.В.Воронкова, для подготовки школьников к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).
С этих позиций развивалась новая ветвь профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательных школ — сельскохозяйственный труд (Е. А. Ковалева, О. Д. Кудряшова, Я. А. Якушев, Е. Я. Якушева).
На основе исследований о доступности школьникам с ОВЗ некоторых видов работ в овощеводстве, садоводстве и животноводстве разработаны программы по сельскохозяйственному труду.
В настоящее время специальная (коррекционная) школа обеспечена программами по 5 видам труда в городских условиях (столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному, обувному) и специальными программами для школ с сельскохозяйственным профилем обучения или находящихся в сельской местности (сельскохозяйственный труд, столярно-плотничное и штукатурно-малярное дело). Перспективны программы, разработанные С. Л. Мирским по обслуживающему труду и Е. А. Ковалевой по цветоводству и декоративному садоводству как для школ сельской местности, так и городских школ. Исходя из местных условий, в ряде школ обучение ведется тем видам труда, по которым учащиеся могут быть трудоустроены (трикотажное дело, вязальное дело, цветоводство, сетевязальное дело, кулинария, обработка рыбы и др.).
Все проводимые исследования и богатая практика работы специальной (коррекционной) школы помогают решать многие вопросы подготовки учеников с ОВЗ к жизни в обществе и труду в условиях общего производства, т. е. их социальной и трудовой адаптации.
Рассмотрим программы по трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе. Авторские программы по столярному делу для 6-9 классов разных образовательных учреждений составлены на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, 29/ 20 65 <<06 утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии>>
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. З. Учебного плана Образовательного учреждения.
Содержание программ направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.
В рабочей программе бюджетного образовательного учреждения г. Грязовец Вологодской области программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и состоит из 8 основных тем:
1. Технология ручной обработки древесины
2. Резьба по дереву (контурная, геометрическая, плоскорельефная, прорезная, скульптурная, комбинированная)
З. Соединения в столярно-мебельных изделиях
4. Столярно-мебельные изделия
5. Реконструкция и реставрация мебели
6. 3аточка и правка режущего инструмента
7. Токарные работы
8. 0тделка изделий из древесины
Профессионально-трудовая подготовка учащихся базируется на общих принципах и формах обучения:
от простого к сложному; индивидуальная работа с учеником; групповая работа учащихся; показ; работа с образцами, техническим рисунком, технологическими картами. Большое внимание уделяется развитию общетрудовых умений (составление плана работы, подбор инструментов и материала, приемы работы, анализ). Для решения этой задачи необходима помощь учителя каждому ученику, но с постепенным уменьшением его роли помощника, чтобы не мешать процессу развития учащихся.
Необходимо увязывать знания, полученные школьниками на других предметах: математика, изобразительное искусство, история и др. Предметные характеристики, геометрические знания (свойства квадрата, круга, треугольника) ложатся в основу геометрической резьбы. А без навыков рисования невозможно составление растительного орнамента.
Предусмотрены в программе практические повторения и контрольные работы с целью возврата к пройденным этапам обучения для закрепления умений и навыков и более скоростного их выполнения.
Чтобы выполнить изделие, учащиеся должны освоить достаточное количество приемов труда, начиная с самых элементарных до более сложных, но доступных и осознанных. Ученик должен понимать и объяснить, почему в данном конкретном случае он использует именно эти способы для решения задачи.
Изучение программы способствует интеллектуальному и эстетическому развитию детей с ОВЗ. Изучая образцы резного искусства, как народных умельцев, так и профессионалов, дети учатся видеть красоту окружающего мира и создавать красивые вещи своими руками.
Таким образом, в специальной школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, сувенирное, столярное, швейное дело.