Сохранение фольклора на примере жизни и творчества Римского-Корсакова | Курочкина Нина Петровна. Работа №317566
Эта статья посвящена актуальным вопросам сохранения и развития традиций народной культуры с целью ретрансляции будущим поколениям.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение и расцвета культурных традиций народов России.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков–осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Дети должны знать, как важно всем народам нашего Отчества и всей планеты жить в мире и согласии между собой. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности.
Курочкина Нина Петровна
ГУ ДО “Детская школа искусств р.п. Турки”
Сохранение фольклора на примере жизни и творчества Римского-Корсакова
Эта статья посвящена актуальным вопросам сохранения и развития традиций народной культуры с целью ретрансляции будущим поколениям.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение и расцвета культурных традиций народов России.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков–осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от «низкосортных». Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп-музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень важно с младшего возраста прививать детям лучшие образцы музыкального творчества. И в этом нам может помочь фольклор, который имеет в себе большие возможности для творческого развития личности.
О необходимости сохранения и изучения русского фольклора как части культурного исторического наследия России говорил, еще в прошлом столетии Николай Андреевич Римский-Корсаков.
В одной из статей о Римском - Корсакове В.В.Стасов отмечает, что в семье Римского-Корсакова в период его детства музыка звучала довольно редко, однако «… в Тихвине были на лицо два таких элемента, которые способны были не только доставлять глубокие музыкальные наслаждения, но и более того – воспитывать здоровое, мужественное, свежее художественное чувство. Это было, во-первых, церковное пение, во-вторых, народные песни. В Тихвине… еще сильно и крепко держалось старинное, коренное наше церковное пение, могучее, оригинальное и даже отчасти суровое в свое простоте … Но, кроме того, другим неоцененным благодеянием для юной музыкальной души Римского – Корсакова были наши национальные песни. По улицам … еще возили зимой соломенную чучелу масленицы, толпы народа шли и бежали вокруг народных низеньких русских саней, распевая старинные обрядовые песни, идущие еще из глубокой русской древности: свадьбы, святки, всяческие летние и зимние праздники, все парадные дни народа…были наполнены хорами, где распевались…бесчисленные новгородские песни»[5, с.90]
«Для человека, родившегося с музыкальным талантом в душе, такие драгоценные впечатления юности неизгладимы,- утверждает В.В.Стасов, - Они целиком отразились впоследствии в лучших созданиях Римского-Корсакова, тех, которые носят на себе печать искренней глубокой русской национальности».
Действительно, возможно, именно впечатление детства побудили композитора к записи, изучению и обработке русских народных песен. В творчестве Римского—Корсакова органично соединяется опора на русский музыкальный фольклор (главным образом древнейшие его пласты) и на традиции национальной классики (Глинка) с широким развитием живописно-колористических тенденций романтического искусства, упорядоченностью и уравновешенностью всех элементов музыкального языка. Композитор вводит в свои произведения подлинные народные песни и создаёт собственные мелодии в духе народных. Особенно типичны для него архаизированные диатонические темы в сложных нечётных размерах, как, например, заключительный хор из «Снегурочки» на 11/4. Песенные интонации окрашивают и лирическую (преимущественно, оперную) мелодику Римского—Корсакова. Но ей, в отличие от народных тем, более свойственны структурная законченность, внутренняя расчленённость и периодическая повторность мотивных звеньев. Типичны для Римского - Корсакова подвижные, богато орнаментированные мелодии инструментального характера, нередко вводимые и в вокальные партии фантастических оперных персонажей (Волхова, Царевна—Лебедь). С появлением «Майской ночи» увлечение русским фольклором положило начало ряду фантастических опер, в которых «...поклонение солнцу и солнечным богам проведено или непосредственно благодаря содержанию, почерпнутому из древнего русского языческого мира, как В «Снегурочке», «Младе», или косвенно и отражённо в операх, содержание которых взято из более нового христианского времени, как в «Майской ночи» или «ночи перед рождеством» .
Были в его репертуаре и оперы с языческими мотивами — «Майская ночь» (1877г. по повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»), «Снегурочка» (1881г. по одноимённой драматической сказке А. Н .Островского), «Ночь перед Рождеством» (1895г. по одноимённой повести H.B. Гоголя), «Садко» (1895 г. по русским былинам о Садко), «Сказка о царе Салтане» (1900г. по одноимённой сказке А. С. Пушкина), «Кащей Бессмертный» (1902г. по русским народным сказкам), «Золотой петушок» (1907г. по «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина). Языческие мотивы присутствуют также и в симфонических произведениях — «Сказке» и «Воскресной увертюре» («Светлом празднике»).
Народное искусство имело огромное значение для Римского-Корсакова не только как источник сюжетов, тем и образов. Оно определило многие, стилевые, жанровые, драматургические особенности его произведений. Замечательное своеобразие придают этим произведениям заключенные в них подлинные народные мелодии или авторские темы, сочиненные с сознательным приближением к духу и языку народной музыки.
Своеобразным продолжение работы над сборниками явились хоровые обработки песен. Исследователи хоровых обработок С.В.Евсеев и В.А. Цукерман считают, что народная песня для Римского- Корсакова не «материал для обработки, а нечто более важное – возвращение народу его достояния в «обогащенном»виде - метод варьирования поднят на новую ступень разнообразия и выразительности, происходит усложнение ладогармонической сферы, исходящее из внутренних данных самой песни. Таким образом песня для композитора не повод проявить собственную изобретательность, а стремление воплотить всю полноту и нравственную чистоту песни, он учитывает систему народной песни, народного мышления, ищет его законы.
Опыт обработки народной песни к концу 70-х г.г. является важным и полезным вектором творчества композитора во всех жанрах , но особенно в опере.
Летом 1871 г ректор Петербургской консерватории М.П. Азанчевский предложил Римскому - Корсакову должность преподавателя, и по совету друзей композитор согласился. Николай Андреевич не представлял себе, какой ответственности и труда потребует работа преподавателя. Характерно письмо П.И.Чайковского Н.Ф.фон Мекк: « Он такой же самоучка, как и остальные, но в нем совершился крутой переворот … он стал учиться, но с таким рвением, что скоро школьная техника сделалась для него необходимой атмосферой. В одно лето он написал бесчисленное множество контрапунктов и 64 фуги, из которых тотчас прислал мне 10 на просмотр. Фуги оказались в своем роде безупречными…»[4, с.66]. В своем «невежестве» признавался и сам Римский – Корсаков. «Взявшись руководить консерваторскими учениками, пришлось притворяться, что все знаешь, что понимаешь толк в их задачах. Приходилось отделываться общими замечаниями, в чем помогал личный вкус, способность к форме, понимание оркестрового колорита и некоторая опытность в общей композиторской практике, а самому хватать на лету сведения от учеников» [4, с.67].
Преподавательская деятельность и работа над композиторской техникой сочетается в это время с изучением и обработкой русских народных песен. Певец Т.И. Филиппов (Председатель песенной комиссии при Русском географическом обществе, целью комиссии было сбор и издание русских народных песен), попросил Римского - Корсакова записать несколько десятков песен с его голоса и гармонизовать их. Так появился 1-й фольклорный сборник Римского-Корсакова «40 народных песен, собранных Т.И.Филипповым и гармонизованных Н.А.Римским–Корсаковым». Собственный сборник «100 русских народных песен» был более интересен - в него вошли обрядовые и игровые – «наиболее древние, доставшиеся от языческих времен и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности» [4, с.69]. В сборник включены песни из детства в Тихвине, из известных старых сборников (Прача, Стаховича), песен отысканных Стасовым, а так же от друзей, знавших народную музыку. Задача композитора – максимально раскрыть характер напева. В обработке мелодии композитор находит нужные ладогармонические средства - это диатоника, плагальные гармонии, квинтовые, терцовые, квартовые созвучия, характерные для народной песни. «Сложность и громадный интерес, вызываемый произведениями Н.А.Римского-Корсакова, обусловливается глубоким пониманием русской народной музыки, ее характерных особенностей, мелодики, ритмики и гармонии, высшей степенью развития которых нужно считать произведения Н.А. Римского-Корсакова, гениальный талант которого на наших глазах явился единоличным продолжением того народного искусства, которое создавалось коллективно веками». [3, с.192]
Гениальный музыкант, Римский – Корсаков велик во многом - в новых гармонических красках, в богатстве оркестровки, в своих музыкальных экспериментах, но главная его заслуга – в особенностях работы с фольклором: «… Н.А.Римский – Корсаков не был, ни исследователем, ни ученым – этнографом, тем не менее, связь его индивидуального творчества с народной музыкой – продуктом коллективного творчества – заставляет нас признать в нем особый тип этнографа, именно - этнографа – художника. Эта связь выразилась во влиянии на творчество нашего композитора всех особенностей народного музыкального склада – народной мелодии, гармонии и ритма».
Народное искусство – изначальная и вечная, носитель искусства любого этноса, т.к. именно в этом искусстве утверждаются основные специфические черты. Это народные особенности мышления, верования, обрядов и ритуалов, черты бытовой жизни , и развивающимся компонентом жизни людей. Композиторы – профессионалы знали и любили народную музыку, но долгое время не пытались включить ее в собственное творчество. В России интерес к народной музыке возрастает в ХVIII в. ,когда появляются первые сборники записей народных песен и русские композиторы используют их в своих произведениях Хандошкин, Караулов, например в составе тем вариационного цикла.
С начала ХIХ в. народное творчество оценивается уже на другом , более высоком уровне – музыканты хотят понять суть этого явления, и процесс этот характерен для всего ХIХ века. Так И.П. Ларионов считает, что «среда и народность, создающие человека направляют также и деятельность его… Ни поэт, ни музыкант, при всей своей субъективности …не могут из сферы тех жизненных условий, которыми природа окружила их еще с младенчества. Анализ композиции различных эпох доказывает, что гениальное творчество лучших представителей музыки возникало всегда под влиянием музыки народов» [2, с.206-207], и дальше автор отмечает: «Влияние народной песни на образование композиционного стиля неотразимо, а между тем много русских напевов пропадает у нас бесследно, не будучи записанными из уст поющего народа».
За судьбу народного творчества переживает и А.Д. Кастальский : «Конечно, велика заслуга наших корифеев в этой области : гениальное чутье …Глинки , Балакирева, Бородина , Римского – Корсакова , частью Чайковского, а особенно Мусоргского, раскрыло нам кое – что из народной музыкальной души, но обыкновенно это- только отдельные щепотки, горсточки, тотчас, засыпаемые целыми кучами обычного или даже необычного европеизма. [1, c.352-354]
Действительно, перечисленные композиторы в своем творчестве ориентировались на темы из русской жизни – истории, быта, психологии, сказки народа, но они отнюдь не замыкались только на русском фольклоре – Глинка вводил в свои оперы «Польский акт» ( опера«Иван Сусанин»), «Восточные танцы» (опера «Руслан и Людмила»), так же звучит женская тема, создал «Арагонскую хоту» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» связанные с Испанией, у него есть упражнение песни, романса с кавказскими, итальянскими напевами. В творчестве ближайшего последователя Глинки А.С.Даргомыжского есть «Малороссийский казачок» и «Чухонская фантазия». Члены «Могучей кучки» также не ограничиваются русским фольклором – М.А. Балакирев пишет симфонические поэмы « В Чехии» и «Тамара», где музыка имеет кавказский колорит, этот же колорит в восточной фантазии «Исламей» и нескольких романсах; для А.П.Бородина характерна азиатская тема, что проявилось в «Князе Игоре» и музыкальной картине «В средне Азии», но есть и романс, в котором стилизация арабской мелодии. М.П.Мусоргский, как известно, интересовался в основном Русью, но и он оставил произведения для хора с оркестром «Иисус Навин» и «Поражение Сеннахериба». Что касается Н.А.Римского – Корсакова, то у него есть оперы, не связанные с русским сюжетом, а так же симфонические произведения «Антар» и «Шехеразада», связанные с арабским Востоком, «Испанское каприччио» же основано на народных испанских темах. Кроме того, есть великолепные романсы с кавказским колоритом. Интересно, что свой путь композитора Н.А.Римский – Корсаков начинал как автор оркестровой музыки, и уже в этих сочинениях присутствует фольклор русский, и не только русский.
Главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Дети должны знать, как важно всем народам нашего Отчества и всей планеты жить в мире и согласии между собой. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности.
Список литературы
1. Кастальский А.Д. «По поводу крестьянских концертов»/«Русская мысль о музыкальном фольклоре» сборник. – изд.: «Музыка», Москва, 1979.-354с.
2. Ларионов И.П. Музыкальные арабески. По вопросу о влиянии народного творчества на искусство./ «Русская мысль о музыкальном фольклоре» сборник. – изд.: «Музыка», Москва, 1979.-207с.
3. Маслов А.Л. «Русская народная песня в произведениях Н.А. Римского – Корсакова»./«Русская мысль о музыкальном фольклоре» сборник. – изд. «Музыка», Москва, 1979.-293с.
4.Соловцов А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. М.: “Музыка” 2-е издание, 1969.-673с.
5.Стасов В.В. Статьи о Римском-Корсакове.-Музгиз, Москва, 1953, 90с.