Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сохранение и укрепление психологического здоровья. | Кривёнышева Анна Сергеевна. Работа №331587. Номер работы: №331587

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Работа психологической службы учреждений образования направлена на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса, что в свою очередь ведет к улучшению мотивации, стабилизации психических процессов и повышению работоспособности. Для достижения данной цели необходимо совершенствовать научный и методический аппараты психологической службы; координировать деятельность всех взрослых, окружающих ребенка в образовательном учреждении, а именно педагогов, психологов, родителей и школьной администрации.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его деятельности. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самовосприятием, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе. 

Путь к психологическому здоровью педагога, как ведущего субъекта образовательного процесса, лежит через организацию своевременной целенаправленной работы по выявлению и коррекции возникающих проблем. Он постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью.

Основными направлениями в работе с педагогами являются:

- повышение компетентности в вопросах профилактики эмоционального выгорания;

- содействие сохранению физического, психологического здоровья, формирование позитивного мышления.

Каждый педагог должен уметь самостоятельно справляться с эмоционально трудными состояниями. Задача психолога, в данном случае, состоит в том, чтобы обучить педагога эффективным техникам ситуативной саморегуляции.

Для этого могут использованы следующие приемы.

Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).

Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.

Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.

Программа профессионального психологического самосохранения может иметь следующие пункты:

а

ктивная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;

у

к

репление в своей личности тех

качеств, которые особенно необходимы и востребованы (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя

мотивации

«успеха» и уверенности в своих силах);

п

оддержание

позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;

в

нутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье;

у

становка

на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»); 

в

ладение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, нормализации уровня работоспособности;

Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять хорошее самочувствие, а также снизит вероятность развития профессионального «выгорания».

Таким образом, необходимыми условиями психологического здоровья, выступают полноценное психическое, личностное развитие, доминирование позитивных эмоций над отрицательными, создающее преимущественно позитивное эмоциональное мироощущение.

Успех деятельности психологической службы образования, нацеленной на сохранение и укрепление психологического и психического здоровья детей различных возрастов, зависит от эффективной совместной деятельности психолога, педагогического коллектива в целом и родителей. Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Основу психологического здоровья ребенка, по мнению И.В. Дубровиной составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.

Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Введение нового стандарта образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

В связи с этим можно обозначить основные цели, реализация которых способствует сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся:

Обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения для создания социально – психологических условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.

Организация здоровье сберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

Повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей.

По мнению И. А. Баевой моделирование психологической безопасности образовательной среды должно исходить из следующих принципов:

п

ринцип опоры на развивающее образование;

принцип психологической защиты личности;

помощь в формировании соци

ально-психологической умелости.

Основными методически-организационными условиями осуществления сопровождения участников образовательного процесса в контексте психологической безопасности является проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы (учениками, учителями, родителями).

Программа психологического сопровождения для каждого субъекта учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды.

Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих. Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года.

Программа психологического просвещения предполагает приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям. Основными задачами деятельности психолога в данном направлении являются следующие:

ознакомление педагогов, родителей и учащихся с основами психологии развития и возрастной психологии, психологии личности, социальной и педагогической психологии;

популяризация и разъяснение новейших достижений в области психологии;

формирование потребности в психологических знаниях, стремление использовать их в работе или в интересах собственного развития.

Для педагогического коллектива могут быть предложены выступления психолога школы на следующие темы:

«Проблемы адаптации учащихся первых классов к обучению в школе»;

«Психологические проблемы перехода учащихся из начального звена в среднее»;

«Психологические особенности младшего школьного (подросткового, юношеского) возраста»;

«Психологические причины школьной неуспеваемости» и др.

Родителям могут быть адресованы такие виды работ, как:

родительский всеобуч;

родительские собрания;

индивидуальные консультации, на которых возможно обсуждение вопросов на следующие актуальные темы:

«Условия и пути адаптации первоклассников к обучению в школе»;

«Психологические проблемы перехода учащихся из начального звена в среднее»;

«Трудно

сти семейного воспитания детей

подросткового возраста»;

«Влияние стиля воспитания в семье на формирование личности ребенка»;

Психологическая профилактика предполагает формирование у взрослых ответственности за соблюдение в учреждении образования психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе. Необходимо создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в школе, а именно улучшать формы общения в педагогическом коллективе, учителей с учащимися, родителей с детьми и учащимися между собой. Предупреждать возможные осложнения в связи с переходом школьников на следующую возрастную ступень.

В целях психологической профилактики возможно проведение бесед с родителями и педагогами о психологических особенностях возрастных этапов развития учащихся, а также проведение ряда специальных психологических исследований.

Таким образом, образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны максимально себя реализовать.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×