Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сохранение национальной культуры и языка коренных малочисленных народов Севера | Мой кабинет. Работа №351883. Номер работы: №351883

Дата публикации:
Автор:
Описание:

За последнее десятилетие среди малочисленных народов Севера сокращается число владеющих родным языком. Проблема сохранения родного языка, народных традиций и обычаев в настоящее время является особенно актуальной. Передача накопленного предыдущими поколениями опыта бережно сохраняет традиции, культуру, язык народа.

А.В. Комровская, учитель МБОУ «Чехломеевская ОШ»,

Нижневартовский район ХМАО-Югра

Сохранение культуры и языка народов коренных малочисленных народов Севера

Народное и декоративно – прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры народа. Изделия прикладного творчества отражают традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.

Большое значение в народном искусстве коренных малочисленных народов Севера отводится орнаменту, который украшает предмет или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни. Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти мастеров. Поэтому в народном искусстве принято выделять образы – типы изделий, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, дерева, женщины, знаки – символы воды, солнца можно увидеть в разных художественных материалах: вышивке, резьбе по дереву, бисероплетении.

Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символикой – живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства и есть ключ к его пониманию.

Ценность произведений народного декоративно – прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства является основой для развития представлений о человеке, обществе, культуре.

Передача накопленного предыдущими поколениями опыта бережно сохраняет традиции, культуру, язык народа.

Знакомство с декоративно – прикладным искусством народа коренных малочисленных народов Севера Ханты –Мансийского автономного округа - Югры пробуждает у подрастающего поколения яркие представления о Родине, её культуре, приобщает к миру прекрасного.

 

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Возрождение и развитие самобытной культуры, языка и промыслов коренных малочисленных народов Севера – это одна из задач государственной программы ХМАО – Югры «Социально – экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты – Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы», утверждённой Постановлением правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 3 октября 2013 г. N 398-п.

За последнее десятилетие среди малочисленных народов Севера сокращается число владеющих родным языком. Проблема сохранения родного языка, народных традиций и обычаев в настоящее время является особенно актуальной.

Народное искусство - это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и традиции, уникальность ручного труда и вариативность. Существуют определенные типы национальной одежды, а также предметы, связанные с рождением ребенка, со свадебными, погребальными и промысловыми обрядами.

У народа ханты сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим и ментальным особенностям этноса, исторически сложившиеся в определенных природно – климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры - одежде, утвари, жилище. Характерной особенностью является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.

В условиях традиционного хозяйства орнаментированные изделия создавались для личного и домашнего потребления с целью удовлетворения практических и эстетических запросов. В каждой семье самостоятельно производилось практически все необходимое. Мужчины занимались обработкой дерева и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты.

Художественные традиции народа ханты, включающие в себя устойчивые образы и сюжеты, технические приемы сформировались позже, чем древние ремесла. Традиционные каноны ремесла не требовали специальных знаний и особой квалификации, были доступны всем. Ремесла до сих пор существуют в форме домашних и представлены следующими основными направлениями:

- работа с мехом, рыбьей кожей;

- резьба по кости, резьба по дереву;

- работа с берестой, со щепой;

- плетение из травы;

- работа с тканью, вязание, вышивка;

- работа с бисером.

Если внимательно посмотреть на одежду народа ханты — женские платья, шубысахи, на меховые мешки и сумки, пояса, берестяную утварь, то нельзя не заметить, как они красиво украшены. Почему так заметны узоры на одежде и на утвари? Меховые узоры на сахах выполнены из черного и белого меха, на красно-коричневой поверхности берестяных набирок и коробок хорошо видны светлые рисунки, а на ткани платья – яркие полоски или белые узоры. Белый цвет соседствует с темным – это называется «принцип контрастности». Он делает изображение особенно выразительным. Чаще встречаются не одиночные рисунки, а целые полосы из повторяющихся мотивов их и называют орнаментами. Главное свойство любого орнамента –правильное чередование его мотивов, их повторяемость, упорядоченность. Орнаментальное искусство у народа ханты очень развито.

Как рождается орнамент? Очень часто на стенках берестяной утвари встречаются изображения птиц. Но они сильно отличаются от реальных кукушек, глухарей и тетеревов, они более упрощенные, стилизованные, скорее напоминают геометрические фигуры, чем живые существа. Так и формируются орнаментальные мотивы. В повторяющихся узорах воплотились явления природы – рябь на воде. Любимые орнаментальные мотивы таежных жителей – следы зверей на снегу: след зайца, лисы, бобра. Острый взгляд охотника-промысловика, доскональное знание им повадок и строения животных и птиц – все это отразилось в орнаментальном искусстве. По состоянию рогов оленей охотники судили о возрасте, силе и здоровье животного. Поэтому так много орнаментов, связанных с оленьими рогами. Есть орнаменты «челюсть щуки», «узор чешуи окуня».

Орнамент можно сравнить с языком народа. Как и язык, орнамент отражает природное окружение человека, его быт и хозяйство. В языке для этого служат слова, а в орнаменте – стилизованные образы или орнаментальные мотивы.

Орнаменты очень устойчивы. Многие из них пришли к нам из глубокой древности. Но это не значит, что они остаются абсолютно неизменными, не развиваются. Сохраняя общий строй орнамента, мастерица может внести в него новые элементы, как подсказывает ей ее воображение. Новые мотивы закрепляются в орнаментальном искусстве, передаются из поколения в поколение.

Орнаменты народа ханты называют «геометрическими». Если внимательно присмотреться к любому из них, то станет очевидно, что он состоит из геометрических фигур – равнобедренных треугольников, квадратов и прямоугольников. При этом стороны квадратов равны сторонам треугольников, а в прямоугольники вписывается целое число квадратов. Все углы орнамента прямые.

В орнаментах народа ханты часто встречаются следующие элементы:

прямая линия – это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды, «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа»;

зигзаг присутствует на бересте, при аппликации тканью по ткани, считается признаком жизни и живого существа. Этот узор встречается на берестяных колыбелях. Еще один путь развития зигзага – его разрыв на отдельные составляющие: «изгибы друг от друга отделились»;

треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия: «бахрома», «щучьи зубы», «утиные выводки», «кедровая шишка;

ромб называют «сердца углубление», он изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце» и является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь»;

уголок лежит в основе многих значимых узоров орнамента. Самый распространенный - «заячьи ушки». Существует представление, что если снег падает большими хлопьями, то это Торумотец на свою жену злится и рвет ее заячью шубу;

крест встречается как в прямом, так и в косом исполнении, он несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами. Косой крест еще называют «собачья лапа». Значение косого креста – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира;

змея. Эти орнаменты почитаются в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини. Считается, что эти изображения способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга. Во сне увидеть змею или ящерицу – «болезнь глазами увидел», а это, в свою очередь, означает, что человек выздоровеет;

священные изображения встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Священные узоры можно разделить на четыре группы: первая связана с медведем, вторая – с изображением человека на лошади, третья – «духов узор», четвертая – «счастливые гнезда» тех или иных почитаемых животных: ящерицы, змеи, трясогузки;

птицы. Много изображений птиц – на детских и женских вещах. Изображение птицы служит вместилищем для души и удерживает ее на одном месте. «Без зубов ребенка душу держит еще Калтащмать, когда отпускает, душа где попало привычку ходить имеет, поэтому и делается для нее вместилище, иначе ребенок будет плохо спать.» Со временем, «пестрый глухарь» привыкает к конкретному человеку и повсюду следует за ним;

солнце. «Солнце» - «Солнценайматерь», дарительница силы, энергии для воспроизводства земной жизни. Часто рядом с основным узором соседствуют птицы или фон заполняют какими-либо простейшими элементами. Штрихи возле солнца – это некие зародыши, семена жизни, следы их присутствия, из которых могут родиться «и человек, и животное, и растение». Узоры, отходящие от центрального круга – «солнца лучи», а небольшие выступы на окружности называются «невзорвавшаяся рука (луч)», т.е. еще не сформировавшиеся зарождающиеся лучики. Идея орнамента такова, что солнце дает жизнь, как настоящую, так и будущую.

Параллельно с освоением узоров на занятиях декоративно – прикладным искусством обучающиеся знакомятся с мифологией, традициями и обрядами коренных малочисленных народов Севера.

В целях сохранения национальной самобытности обучающихся в образовательном учреждении на занятиях внеурочной деятельности «Родной язык и литература» закрепляем хантыйские названия предметов домашней утвари, священных животных, богов и духов, пополняем активный словарный запас воспитанников.

На занятиях – инсценировках обучающиеся разыгрывают сценки из сказок, бытовые сюжеты на родном языке народа ханты (вахский диалект).

На занятиях – путешествиях обучающиеся получают возможность побывать в гостях у других северных народов (манси, ненцы), совершить виртуальную поездку на стойбище.

На современном этапе развития общества необходимо сохранить национальную культуру и язык коренных народов Севера – ханты и манси.

Деятельность школ в малых городах и поселках Ханты-Мансийского автономного округа-Югры должна быть направлена на изучение особенностей орнаментального искусства, передачу практического опыта и умений, направленных на сохранение родного языка народа ханты через культуру, применение обучающимися полученных умений в создании собственных декоративных изделий, творческих работ.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×