Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сохранение традиций казахского народа в Советском союзе | Седых Кира Армановна . Работа №353178

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность исследования сохранения традиций казахского народа в Советском Союзе обуславливается необходимостью понимания специфики национальной идентичности и культурной самобытности казахского общества в условиях тоталитарной власти. В условиях, когда идеологические установки государственной политики формировались на основе унификации и глобализации культурных практик, сохранение традиций стало одним из важнейших аспектов, способствующих агрегированию и передаче культурного наследия следующему поколению. Данное исследование помогает осветить механизмы, с помощью которых казахский народ сохранял свои обычаи, верования и практики, а также выявить влияние советской идеологии на динамику этих процессов.

Сохранение традиций казахского народа в Советском Союзе.

Актуальность исследования сохранения традиций казахского народа в Советском Союзе обуславливается необходимостью понимания специфики национальной идентичности и культурной самобытности казахского общества в условиях тоталитарной власти. В условиях, когда идеологические установки государственной политики формировались на основе унификации и глобализации культурных практик, сохранение традиций стало одним из важнейших аспектов, способствующих агрегированию и передаче культурного наследия следующему поколению. Данное исследование помогает осветить механизмы, с помощью которых казахский народ сохранял свои обычаи, верования и практики, а также выявить влияние советской идеологии на динамику этих процессов.

Этнические и религиозные традиции

Несмотря на идеологию и антирелигиозную направленность казахи в СССР сохраняли обряды и ритуалы:

- Свадебные: "құдалық" (сватовство) и "бесікке салу" (обряд укладывания в колыбель).

- Похоронные: "жерлеу" (погребение) и "ас берү" (поминальная трапеза).

Многие традиционные обряды, такие как наурыз, кыз ұзату (свадебный обряд, который символизирует переход молодой девушки в замужество, переводится как «отпустить девушку»), активно продолжали существовать, несмотря на давление советской идеологии. Например, празднование Наурыза стало не только символом природного обновления, но и проявлением мусульманской национальной идентичности.

Образование и язык

В Советском Союзе была единая система образования, которая охватывала все национальные республики, включая Казахстан. Образование стало доступным для всех слоев населения. Важное внимание уделялось ликвидации безграмотности. Были открыты школы, где обучение велось на казахском и русском языках. Однако, с течением времени наблюдалась тенденция к русификации, особенно в городах.

В 1937 году был принят новый алфавит на основе латиницы, который затем был заменен кириллицей в 1940 году. Это изменение оказало влияние на письменность и образование.

В 1950-х годах был основан Казахский государственный университет (ныне Казахский национальный университет имени аль-Фараби), который стал центром образования и науки в республике. Ведущие казахские ученые начали заниматься исследованиями в области языка, литературы и культуры. Это способствовало возрождению интереса к казахскому наследию. Русский язык стал языком межнационального общения и использовался в государственных учреждениях, образовании и СМИ. Это способствовало интеграции казахов в советское общество, но также привело к частичной утрате языковой идентичности. Многие казахи стали двуязычными, что создало определенные преимущества, но также вызвало опасения о возможной ассимиляции.

Предания и фольклор

Важной частью языковой культуры является фольклор:

- Сказания и легенды передавались устно и отражали мировоззрение казахского народа, чаще всего легенды о героях и предках;

- Эпосы - произведения, такие как "Жанибек" и "Амангельды", сохраняли историческую память.

Быт

Несмотря на технический прогресс, сохранялись элементы быта. Из жилищ сохраняла популярность юрта - обильное жилище, адаптированное к кочевому образу жизни, оставалось символом казахской культуры.

Казахская кухня, основанная на мясных и молочных продуктах, сохранялась через:

- Бешбармак (традиционное мясное блюдо, часто подаваемое на праздниках);

- Кумыс (ферментированное молоко кобылы, напиток с лечебными свойствами);

- Бидай көже (лёгкое и питательное первое блюдо);

- Жаубүйрек (деликатес из печени и почек, который традиционно готовился из свежей дичи);

- Сірне (традиционное мясное блюдо, которое готовится на празднествах для угощения людей почтенного возраста);

- Узбен тайлақ (первое горячее блюдо из теста с добавлением молока);

- Куырдак (одно из самых распространённых блюд казахской кухни);

- Томыртқа (бульон, приготовленный из остатков костей согыма, мяса, заготовленного на зиму);

- Наурыз көжелюдо, приготовляемое на праздник Наурыз, символизировало обновление и единство).

Казахская национальная одежда — это практичная одежда, защищающая от холода и ветров, удобная для езды верхом на лошади, изготовленная из натуральных материалов.

- Женская одежда состояла из длинного платья или рубахи, штанов, а также могла включать камзол без рукавов или шапан (халат). Зимой сверху носили меховые шубы «купе».

- Мужская одежда состояла из рубахи, штанов и шапана (халат). Именно шапан давал большее представление о социальном статусе мужчины. Головные уборы в Казахстане включают такия, калпак, борик, кимешек, тымак и другие.

Музыка

Казахская музыка продолжала развиваться, несмотря на советскую пропаганду. Сохранялись народные инструменты: домбра и кобыз.

Домбра - струнный щипковый музыкальный инструмент, применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Конструкция: корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны две, обычно они настроены в кварту или квинту. Прототип современной домбры существовал более 4000 лет назад, о чём свидетельствуют наскальные рисунки, найденные археологами в Алматинской области на плато «Майтобе» в 1989 году.

Кобыз — старинный струнный народный казахский инструмент. Описание: имеет сдвоенный ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку и большую плоскую головку. Корпус обычно изготавливается из ореха, берёзы, сосны, можжевельника. Состоит из выдолбленного двойного полушара, к которому сверху крепится ручка, а снизу — подставка. Часть корпуса закрыта мембраной из верблюжьей кожи. Две струны свиваются из накрученного конского волоса. Общая длина инструмента составляет 60–73 см. Играют на кобызе коротким смычком, сжимая его в коленях (как виолончель).

Эпосы использовались в виде песен, например "Козы Корпеш — Баян Сулу", что способствовало сохранению культурной идентичности.

Казахский народный танец — казахское народное танцевальное искусство, представленное как в самодеятельности, так и на профессиональной сцене. Культура казахского народного танца отражается и на традициях казахского балета.

Традиционное искусство казахского народного танца (би) характеризуется значительным количеством подражательных элементов. До нашего времени сохранились трудовые танцы (например, ормек би — танец ткачей, шалкыма — танец девушки, разносящей кумыс), шуточные танцы (также известные как насыбайши), охотничьи танцы (коян би — подражание охоте беркута на зайца, кусбегы-дауылпаз — имитация обучения сокола охоте, ор теке — подражание прыжкам архара или горного козла, тепенкок и кара жорга — подражание бегу лошади, аю би — «медвежья пляска», бура би — «танец верблюжонка», каз катар — подражание полёту стаи гусей и т. д.). Подражательные движения «кус-канаты» (крылья птиц) и «кос-муйиз» (рога) стали стандартными позициями казахского народного танца.

Казахский народный танец характеризуется экспрессивностью исполнения, чередованием быстрых и размеренных движений, активной работой плеч и суставов. Женские танцы характеризовались намного большей плавностью движений и упором на пластику рук. Основой исполняемого номера непременно является импровизация. Танец обычно сопровождался би кюем — энергичным аккомпанементом домбры или барабана.

Широкое распространение в традиционном казахском обществе получили лирические театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы, танцы с предметами, а также утыс би — импровизационные танцы-состязания. Танцами неизменно сопровождались празднества, связанные с трудовым календарём. Специфической составляющей казахской джигитовки была пляска на коне.

Музеи

В Казахстане существуют множество интересных музеев, которые отражают богатую историю, культуру и природу страны.

1. Музей изобразительных искусств имени А. Кастеева (Алматы). Был открыт в 1976 году. Этот музей является крупнейшим художественным музеем страны и хранит коллекцию казахского и зарубежного искусства, включая работы известных художников.

2. Музей истории города Алматы. Был открыт в 1980 году. В этом музее представлена история Алматы от древности до современности, включая экспонаты, связанные с культурой и бытом местных жителей.

3. Казахский музей народных инструментов (Алматы). Был открыт в 1980 году. Музей посвящен традиционным казахским музыкальным инструментам. Здесь можно увидеть редкие экземпляры и послушать их звучание.

4. Этнографический музей (Талдыкорган). Был открыт в 1989 году. Этот музей предлагает погрузиться в традиции и обычаи казахского народа, а также познакомиться с бытом различных этнических групп страны.

5. Музей природы (Алматы). Был открыт в 1990 году. Музей посвящен флоре и фауне Казахстана. Здесь представлены различные виды животных и растений, а также информация о природных ресурсах страны.

6. Музей Первого Президента Республики Казахстан (Алматы). Был открыт в 2011 году. Этот музей рассказывает о жизни и деятельности Нурсултана Назарбаева, первом президенте страны, и его вкладе в развитие Казахстана.

7. Национальный музей Республики Казахстан (Нур-Султан). Был открыт в 2013 году. Один из крупнейших музеев в стране, который представляет экспозиции по археологии, этнографии, искусству и истории Казахстана. Здесь можно увидеть уникальные артефакты, включая предметы из Золотой Орды.

8. Музей Астаны (Нур-Султан). Был открыт в 2018 году. Музей знакомит посетителей с историей и развитием столицы Казахстана, включая её архитектуру и культурные события.

В России действовали краеведческие музеи, некоторые из которых имели отделы, посвященные казахской культуре, например:

• Государственный музей этнографии народов Востока в Москве.

• Краеведческие музеи в регионах, такие как в Оренбурге, Астрахани, Самаре, Саратове, Волгограде. Именно в этих пограничных районах сильнее всего были представлены традиционные аспекты казахской культуры.

По данным на 1980-е годы, в России насчитывалось около 15 музеев, которые имели отделы по изучению казахской культуры.

Заключение

Таким образом, образование и язык казахского народа в Советском Союзе стали важными инструментами для сохранения культурной идентичности, несмотря на значительное влияние государственной политики и русификации. Хотя казахский язык и культура сталкивались с вызовами, они продолжали существовать и развиваться, что способствовало формированию двуязычного общества. В конце 1980-х годов началось движение за возрождение казахской культуры и языка, что стало основой для укрепления национальной идентичности после распада Советского Союза. Эти процессы подчеркивают стойкость казахского народа и их стремление сохранить свои традиции и язык в условиях изменяющейся политической и социальной среды.

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексушин, Г. В. Самароведение / Г. В. Алексушин. – 2-е издание. – Самара : Прайм, 2017.

2. Нургалиева, Г. "Традиции казахского народа". Алматы: "Қазақ университеті", 2010.

3. Султанов, А. "Казахская музыка: история и современность". Москва: "Музыка", 1988.

4. Государственный музей этнографии народов Востока (Москва) — официальные публикации.

5. Краеведческие музеи России — архивные материалы.

6. Ашимбаев, А. "Культура казахского народа в советский период". Алматы: "Атамұра", 2005.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×