Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

сообщение для педсовета "Какие условия нужно создавать на уроке и во внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно – познавательной деятельности" | Савинкина Валентина Викторовна. Работа №234382

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Савинкина Валентина Викторовна
Сообщение для педсовета

МБОУ Песчаноозёрная СШ

Чановского района Новосибирской области

 

СООБЩЕНИЕ

ДЛЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель географии

Савинкина В.В.

 

ТЕМА: Какие условия нужно создавать на уроке и во внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно – познавательной деятельности.

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение рождающееся от успеха…» - В.А. Сухомлинский.

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от мотивации. В настоящее время мы сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать да и просто учиться .

Мотивация - это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Учение – это очень сложная деятельность и перед нами стоит задача организовать ее, определить содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ученика на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

Успех сам не приходит к Вам… Вы идете к нему. (Из английской пословицы)

Что такое успех? Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание. Успех то переживание радостного состояния, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

 

 

Условия для создания ситуации успеха на уроке.

 При проведении урока необходимо стремиться создавать для ребят ситуацию успеха, вызывать ощущения продвижения вперед, переживания успеха в учебной деятельности, так как ситуация успеха – очень важный фактор стимуляции общения на уроке.  Для этого необходимо правильно подбирать уровни сложности заданий, справедливо, «по заслугам» оценивать результат деятельности школьников. Следует использовать все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс:

создавать проблемные ситуации,

активизировать самостоятельное мышление,

организовывать сотрудничество учеников на уроке,

выстраивать позитивные отношения с классом,

проявлять искреннюю заинтересованность в успехе ребят,

привлекать учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки,

эмоциональность речи учителя,

использовать занимательное изложение, необычную форму подачи материала,  вызывающую  положительные эмоц

ии  у у

чащихся,

использовать познавательные и дидактические игры, игровые технологии,

использовать групповые и коллективные формы организации учебной деятельности,

использовать  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Существует множество приёмов создания ситуации успеха. Рассмотрим наиболее популярные.

1. Эмоциональные поглаживания.

«Молодец», «умница», «ребятки, я горжусь вами!» – это что? Только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку?

2. Анонсирование.

Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот приём можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребёнок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к выступлению и т.п.

3. «Даю шанс».

О каком шансе идёт речь, что имеется в виду? Ни о чём другом, как о заранее подготовленной педагогами ситуации, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, но скрытой до сих пор способности.

 4.«Умышленная ошибка».

Этот приём в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале. При помощи этого приёма разрушается миф о непогрешимости и всезнайстве учителя и весь класс получает стимул к работе.

5. «Линия горизонта». 

Данные приемы необходимы, чтобы сформировать самооценочные умения учащихся, они должны четко представлять, что усвоено, а что требует дополнительного объяснения. Незнание мотивирует учащихся на самостоятельный поиск информации.

На своих уроках я использую такие методы:

Похвала

Оценка

Включение в учебную деятельность игр

Взаимопроверка

Работа в группах или парах

Положительные эмоции учителя

Известно, что в основе познавательных потребностей лежит:

Любопытство

Стремление к истине

Интерес, склонность

Рефлексия

Ощущение самостоятельности поиска знаний обеспечивается путем практико-ориентированного обучения через использование задач с практическим содержанием. Данные задачи  имеют необычную формулировку, связь с жизнью, межпредметные связи,  вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности и творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения. Например, как, используя компас, ориентироваться на местности? Используя глобус, определять географические координаты точек?

Современный урок немыслим без активного применения информационных технологий. Мультимедийное оборудование, позволяющее использовать текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет возможности компьютера в учебном процессе.

При объяснение нового материала используются компьютерные презентации, видеоматериалы. Рекомендую учащимся при подготовке домашнего задания использовать ресурсы сети Интернет. Это не только способствует активизации познавательного интереса учащихся и позволяет использовать на уроке новейший фактический материал, отсутствующий в учебнике, но и формирует крайне необходимые в учебном процессе компетенции.

Ощущение свободы выбора формируется через использование элементов современных педагогических технологий: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность. Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний учащихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию.(восстановить текст, узнать по описанию и т.д.)

 Исследовательские задания рекомендуются при изучении нового материала, так как понятия, приобретенные в ходе самостоятельной работы, являются наиболее значимыми и осознанными. (характеристики, описания и т.д.)

Ощущение успешности позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса. Такая деятельность ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, развивает способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом. Занятия организуются таким образом, чтобы на уроке ученики говорили, рассуждали, овладевали способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения. Формируются равные по силе группы, при этом между школьниками возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные ученики оказывают поддержку слабым учащимся, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого учащегося, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – презентация, урок – путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый учащийся может реализовать свои знания на том или ином уровне. Данная форма контроля знаний используется при изучении всех тех курсов географии 5-11 классов, что является подготовкой к ГИА и ЕГЭ и поддерживает мотивацию учащихся, планирующих выбор будущей профессии, связанной с изучением географии

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1.Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска, «открытия « новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для проявления интереса к изучаемому предмету, необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существующими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

5. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения поощрения, понимания и поддержки.

6. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. . Самый простой способ для создания успеха – определенность домашнего задания. Ученики должны четко знать, если они выполнят домашнее задание в полном объеме и рекомендуемым способом, то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как нужно сделать.

Ученик, приходя в школу, должен попадать в большую семью, где ему будет интересно, где его каждый день будут учить новому и полезному. В этой семье он будет чувствовать себя спокойно, в безопасности, будет уверен в том, что его достижения не останутся без внимания, а его ошибки не будут осмеяны.

В целом можно сделать следующие выводы:

Формирование устойчивых положительных мотивационных проявлений учащихся опирается на продуманную деятельность учителя.

Необходимо иметь в виду о

присутствовании

и положительных, и отрицательных факторов, влияющих на мотивацию учащихся.

Для повышения учебной мотивации педагогу необходимо освоить несколько стимулирующих приемов, работать системно, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося в отдельности.

Ситуация успеха помогает вовлечь школьников не только в учебную деятельность, но и в целом повысить их жизненный тонус, скорректировать личностные качества и моральные установки.

   Создание данных условий на уроках осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии путем вовлечения каждого ребенка в процесс освоения знаний, умений и навыков.

Литература:

2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4,5. - Ростов н: Учитель, 2007.

3. Левин Э.А. Самообразование детей в школе: новаторская методика. -  Ростов н/Д.:  Феникс, 2008.

5. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/6.html

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×