Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сообщение из опыта работы" Формирование ОБЖ у детей дошкольного возраста" | Валентина Петровна Дементьева. Работа №330060

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы значения формирования ОБЖ у дошкольников, а также практический материал по внедрению различных форм работы сдетьми и родителями в данном направлении. Прилагается разработанная анкета для родителей, с целью выявления компетенции родителей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Кроме того рекомендуется разработаный тематический план организации воспитательно-образовательного процесса со всеми участниками (дети, родители)

Сообщение из опыта работы

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста(из опыта работы).

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная, природная и
экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мир может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у него сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях
многих ученых ( В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В.
Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я.
Соколов, И.К. Топоров и др.)

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, П.Маслоу, Б. Паскаля, З.Фрейда, и др. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Б.Беловой, О.Л.Князевой и др.

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяються реальными потребностями системы дошкольного образования существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоением соответствующих умений, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованно педагогической методики, направленной на формирование данного опыта дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, все работников ДОУ и недостаточным практико-ориентированным уровнем знании и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов. Данное положение определило тему самообразования: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Цель работы: формирование у детей осознанного выполнения правил
поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
- Формировать и расширять представления о причинах и последствия
неосторожного обращения с огнем;

- Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами
безопасного поведения на улице;

- Объяснять правила общения с животными;

- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;

- Обогащать представление детей о здоровье, формировать у них элементарные представления о человеческом организме;

- Обучать уходу за своим телом, навыками личной гигиены и оказания
элементарной помощи.

Реализация каждой определенной темы проходит через несколько этапов:

- рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игрнакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;

- тематические занятия, тематические дни, организация экскурсий, досугов, игры;

Несформированность у детей качеств основ безопасности жизнедеятельности и здорового методов образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли занятий, игр в образовательном процессе.

В своей работе стремлюсь не вооружить детей готовыми знаниями, рецептами поведения на все случаи жизни, а стараюсь научить их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения из сложной ситуации. Работа по реализации поставленных цели и задач осуществляется следующим образом:

1. Первичный мониторинг детей, по вопросам основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни: в ДОУ, семье.

2. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по формированию у детей основ безопасности и здорового образа жизни.

3.Составление перспективного плана работы по ОБЖ и ЗОЖ с детьми разного возраста.

4. Создание предметно-развивающей среды в группе: подбор дидактических игр, картинок и иллюстраций (овощи, фрукты, транспорт, грибы, бытовые приборы, опасные ситуации, опасные предметы), художественной литературы «Книги, которые учат», коллекции «Опасные предметы» и т.п.

5. Изготовление дидактических игр.

Самым эффективным при работе оказались игровые приемы. Игра даѐт
ребѐнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни,
которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него
действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребѐнка отражаются наиболее
значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие
опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мы может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувствуют. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. Продуктами этой деятельности являются:

- создание «Азбука безопасности»;

- выставки детских рисунков;

- фотографии занятий;

- конспекты занятий и тематических дней;

- мультимедийная презентация.

Тщательно продуманная среда в группе сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное- она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных
ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей,
снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и
интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом»). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей я отбираю художественные средства и продумываю приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Наша группа оснащена техническими средствами, это- телевизор, DVD. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки
тетушки Совы», «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Пин-код.
Смешарики» и др., которые помогают детям закреплять правила ОБЖ.
Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволяет успешно формировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения.
Медицинская сестра в нашем ДОУ проводит диспансеризацию,
иммунизацию, осмотр детей. Организованные инструктором по физической культуре занятия способствуют не только укреплению здоровья и физическому развитию детей, повышению общего жизненного тонуса. На музыкальных занятиях с детьми используются музыкально-ритмические и дыхательные упражнения, распевки, которые способствуют развитию дыхательной, речевой, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма детей. Для пропаганды здорового образа жизни в саду проводятся тематические занятия, интересные досуги, праздники.

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходитна родительских собраниях, консультациях.

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Проводилось тестирование на тему «Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности».

Я считаю, что мое направление работы всегда актуально и находится в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим
дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по
профилактике основ безопасности у детей.

В течение всего времени работы в детском саду я стараюсь расширять свой уровень теоретической подготовки и практического педагогического опыта, посещая различные семинары и практикумы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

«Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности»
1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе?
2. Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности?
3. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами?
4. Говорите ли вы с ребенком о правилах поведения при контактах с
незнакомыми людьми?
5. Как вы воспитываете бережное отношение к природе?
6. Занимаетесь ли вы физическим развитием своего ребенка? (Каким
образом?)
7. Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения? (Какие?)
8. Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете:
а) путем прямых запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя»;
б) пытаетесь подробно объяснить ситуацию;
в) поступаете иначе __________ _______
9. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения?
Чем? ______________________ ______________________________________
10. Придерживаетесь ли вы сами данных правил? (всегда, часто, иногда,
редко, никогда) ____________________________________________________
11. Целесообразно ли проводить специально организованные занятия по
основам безопасности жизнедеятельности в детском саду?
12. Какие темы занятий по ОБЖ вы считаете наиболее актуальными?
а) Ребенок и другие люди
б) Ребенок дома
в) Ребенок и природа
г) Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка
д) Ребенок на улице
13. Готовы ли вы принимать участие в обсуждении данной темы, проведении
различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки
безопасного поведения вне детского сада?
14. Ваши пожелания _____________________________________
Данное анкетирование выявило, что родителям тоже актуальна тема
безопасности ребенка.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×