Сообщение из опыта работы на тему «Формирование читательской грамотности, через чтение художественной литературы» | Мой кабинет. Работа №342455. Номер работы: №342455
Сообщение из опыта работы на тему «Формирование читательской грамотности, через чтение художественной литературы».
Главной целью занятий по чтению художественной литературы в детском саду является формирование у дошкольников интереса к чтению. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, поэтому художественное произведение доносит до них педагог.
МАДОУ «ЦРР – детский сад №7» г. Чернушка
воспитатель Мухачева Эльвира Канифовна
Сообщение из опыта работы на тему
«Формирование читательской грамотности, через чтение
художественной литературы»
Приобщение к чтению начитается в раннем и дошкольном возрасте, и в этом процессе большую роль призваны играть семья и детский сад. В связи с этим остро встает вопрос о системной работы по формированию предпосылок читательской грамотности детей в ДОУ.
Используя в детском саду комплексный подход в речевом развитии дошкольников, решая задачи по обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, по развитию элементарного осознания языковых явлений и по работе над смысловой стороной слова, мы формируем у детей предпосылки этих умений.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой использую разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов. При чтении слежу за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным. В своей работе по формированию читательской грамотности, мы ежедневно читаем детям стихи, сказки, рассказы и т. д., беседуем по прочитанному, заучиваем стишки, одновременно решая речевые задачи.
Читая детям потешки, колыбельные, прибаутки - мы позволяем ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, обогащаем словарь и кругозор детей. Особое удовольствие дети получают от чтения стихов. Дети очень чувствительны к ритму и рифме, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки. Чтение нами сказок развивают воображение ребенка, дают образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети сочувствуют и сопереживают вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. В группе, в центрах дети могут самостоятельно выбрать маски, атрибуты; перевоплотиться в любимого персонажа. Для закрепления подбираем раскраски по темам сюжетов художественных произведений, игрушки для обыгрывания, материал для продуктивной деятельности, атрибуты к играм, что служит развитием читательской грамотности детей в дальнейшем.
Также значительную помощь, в нашей работе, оказывают правильно подобранные картинки, иллюстрации, обложки книги, отражающие сюжет произведения. Еще дети очень любят, когда им загадывают загадки, и с удовольствием участвуют в их отгадывании, загадки помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению.
В рамках группового проекта по формированию читательской грамотности «Сказки Пермяка» по творчеству Евгения Пермяка, дети познакомились с писателем, с произведениями и иллюстрациями к ним. В рассказе «Как Маша стала большой» дети узнали, как быстрее стать взрослым. Прочитав сказку «Про нос и язык» узнали почему у человека два уха, два глаза, а нос всего один и язык всего один. В сказке «Хитрый коврик» узнали секрет крапивы. В совместной игре-драматизации «Почему так?» развили интерес о сходстве и различии людей.
Особое место заняла литературная викторина по сказке Пермяка «Волшебные краски», которая была кульминационным событием, где дети посоревновались в своих знаниях по сказке.
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать информацию в огромном потоке и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Например: В формировании эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, в сказке «Как Маша стала большой» дети узнали, как быстрее стать взрослым, посредством беседы на вопросы с картинками:
• Чего хотела маленькая Маша? Вырасти
• Чего она пробовала делать? В маминых туфлях ходить, в бабушкином халате сидеть
• Что у неё получилось? Ничего
• О чём мама попросила Машу? Пол подмести
• Как это сделала девочка? Очень хорошо
• Когда папа удивился? Когда Маша вымыла посуду
• Как теперь все называют Машу? Большой
Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьей, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников. С родителями провела мастер-класс по изготовлению книжек малышек, где дети совместно с родителями изготовили книжки. Такая форма позволила заинтересовать воспитанников и их родителей к предстоящему чтению, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников. Были оформлены консультации: «Читательская грамотность дошкольника», «Роль книги в развитии ребенка», еженедельно составляем рекомендации по организации домашнего чтения художественной литературы по темам недели. Периодически организуются творческие выставки совместной деятельности родителей и детей по произведениям детских писателей.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, уметь интересно беседовать о книге и помогать при анализе произведения.