Сообщение по теме Функциональная грамотность | Татьяна Александровна Щеголева. Работа №355308
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
успешно решает разные бытовые проблемы;
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Особое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения, это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Изучение навыков чтения находится на контроле по итогам каждой четверти. Ведение читательских дневников, уроков – отчетов по прочитанным произведениям помогают в этом.
Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года. На уроках в начальной школе можно использовать разнообразные печатные издания.
МКОУ СОШ №24 р.п.Юрты
Доклад на МО по теме:
Учебные задания, развивающие функциональную грамотность младших школьников.
Составитель: Щеголева Т.А.
учитель начальных классов
январь 2024
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Мне кажется, что данная притча очень удачно совпала с темой моего доклада. Что эта тема отражает суть функциональной грамотности. Такого важного современного аспекта развития школьника.
Чтобы разбираться в данной теме нужно четко понимать что такое функциональная грамотность.
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
успешно решает разные бытовые проблемы;
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
выстраивает
межпредметные
связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Особое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения, это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Изучение навыков чтения находится на контроле по итогам каждой четверти. Ведение читательских дневников, уроков – отчетов по прочитанным произведениям помогают в этом.
Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года. На уроках в начальной школе можно использовать разнообразные печатные издания. Примеры на слайде.
Их основные особенности:
привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
соответствие возрасту обучающихся;
системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Что эти задания дают ребенку? Возможность:
Находить в тексте конкретные сведения, представленные как в явном, так и в неявном виде;
Связывать информацию из разных частей текста;
Устанавливать последовательность событий, выстраивать причинно-следственные связи;
Использовать текст для выражения своего мнения;
Выделять главное, определять основную тему и мысль;
Работать с таблицами, графиками;
Формулировать выводы и подкреплять их. На основе проведенного эксперимента.
Свой доклад мне бы хотелось дополнить практическим блоком. Чтобы каждый из Вас почувствовал себя младшим школьником, очутился в время, когда сидел за школьной скамьёй. Предлагаю Вам поработать с рабочим листом (Приложение 1).
В заключение хотелось бы добавить, что функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Приложение 1
Рабочий лист к уроку «Решаем жизненные задачи».
Задача №1.
Список продуктов: 1 буханку черного хлеба, 1 батон,1 пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара.
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№
Продукты
«Пятерочка»
«Магнит»
«Яблоко»
1
Батон
30
32
33
2
Буханка черного хлеба
35
40
34
3
Молоко (1 пакет)
55
60
58
4
Пряники(1 упаковка)
75
70
70
5
Чай( 1 пачка)
46
43
45
6
Сосиски( 1 упаковка)
210
230
220
7
Сахар (1 пакет)
54
55
56
8
Кефир (1 пакет)
45
48
45
Решение:
1. «Пятерочка»__________________________________________________________
2. «Магнит» _____________________________________________________________
3. «Яблоко» _____________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________________
Задача №2.Салат «Оливье» Рассчитайте стоимость 6 порций салата по таблице.
Пропорции для салата «Оливье»
Продукты
Количество на 3 порции
Количество на
6 порций
Цена
Стоимость 6 порций
Курица отварная
100 г
18р. 100 г
Морковь
1 штука
6р. 1шт.
Лук репчатый
1 штука
3 р . 1шт.
Огурцы маринованные
1 штука
5 р. 1шт.
Яблоки
½ штуки
6 р. 1шт.
Яйца
2 штуки
7 р. 1шт.
Зелёный горошек
50 г
60 р. 100 г
Картофель
3 штуки
30 р. 1кг
Майонез
50 г
40 р. 100 г
Всего:
Задача №3.
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
1)_________________________________________________________
2)___________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________________
Задача 6. Узнайте стоимость каждого фрукта по картинке.
Решение:
1)_______________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________________
Подведем итоги:
-Было интересно
-Было трудно
-Я узнал много полезного
-Я оцениваю свою работу на уроке на
Это интересно. Салат «Оливье».
Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж". В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий язык, 227 грамм свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, 5 яиц вкрутую.
Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.