Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сопровождаемая трудовая деятельность для подростков с ментальными отклонениями | Федорович Олег Юрьевич. Работа №350594

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросу организации сопровождённой трудовой деятельности для подростков с ментальными отклонениями, рассматривается роль труда в их социальной адаптации и развитие личной независимости. Описаны ключевые аспекты, которые следует учитывать при создании индивидуальных трудовых программ для таких подростков, а также методические подходы, направленные на развитие их профессиональных навыков и самообслуживания. В статье приводятся примеры успешных практик и рекомендуется интеграция трудовой деятельности с учебным процессом, что способствует социализации и интеграции подростков в общество. Также обсуждаются условия для эффективного освоения профессиональных навыков в условиях ограниченных возможностей.

Ключевые слова: сопровождаемая трудовая деятельность, подростки с ментальными отклонениями, социальная адаптация, профессиональные навыки, инклюзия, трудовая реабилитация, инклюзивное образование.

СОПРОВОЖДАЕМАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ

 

Федорович Олег Юрьевич, учитель КГБОУ,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат N°3", г.Хабаровск

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу организации сопровождённой трудовой деятельности для подростков с ментальными отклонениями, рассматривается роль труда в их социальной адаптации и развитие личной независимости. Описаны ключевые аспекты, которые следует учитывать при создании индивидуальных трудовых программ для таких подростков, а также методические подходы, направленные на развитие их профессиональных навыков и самообслуживания. В статье приводятся примеры успешных практик и рекомендуется интеграция трудовой деятельности с учебным процессом, что способствует социализации и интеграции подростков в общество. Также обсуждаются условия для эффективного освоения профессиональных навыков в условиях ограниченных возможностей.

Ключевые слова: сопровождаемая трудовая деятельность, подростки с ментальными отклонениями, социальная адаптация, профессиональные навыки, инклюзия, трудовая реабилитация, инклюзивное образование.

 

Подростки с ментальными отклонениями сталкиваются с рядом трудностей, связанных с социализацией и интеграцией в общество. Важно, чтобы они имели возможность развивать свои способности, осваивать полезные для жизни навыки и профессиональные умения, что поможет им в дальнейшем стать независимыми и самодостаточными. Трудовая деятельность является одним из эффективных инструментов для развития этих навыков, особенно если она сопровождается профессиональной подготовкой и педагогической поддержкой.

Сопровождаемая трудовая деятельность (СТД) представляет собой подход, при котором подростки с ментальными отклонениями выполняют различные трудовые задания в условиях контроля и помощи со стороны специалистов. Этот процесс направлен на социализацию, развитие навыков и формирование у подростков положительного отношения к труду. Важность такого подхода трудно переоценить, поскольку он помогает не только овладевать определенными профессиями, но и повышает самооценку подростков, способствует формированию ответственного отношения к своей деятельности и усиливает их уверенность в собственных силах.

Трудовая деятельность играет важнейшую роль в жизни каждого человека, и для подростков с ментальными отклонениями эта роль значительно возрастает. Занятость помогает развивать социальные, когнитивные и моторные навыки, улучшать физическое и психологическое состояние, а также способствует интеграции в общество.

Основные функции трудовой деятельности для подростков с ментальными отклонениями:

Развитие профессиональных навыков. Труд помогает подросткам научиться выполнять конкретные задачи, осваивать профессии, которые могут быть адаптированы к их возможностям, что важно для дальнейшей самостоятельной жизни.

Социальная адаптация. Работа способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничества с другими людьми, что важно для социальной интеграции.

Формирование ответственности. Выполнение трудовых обязанностей способствует формированию у подростков чувства ответственности за результаты своей работы, а также помогает укрепить самоуважение.

Развитие моторных и когнитивных навыков. В процессе трудовой деятельности подростки совершенствуют свои физические и интеллектуальные способности, что способствует общему развитию.

Подростки с ментальными отклонениями часто сталкиваются с трудностями в социализации и адаптации в обществе. Невозможность нормально взаимодействовать с окружающими людьми, а также низкая самооценка могут привести к изоляции и депрессии. Сопровождаемая трудовая деятельность помогает преодолеть эти проблемы, обучая подростков необходимым для жизни навыкам и давая возможность почувствовать себя полезными членами общества.

Одним из важнейших элементов успешной трудовой реабилитации является индивидуализация трудового процесса. Каждому подростку необходимо разрабатывать программу, которая будет соответствовать его особенностям и возможностям. Индивидуальный подход включает в себя:

Оценку физического и психического состояния подростка.

Выбор профессий и задач, соответствующих его способностям.

Постоянный контроль со стороны педагогов и специалистов, что позволяет избежать перегрузок и неудач.

Использование на каждом этапе поддержки: от вводных инструкций до дальнейшего сопровождения в ходе выполнения работы.

Программы могут включать такие виды деятельности, как:

Работа в мастерских (плотницких, столярных, текстильных и др.).

Выполнение

простых

хозяйственных

задач

.

Работа с компьютерами, если это возможно в зависимости от уровня развития.

Сопровождаемая трудовая деятельность также может включать групповые формы работы, что способствует развитию коммуникативных навыков. Совместное выполнение заданий помогает подросткам научиться работать в команде, развивает их взаимодействие с окружающими. Важно, чтобы руководитель группы активно контролировал процесс, обеспечивал поддержку и создавал положительную атмосферу, в которой подростки чувствуют себя уверенно.

При организации СТД важную роль играют педагогические и психологические специалисты, которые помогают подросткам адаптироваться к трудовой деятельности. Сопровождение специалистов предполагает:

А) Психологическую помощь в преодолении тревожности, страхов и недостатка уверенности.

Б) Обучение стратегиям решения проблем и нахождению выхода из трудных ситуаций.

В) Постоянную мотивацию и поддержку.

Практическая реализация сопровождённой трудовой деятельности требует продуманного подхода и применения инновационных методов. Примером успешного использования СТД является интеграция трудовых навыков в учебный процесс через проектные работы, участие в реальных производственных заданиях и организация мероприятий, ориентированных на развитие профессиональных навыков.

Кроме того, важно вовлекать родителей в процесс трудовой реабилитации, чтобы они могли поддерживать своих детей и на дому, что способствует более полному освоению навыков. Важно, чтобы педагогический коллектив и специалисты взаимодействовали с родителями и создавали единую систему поддержки подростков.

В заключение можно отметить, что сопровождаемая трудовая деятельность является важным инструментом социализации подростков с ментальными отклонениями. Она помогает не только развить необходимые для жизни навыки, но и повышает самооценку, способствует созданию чувства ответственности и улучшению психологического состояния. Успех этой деятельности зависит от правильной организации, индивидуализированного подхода, а также активного сопровождения специалистов. В результате подростки становятся более независимыми и уверенными в своих силах, что способствует их успешной социальной интеграции и адаптации в обществе.

 

Список литературы

Андреев, В. И. (2020). Особенности организации трудовой деятельности для подростков с ограниченными возможностями здоровья.

М.:

Академия

.

Беляева, Л. В. (2019). Методы трудовой реабилитации подростков с ментальными отклонениями.

СПб

:

Речь

.

Герасимова, Н. А. (2021). Социальная адаптация подростков с ментальными отклонениями: роль трудовой деятельности.

М.:

Просвещение

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×