Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сопровождаемое проживание для учащихся 12 класса ТМНР | Федорович Олег Юрьевич. Работа №350596

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросу организации сопровождаемого проживания для учащихся 12 класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), а также его влиянию на процесс социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Рассматриваются основные принципы организации такого типа проживания, роль педагогов, психологов и социальных работников в процессе адаптации и интеграции учащихся в общество. Подчеркивается важность создания комфортных и безопасных условий для проживания подростков с ТМНР, а также необходимость индивидуального подхода в обучении и развитии. Обсуждаются перспективы и сложности, с которыми сталкиваются как учащиеся, так и образовательные учреждения при реализации программы сопровождаемого проживания.

Ключевые слова: сопровождаемое проживание, учащиеся с ТМНР, социальная адаптация, инклюзивное образование, подготовка к самостоятельной жизни, педагогические технологии, социализация.

СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

12 КЛАССА ТМНР

 

Федорович Олег Юрьевич, учитель КГБОУ,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат N°3", г.Хабаровск

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу организации сопровождаемого проживания для учащихся 12 класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), а также его влиянию на процесс социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Рассматриваются основные принципы организации такого типа проживания, роль педагогов, психологов и социальных работников в процессе адаптации и интеграции учащихся в общество. Подчеркивается важность создания комфортных и безопасных условий для проживания подростков с ТМНР, а также необходимость индивидуального подхода в обучении и развитии. Обсуждаются перспективы и сложности, с которыми сталкиваются как учащиеся, так и образовательные учреждения при реализации программы сопровождаемого проживания.

Ключевые слова: сопровождаемое проживание, учащиеся с ТМНР, социальная адаптация, инклюзивное образование, подготовка к самостоятельной жизни, педагогические технологии, социализация.

 

Современная система образования стремится обеспечить равные возможности для всех детей, включая тех, кто имеет различные нарушения развития. Одной из категорий таких учащихся являются подростки с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Эти ребята часто сталкиваются с трудностями не только в обучении, но и в социальной адаптации, что затрудняет их полноценную интеграцию в общество. В связи с этим особое внимание должно уделяться организации их жизнедеятельности после завершения школьного этапа образования.

Одним из подходов, который активно применяется для детей с ТМНР, является система сопровождаемого проживания. Этот подход позволяет не только создать безопасные и комфортные условия для жизни, но и помогает учащимся освоить навыки, необходимые для будущей самостоятельной жизни. Важность такого рода программ заключается в том, что они способствуют снижению уровня зависимости подростков от окружающих и повышают их уверенность в собственных силах.

Сопровождаемое проживание представляет собой систему, в рамках которой лица с ограниченными возможностями получают помощь в процессе адаптации к самостоятельной жизни. В случае с подростками, имеющими ТМНР, целью программы является обеспечение таких условий проживания, которые способствуют социализации, развитию необходимых навыков, а также минимизации зависимости от посторонней помощи.

Основные задачи сопровождаемого проживания для учащихся 12 класса с ТМНР:

Обучение навыкам самообслуживания. Учащиеся учат важнейшим бытовым навыкам, таким как приготовление пищи, уборка, стирка и т. д.

Социализация и развитие коммуникативных навыков. В условиях сопровождаемого проживания подростки взаимодействуют с окружающими, что способствует развитию их коммуникативных способностей.

Снижение зависимости от родителей. Важно, чтобы подростки с ТМНР научились жить независимо от родителей и имели возможность самостоятельно принимать решения в повседневной жизни.

Подготовка к трудовой деятельности. Учащиеся получают навыки, которые будут полезны в будущем, будь то работа в коллективе или выполнение простых производственных заданий.

Психологическая поддержка и развитие уверенности в себе. Программы сопровождаемого проживания часто включают психотерапевтическую и эмоциональную поддержку, что помогает подросткам с ТМНР справляться с внутренними переживаниями и адаптироваться к новым условиям.

Организация такого типа проживания основывается на следующих принципах:

А) Индивидуализация. Каждый учащийся имеет свой уникальный путь адаптации, что требует индивидуального подхода к решению его проблем и задач.

Б) Поддержка и независимость. Учащийся получает помощь в выполнении определённых действий, но всегда с акцентом на развитие самостоятельности.

В) Комплексный подход. Сопровождаемое проживание требует взаимодействия разных специалистов — педагогов, психологов, социальных работников — которые помогают подростку адаптироваться и освоить необходимые навыки.

Г) Инклюзивность. Учащиеся с ТМНР не изолируются от общества, а наоборот, активно включаются в социальную жизнь.

Педагоги играют ключевую роль в организации процесса обучения и социализации подростков с ТМНР. Их задача — создать условия, при которых учащиеся смогут овладеть практическими навыками для будущей жизни. На уроках и в рамках внеурочной деятельности используются различные педагогические методики, направленные на развитие социальных и бытовых навыков, улучшение коммуникации и умения работать в коллективе.

Важным аспектом является работа с родителями. Педагоги должны активно взаимодействовать с семьями учащихся, помогать им в решении возникающих вопросов и давать рекомендации по воспитанию и обучению детей в домашних условиях.

Психологи помогают подросткам с ТМНР адаптироваться к условиям сопровождаемого проживания, преодолеть трудности, связанные с тревогой и социальными барьерами. Задача психолога — не только сопровождение в процессе обучения, но и работа с личной мотивацией подростков, развитие у них уверенности в собственных силах.

Социальные работники помогают организовать пространство для проживания, обеспечивают материальную поддержку и контроль, а также работают с подростками в вопросах правовой и социальной интеграции. Они играют важную роль в формировании комфортной и безопасной среды, где подростки могут развивать свои способности и навыки.

Несмотря на очевидные преимущества, организация сопровождаемого проживания для подростков с ТМНР сталкивается с рядом трудностей:

Недостаток специалистов. В некоторых регионах имеется дефицит квалифицированных педагогов, психологов и социальных работников, что усложняет реализацию программы.

Финансовые затруднения. Организация сопровождаемого проживания требует значительных финансовых вложений, что может быть проблемой для государственных учреждений.

Отсутствие специализированных помещений. В некоторых случаях не хватает специализированных учебных и жилых помещений, соответствующих нуждам подростков с ТМНР.

С учётом значительного прогресса в области инклюзивного образования, можно ожидать дальнейшее расширение программы сопровождаемого проживания для подростков с ТМНР. Важно, чтобы такие программы становились неотъемлемой частью системы образования, обеспечивая подросткам не только базовое образование, но и реальную помощь в их социальной интеграции.

В перспективе важно:

А) Развивать и расширять сеть специализированных учреждений, предлагающих программы сопровождаемого проживания.

Б) Внедрять новые педагогические и психологические методики, учитывающие особенности подростков с ТМНР.

В) Улучшать взаимодействие между образовательными учреждениями, государственными и частными организациями для повышения качества жизни подростков с ТМНР.

В заключение можно отметить, что сопровождаемое проживание — это важный элемент системы социальной и образовательной интеграции подростков с ТМНР. Этот подход способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе и социальной адаптации учащихся, что в свою очередь помогает им успешно интегрироваться в общество. Несмотря на существующие проблемы, связанные с реализацией программ сопровождаемого проживания, развитие этой системы имеет значительные перспективы, которые могут положительно сказаться на жизни подростков с ТМНР и их будущей социальной независимости.

 

Список литературы

Абрамова, Н. Е. (2020). Сопровождаемое проживание как форма социальной адаптации подростков с ТМНР. М.: Просвещение.

Беляева, М. С. (2021). Трудности и возможности обучения детей с тяжелыми нарушениями развития.

СПб.: Речь.

Герасимова, А. Л. (2019). Инклюзивное образование и подготовка к самостоятельной жизни подростков с ограниченными возможностями.

М.: Наука.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×