Сопровождение детей с РАС учителем – дефектологом | Безбабная Наталья Андреевна. Работа №327041
Коррекционная работа учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои особенности.
Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с РАС являются особенности становления их коммуникативной сферы.
Проведение диагностика у обучающихся с РАС вызывает затруднение из-за низкого уровня социальной адаптации, выраженных нарушений коммуникации и трудностей саморегуляции. Работая учителя – дефектолога с такими обучающимися необходимо учитывать создание оптимальных условий обучения для обучающихся с РАС в образовательном учреждении.
<Object: word/embeddings/_________Microsoft_Word.docx> Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра учителем – дефектологом
Коррекционная работа учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои особенности.
Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с РАС являются особенности становления их коммуникативной сферы. По мнению зарубежных и отечественных исследователей, изучавших данный вопрос (В. М. Башина, О. Богдашина, М. Ю. Ведина, Ф. Р. Волкмар, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Wing, L., Gould, J. и др.), недоразвитыми оказываются как речевые средства общения, так и невербальные.
Проведение диагностика у обучающихся с РАС вызывает затруднение из-за низкого уровня социальной адаптации, выраженных нарушений коммуникации и трудностей саморегуляции.
Работу с обучающимися с РАС можно разделить на этапы:
первичный контакт;
первичные уч
ебные навыки;
работа над
указательным жестом «да», «нет»;
обучения пониманию речи;
обучение экспрессивной речи
.
Работая учителя – дефектолога с такими обучающимися необходимо учитывать создание оптимальных условий обучения для обучающихся с РАС в образовательном учреждении и следующие требования:
создание положи
тельного эмоционального фона
в учреждении;
с
оздание благоприятной атмосферы;
организация неформальных контактов
между детьми
в перерывах между занятиями
;
учет особенностей
личности
обучающегося
.
организация учебного плана
, использование стереотипов поведения.
В основе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС лежат комплекс коммуникативных навыков, полно отражающих специфические особенности развития данной группы обучающихся:
п
оявление интереса к партнеру (
отклик на собственное имя
,
выполнение
простых инструкций,
наглядных или словесных указаний, произнесение слов ил
и фраз в ответ на речь партнера
);
владение невербальными навыками коммуникации (установление визуального контакта,
длительный контакт глаз,
обмен взглядами, использовани
е жестов, мимических комплексов и
пантомимики);
владение вербальными
коммуникативными навыками
(построение фразы,
задавание вопросов и ответы на вопрос,
обмен репликами, обращениями,
использование местоимения «я»
, выражение просьб словами
).
На основе основных компонентов, определив их как задачи работы, реализуется поэтапный процесс, который включает деятельность всех специалистов, участвующих в комплексном сопровождении развития обучающегося с расстройствами аутистического спектра.
В своей работе учитель-дефектолог использует следующие принципы для наибольшей эффективности коррекционного процесса:
принцип позитивности -
создание максимального
эмоционального комфорта;
принцип
междисциплинарности
и партнерства специалистов на всех
ключивых
этапах коррекционной работы;
принцип семейной ориентированности,
сотрудничества
и
партнерства
учителя-дефектолога
и семьи;
принцип комплексности коррекционно-развивающих усилий;
принцип личностно-ориентированного подхода;
иерархический принцип;
принцип ступенчатость, т.е.
преемственный переход
при переходе от
одного этапа работы к другому;
принцип цикличности, как возращение к решению задач
на более ранних этапах
коррекционной работы в случае
перехода на качественно новые уровни
состояния и развития обучающегося.
Главные задачи деятельности учителя-дефектолога при работе с детьми с РАС:
организация адаптированной
среды.
организация визуализации
расписания и
времени.
структурирование
любых
видов деятельности.
сокращение (
преодоление
)
неравномерности в развитии.
организация
коммуникативного общения.
сопровождение
на основных этапах
образовательного процесса.
социально-бытовая адаптация
обучающегося
.
В своей работе учителю – дефектологу следует сотрудничать с такими специалистами как психолог и логопед. Наиболее эффективными являются индивидуальные занятия с данными специалистами.
Динамическая оценка состояния обучающихся на ПМПк.
Цель работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда) в работе с обучающимися с РАС состоит в том, чтобы ввести его в образовательный процесс и коллектив сверстников.
Необходимо объединение усилий всех специалистов, работающих с обучающимся. Так педагог-психолог оказывает социально-психологическое сопровождение ребенку; учитель-дефектолог проводит исследовательско-диагностическую и непосредственно коррекционно-развивающую работу.
Учителю-дефектологу и специалистам в своей работе необходимо осуществлять преодоление (сокращение) неравномерности в развитии обучающихся:
отдавать предпочтение наглядным
средств
ам
преподнесения материала;
рационально дозировать
инфо
рмацию
;
использовать
адекватный возможностям
темп
восприятия подачи материала;
применять адаптированные тексты
;
использовать вариативность уровней
сложности заданий.
В работе с обучающимися с РАС очень важно продуктивно и тесно взаимодействовать с семьями. При работе с семьёй используют современные образовательные технологии и стандарты, привлекая родителей к участию в межшкольных мероприятиях. Понимая высокие требования, которые выдвигает современное информационное общество, следует активно использовать современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. Активное внедрение компьютерных технологий позволяет существенно расширить возможности, обучающихся с РАС в получении информации.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, дифференцировать и индивидуализировать обучение обучающихся с РАС и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий.
Игровые технологии — это технологии, которые используются не только в самостоятельной деятельности обучающихся, но и непосредственно в образовательном процессе, а также в индивидуальной работе. Важным является и организация развивающей пространственно-предметной среды. Все это позволяет эффективно осуществлять работу с обучающимися с РАС, делая занятия более эффективными, разнообразными и интересными. Дефектологическое сопровождение данной категории обучающихся решает коррекционные цели и задачи, которые направленные на развитие познавательной деятельности, на речевое и социальное развитие, на развитие предпосылок социальной адаптации, на формировании личности обучающегося с комплексными нарушениями развития, на формирование навыков коллективного взаимодействия. Правильно разработанная система дефектологического сопровождения помогает эффективно решить поставленные задачи. Знание потенциальных возможностей обучающегося с РАС и индивидуальный подход к обучению и воспитанию обучающихся данной категории, сотрудничество с другими специалистами является залогом успеха учителя - дефектолога.