Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сопровождение детей с РАС учителем – дефектологом | Безбабная Наталья Андреевна. Работа №327041

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Коррекционная работа учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои особенности.

Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с РАС являются особенности становления их коммуникативной сферы. 

Проведение диагностика у обучающихся с РАС вызывает затруднение из-за низкого уровня социальной адаптации, выраженных нарушений коммуникации и трудностей саморегуляции. Работая учителя – дефектолога с такими обучающимися необходимо учитывать создание оптимальных условий обучения для обучающихся с РАС в образовательном учреждении.

<Object: word/embeddings/_________Microsoft_Word.docx> Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра учителем – дефектологом

Коррекционная работа учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои особенности.

Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с РАС являются особенности становления их коммуникативной сферы. По мнению зарубежных и отечественных исследователей, изучавших данный вопрос (В. М. Башина, О. Богдашина, М. Ю. Ведина, Ф. Р. Волкмар, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Wing, L., Gould, J. и др.), недоразвитыми оказываются как речевые средства общения, так и невербальные.

Проведение диагностика у обучающихся с РАС вызывает затруднение из-за низкого уровня социальной адаптации, выраженных нарушений коммуникации и трудностей саморегуляции.

Работу с обучающимися с РАС можно разделить на этапы:

первичный контакт;

первичные уч

ебные навыки;

работа над

указательным жестом «да», «нет»;

обучения пониманию речи;

обучение экспрессивной речи

.

Работая учителя – дефектолога с такими обучающимися необходимо учитывать создание оптимальных условий обучения для обучающихся с РАС в образовательном учреждении и следующие требования:

создание положи

тельного эмоционального фона

в учреждении;

с

оздание благоприятной атмосферы;

организация неформальных контактов

между детьми

в перерывах между занятиями

;

учет особенностей 

личности

обучающегося

.

организация учебного плана

, использование стереотипов поведения.

В основе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС лежат комплекс коммуникативных навыков, полно отражающих специфические особенности развития данной группы обучающихся:

п

оявление интереса к партнеру (

отклик на собственное имя

,

выполнение

простых инструкций,

наглядных или словесных указаний, произнесение слов ил

и фраз в ответ на речь партнера

);

владение невербальными навыками коммуникации (установление визуального контакта,

длительный контакт глаз,

обмен взглядами, использовани

е жестов, мимических комплексов и

пантомимики);

владение вербальными

коммуникативными навыками

(построение фразы,

задавание вопросов и ответы на вопрос,

обмен репликами, обращениями,

использование местоимения «я»

, выражение просьб словами

).

На основе основных компонентов, определив их как задачи работы, реализуется поэтапный процесс, который включает деятельность всех специалистов, участвующих в комплексном сопровождении развития обучающегося с расстройствами аутистического спектра.

В своей работе учитель-дефектолог использует следующие принципы для наибольшей эффективности коррекционного процесса:

принцип позитивности -

создание максимального

эмоционального комфорта;

принцип

междисциплинарности

и партнерства специалистов на всех

ключивых

этапах коррекционной работы;

принцип семейной ориентированности,

сотрудничества

и

партнерства

учителя-дефектолога

и семьи;

принцип комплексности коррекционно-развивающих усилий;

принцип личностно-ориентированного подхода;

иерархический принцип;

принцип ступенчатость, т.е.

преемственный переход

при переходе от

одного этапа работы к другому;

принцип цикличности, как возращение к решению задач

на более ранних этапах

коррекционной работы в случае

перехода на качественно новые уровни

состояния и развития обучающегося.

Главные задачи деятельности учителя-дефектолога при работе с детьми с РАС:

организация адаптированной

среды.

организация визуализации

расписания и

времени.

структурирование

любых

видов деятельности.

сокращение (

преодоление

)

неравномерности в развитии.

организация

коммуникативного общения.

сопровождение

на основных этапах

образовательного процесса.

социально-бытовая адаптация

обучающегося

.

В своей работе учителю – дефектологу следует сотрудничать с такими специалистами как психолог и логопедНаиболее эффективными являются индивидуальные занятия с данными специалистами.

Динамическая оценка состояния обучающихся на ПМПк.

Цель работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда) в работе с обучающимися с РАС состоит в том, чтобы ввести его в образовательный процесс и коллектив сверстников.

Необходимо объединение усилий всех специалистов, работающих с обучающимся. Так педагог-психолог оказывает социально-психологическое сопровождение ребенку; учитель-дефектолог проводит исследовательско-диагностическую и непосредственно коррекционно-развивающую работу.

Учителю-дефектологу и специалистам в своей работе необходимо осуществлять преодоление (сокращение) неравномерности в развитии обучающихся:

отдавать предпочтение наглядным

средств

ам

преподнесения материала;

рационально дозировать

инфо

рмацию

;

использовать

адекватный возможностям

темп

восприятия подачи материала;

применять адаптированные тексты

;

использовать вариативность уровней

сложности заданий.

В работе с обучающимися с РАС очень важно продуктивно и тесно взаимодействовать с семьями. При работе с семьёй используют современные образовательные технологии и стандарты, привлекая родителей к участию в межшкольных мероприятиях. Понимая высокие требования, которые выдвигает современное информационное общество, следует активно использовать современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. Активное внедрение компьютерных технологий позволяет существенно расширить возможности, обучающихся с РАС в получении информации.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, дифференцировать и индивидуализировать обучение обучающихся с РАС и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий.

Игровые технологии это технологии, которые используются не только в самостоятельной деятельности обучающихся, но и непосредственно в образовательном процессе, а также в индивидуальной работе. Важным является и организация развивающей пространственно-предметной среды. Все это позволяет эффективно осуществлять работу с обучающимися с РАС, делая занятия более эффективными, разнообразными и интереснымиДефектологическое сопровождение данной категории обучающихся решает коррекционные цели и задачи, которые направленные на развитие познавательной деятельности, на речевое и социальное развитие, на развитие предпосылок социальной адаптации, на формировании личности обучающегося с комплексными нарушениями развития, на   формирование навыков коллективного взаимодействия. Правильно разработанная система дефектологического сопровождения помогает эффективно решить поставленные задачи. Знание потенциальных возможностей обучающегося с РАС и индивидуальный подход к обучению и воспитанию обучающихся данной категории, сотрудничество с другими специалистами является    залогом успеха учителя - дефектолога.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×