Сопровождение ребенка с агрессивным поведением и взаимодействие специалистов | Карина Николаевна Коршакова. Работа №337846
Агрессия – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а так же моральный ущерб живым существам.
Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникающая при попытке изменить положение вещей.
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
Сопровождение ребенка с агрессивным поведением и взаимодействие специалистов
Агрессия – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а так же моральный ущерб живым существам.
Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникающая при попытке изменить положение вещей.
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
Одно лишь ласковое слова может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.
Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы
Сопровождение агрессивного ребенка
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития.
При проявлении агрессивности в поведении любой ребенок нуждается в поддержке. Основными задачами сопровождения будут:
• профилактика конфликтного поведения;
• работа с самооценкой ребенка;
• проблема адаптации в коллективе;
• работа с личностным потенциалом ребенка;
• работа с ближайшим окружением ребенка;
• коррекция негативных форм поведения;
Тактика психолого-педагогического воздействия должна строиться в зависимости от природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом – включать агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем не принять агрессию и установить запрет на подобные действия, в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх.
Первый этап – социализация агрессивности
Социализацией агрессивности можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном обществе.
Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева это недостойная реакция. Эта мысль внушается ребенку с детства. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть его. Вырвавшиеся наружу негативные чувства могут осесть внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам (головные боли, гипертония, крапивница, язва желудка, артрит, псориаз).
Проявление гнева имеет три стадии: зарождение, вспышка, угасание. Если удается распознать признаки зарождения гнева, - в этой ситуации есть еще вероятность избежать яркой вспышки ярости. На первой стадии можно переключить ребенка на другой вид деятельности, сместить его гнев на неопасные объекты. На стадии вспышки утешения и наказания не принесут пользы. В случае, если вспышка гнева уже произошла, нужно дать ребенку немного времени, затем мягко попытаться утешить его и предложить ему свою помощь. Не запугивайте, не читайте нотаций, не кричите – ребенок вас все равно не слышит! Попытаться поговорить с ребенком можно и нужно тогда, когда закончится третья стадия – угасание; дошкольник успокоится и будет готов к конструктивному разговору. Необходимо проговорить, почему возникла проблема и можно ли было избежать случившегося. Попытайтесь проанализировать ситуацию.
При обучении детей конструктивным способам выражения гнева следует использовать два направления: учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
Один из способов выражения гнева – это перенос чувств на неопасные объекты. Этот способ может оказаться наиболее подходящим для детей с нарушением интеллектуального развития, которые не всегда могут вербализировать свои мысли и чувства.
Поскольку гнев чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что может быть, обычно и не приветствуется нами (нарисовать портрет обидчика, порвать его). Еще один способ легально выразить вербальную агрессию – поиграть в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышать о себе что-то приятное, уменьшается желание действовать агрессивно.
Можно использовать «Мешочек для криков», «Стаканчик для криков».
В случае физической агрессии целесообразно использовать спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей; использовать легкие подушки, которые можно пинать, колотить; газеты, которые можно комкать, рвать.
Второй этап – Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные и некоторые психогимнастические упражнения.
Для того, чтобы научить ребенка распознавать мышечные состояния, можно поиграть в игру «Камень – веревка». Дети, сидя в кругу, передают друг другу камень (или любой очень твердый предмет). Они смотрят, какой камень крепкий, он не мнется, не гнется. После этого педагог просит ребят так сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камушек. Затем дети расслабляют руки, и по кругу пускается веревка. Дети сравнивают ее с камнем. Каждый ребенок делает свои руки мягкими, как веревочка. Когда дети хорошо освоили эту игру, она применяется без оборудования. Дети по очереди выполняют команду «камень», «веревка».
Очень важно, чтобы агрессивный, беспокойный ребенок, научился помогать самому себе, т.е познакомился с методами саморегуляции. С этой целью можно использовать упражнение «Возьми себя в руки». Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
Можно использовать такой прием – в карман одежды положить нарисованный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того, чтобы этот прием начал работать, необходима многодневная тренировка.
Третий этап – отработка коммуникативных навыков
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой цель могут применяться: обсуждение конфликтных ситуаций в кругу, ролевая игра с разыгрыванием проблемной ситуации.
Следует отметить, что одной из задач воспитателя является обучение агрессивных детей приемлемым формам общения. В норме к шести годам ребенок уже осваивает ситуации, связанные с проявлением различных коммуникативных умений. Среди последних выделяют базовые коммуникативные умения:
• приветствие и прощание;
• обращение;
• просьба о поддержке, помощи, услуге;
• оказание помощи, услуги;
• благодарность;
• отказ;
Также выделяются процессуальные коммуникативные умения:
• говорить перед другими;
• слушать других;
• сотрудничать;
• управлять (командовать);
• подчиняться.
У дошкольников с агрессивным поведением наблюдаются некоторые особенности, связанные с проявлением различных коммуникативных умений: одни из них могут быть не развиты, не применяются ребенком, а другие, наоборот, превалируют (умение командовать).
Четвертый этап– формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Известный психолог – А.В. Запорожец выделяет следующую динамику эмпатийного процесса: от переживания к сочувствию, к реальному содействию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Одной из форм работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого, оценить свое поведение. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива.
Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросить их разыграть определенные ситуации, например «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказок повели себя тем или иным образом.
Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, необходимо избавиться от привычки обвинять ребенка во всем. Ребенок и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, он может обозлиться еще больше. В таких случаях гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, говоря при этом от первого лица.
Пятый этап – обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
Виды работ:
• работы с пиктограммами;
• работа с эмоциональным уголком;
• рисование «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь»
• танцы и гимнастика;
• работа с зеркалом;
• игровая терапия.
Методы сопровождения агрессивного ребенка
Игротерапия. Следует использовать и групповую и индивидуальную формы работы.
2.Тематические беседы
3.Проигрывание ситуаций с последующим их анализом.
4.Метод рисунка. Рисовать можно различными частями тела. Все необходимые ограничения, а их должно быть минимум, следует ввести заранее.
5. Песочная терапия. Игры на песке позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей.
6.Сказкотерапия.
7. Работа с мягким материалом: тестом, глиной, пластилином.
8.Использование воды.
-сбивать шарики, плавающие в воде;
-сдувать из дудочки кораблик;
-купать игрушки;
-струей воды сбивать легкие игрушки.