Составное именное сказуемое | Фаизова Люция Рафитовна. Работа №254880
Автор: Фаизова Люция Рафитовна
Конспект урока по русскому языку на тему "Составное именное сказуемое" (8 класс)
Конспект урока русского языка в 8 классе
Выполнила: учитель русского языка и литературы Фаизова Люция Рафитовна
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока: Составное именное сказуемое
Цель: Сформировать представление о составном именном сказуемом
Задачи урока:
Познавательная:
- научиться различать простое глагольное сказуемое “быть” с глаголом - связкой “быть” в составном именном сказуемом;
- узнать, какими частями речи может быть выражена именная часть;
Развивающая:
- развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные
- развивать познавательный интерес учащихся;
- развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: Введение новой темы
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Объявление темы урока.
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Что называется подлежащим?
- Что называется сказуемым?
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказуемого — составным именным.
- Попробуйте предположить, что такое “составное именное сказуемое”.
Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Запишем формулу составного именного сказуемого:
СИС = глагол- связка + именная часть.
- Глагол быть (самая распространённая связка): в наст времени нулевая: Ты весёлый. Ты был весёлым. ( не путать с простым глагольным сказуемым: Она уже была (находилась) в комнате).
- глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться: Мне сделалось страшно.
- глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др.: Из похода мы вернулись усталые.
В настоящем времени глагол-связка быть нулевая,
1. Азбука – к мудрости ступенька.
2. И товар хорош, и цена весёлая.
3. Круто замешено, да не пропечёно.
4. Два да два будет четыре.
5. И хорошо, да невпопад.
6. И твоё – моё, и моё - моё.
7. Семь бед – один ответ.
ВЫВОД: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.
Задание 1. Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
Определить вид сказуемого.
1. Дата к...рн...в...ла до сих пор не уточнена.
2. И...юм...нация в...л...колепна.
3. На наез...нике была серая куртка с меховым в...р...тником.
4. Родительский к...м...тет соб...рался один раз в четверть.
5. Созда...ая к...ми...ия была ра...пущена досрочно.
Задание 2. Объяснить орфограммы, пунктограммы; указать вид сказуемых.
Известный литературовед и критик Владимир Яковлевич Лакшин, долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир», вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом совершенного искусства.
Задание 3. Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.
1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через
минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.
2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.
3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.
Задание 4. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.
1. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу.
2. Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.
3. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом.
4. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом свою комнату тихую девическую жизнь.
Задание 5. Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.
1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой). 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк). 4. С час она лежала неподвижная (Лермонтов). 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно (Тендряков). 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).
Задание 6. Упр. 108, стр. 65.
Подведение итогов
- что такое составное именное сказуемое?
- назовите формулу составного именного сказуемого;
- назовите глаголы-связки.
4.Домашнее задание. Упр.111, стр. 66. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните составные именные сказуемые. Укажите, чем выражена именная часть. Расскажите кратко о жизни А. Грибоедова, используя в качестве ключевых слов составные именные сказуемые. Какое составное именное сказуемое вы употребите в конце рассказа?
Выставление оценок.
Используемая литература
- Русский язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. – М.: Просвещение, 2018.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений / Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М.: Дрофа, 2006.
https://licey.net/free/4russkii_yazyk/42kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stage/888-15_sostavnoe_imennoe_skazuemoe.html
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/09/vidy-skazuemyh-8-klass
https://multiurok.ru/files/istochnik-internet-rabochaia-tetrad-skazuemoe-8-kl.html