Составные и простые задачи: методика обучения решения на уроках математики | Колесниченко Алена Николаевна. Работа №352516
Аннотация. В статье рассматриваются особенности методики обучения решению простых и составных задач в начальной школе. Особое внимание уделяется последовательности изложения материала, формированию у учащихся навыков анализа задачи, выбору эффективных стратегий решения и развитию логического мышления. Автор предлагает практические рекомендации для учителей, направленные на повышение интереса к математике, а также примеры упражнений и заданий для формирования и закрепления навыков решения задач.
Ключевые слова: простая задача, составная задача, начальная школа, методика обучения, решение задач, математическое мышление, последовательность действий, формирование навыков.
СОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Колесниченко Алена Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ "Зеледеевская средняя общеобразовательная школа", Кемеровская область-Кузбасс д. Зеледеево
Аннотация. В статье рассматриваются особенности методики обучения решению простых и составных задач в начальной школе. Особое внимание уделяется последовательности изложения материала, формированию у учащихся навыков анализа задачи, выбору эффективных стратегий решения и развитию логического мышления. Автор предлагает практические рекомендации для учителей, направленные на повышение интереса к математике, а также примеры упражнений и заданий для формирования и закрепления навыков решения задач.
Ключевые слова: простая задача, составная задача, начальная школа, методика обучения, решение задач, математическое мышление, последовательность действий, формирование навыков.
Решение задач — важнейший компонент математического образования. Задачи способствуют развитию у детей логического мышления, умения анализировать информацию, видеть взаимосвязи и выбирать эффективные способы достижения результата. В обучении математике различают два основных типа задач: простые и составные. Каждый из них требует от ученика применения специфических навыков.
Простые задачи — это задачи, в которых требуется выполнение одного действия, чтобы получить ответ. Они вводят учеников в основы математических операций. Составные задачи предполагают выполнение нескольких действий, их решение требует более сложного анализа. Целью статьи является обсуждение методики обучения решению этих типов задач и предложений для уроков.
Особенности решения простых задач
Простые задачи являются основой для изучения арифметических операций. Работа над ними начинается с понимания условия, выявления числовых данных и постановки вопроса. Методика обучения включает следующие этапы:
Формулировка задачи: Задачи должны быть представлены в доступной и понятной для детей форме, связанной с их жизненным опытом.
Анализ задачи: Учитель помогает детям выделить числовые данные и понять, какая операция требуется для решения.
Проверка решения: После получения ответа необходимо обсудить с учащимися, почему выбрано именно это действие и как оно связано с вопросом задачи.
Пример:
"На дереве сидели 5 воробьёв, прилетело ещё 3. Сколько всего стало воробьёв?"
Анализируя задачу, ученик учится определять действие сложения, находить результат и проверять его осмысленность.
Методика обучения решению составных задач
Составные задачи сложнее, поскольку требуют выполнения нескольких действий, которые связаны между собой. Основными этапами работы с такими задачами являются:
Чтение задачи: Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать текст задачи и обсудить его. Важно выделить ключевые слова и понять смысл каждого этапа.
Декомпозиция задачи: Ученики учатся разбивать задачу на несколько простых шагов. Например, рисовать схему или составлять план решения.
Пошаговое выполнение действий: Решение составной задачи требует последовательности. Учащихся нужно обучать правильному порядку вычислений и логической связи между шагами.
Проверка результатов: После выполнения всех действий проводится проверка: отвечает ли найденное решение исходному вопросу?
Пример составной задачи:
"Маша собрала 10 яблок, а Ваня — на 5 яблок больше. Сколько всего яблок собрали дети?"
Сначала ученики определяют, сколько яблок собрал Ваня: 10+5=15
Затем находят общее количество: 10+15=25
Практические рекомендации для учителей
Использование наглядности: Решение задач можно сопровождать рисунками, схемами или предметами. Это помогает младшим школьникам лучше понимать смысл задачи.
Работа в парах или группах: Совместное решение задач позволяет детям обмениваться идеями и учиться друг у друга.
Игра как инструмент обучения: Игровые методы (например, математические квесты) способствуют повышению мотивации учащихся.
Постепенное усложнение: Начинать следует с простых задач, переходя к составным, с увеличением числа действий.
Обсуждение ошибок: Анализ ошибок помогает детям понять, где был допущен просчёт, и учит избегать подобных ситуаций в будущем.
Роль учителя в формировании навыков решения задач
Учитель является ключевой фигурой в процессе обучения решению задач. Он задаёт тон урока, помогает детям преодолевать трудности, поощряет успехи. Важно формировать у учащихся уверенность в своих силах, умение рассуждать и не бояться сложностей.
Эффективная работа с задачами также развивает у детей самостоятельность, умение находить решение нестандартных проблем, что необходимо не только в школе, но и в жизни.
Обучение решению простых и составных задач является важной составляющей математического образования в начальной школе. Умелое сочетание методических приёмов, постепенное усложнение задач и поддержка со стороны учителя помогают ученикам овладеть этим навыком. Предложенные рекомендации и подходы способствуют развитию логического мышления и интереса к математике, что является залогом успешного обучения.
Список литературы
Арапко И. М., Шевченко О. С. Использование средств моделирования при обучении младших школьников решению составных нетиповых задач // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-modelirovaniya-pri-obuchenii-mladshih-shkolnikov-resheniyu-sostavnyh-netipovyh-zadach
Бажан Зинаида Ивановна Разные методические подходы в обучении младших школьников решению задач на встречное движение и движение в противоположном направлении // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raznye-metodicheskie-podhody-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov-resheniyu-zadach-na-vstrechnoe-dvizhenie-i-dvizhenie-v-protivopolozhnom
Гребенникова Н. Л., Косцова С. А., Хабибуллина А. Н. Прием театрализации при обучении младших школьников решению составных задач // Кронос. 2022. №10 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priem-teatralizatsii-pri-obuchenii-mladshih-shkolnikov-resheniyu-sostavnyh-zadach-1