Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сотрудничество педагога с семьёй ребёнка с ОВЗ | Ишмухаметова Рузалия Газинуровна. Работа №301851

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассматривается актуальная проблема современной дошкольной педагогики: в основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи детей с ОВЗ должно лежать сотрудничество. Выделены традиционные и нетрадиционные методы работы педагогов с родителями детей с ОВЗ.

Типичные проблемы, с которыми сталкивается семья, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ:

непринятие родителями своего ребенка;

гиперопека;

отсутствие у родителей знаний и умений, которые необходимы при воспитании ребенка с ОВЗ;

умышленное ограничение в общении ребенка с другими и т.д.

Р.Г. Ишмухаметова

воспитатель

MБДОУ Д/С «Радуга»

п. Нижнесортымский, ХМАО – Югра

 

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА

С СЕМЬЁЙ РЕБЁНКА С ОВЗ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальная проблема современной дошкольной педагогики: в основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи детей с ОВЗ должно лежать сотрудничество. Выделены традиционные и нетрадиционные методы работы педагогов с родителями детей с ОВЗ.

Ключевые слова: сотрудничество, дети с ОВЗ, взаимодействие.

 

На современном этапе развития системы дошкольного образования сотрудничество организации с семьёй детей с ОВЗ уделяется огромное внимание. Необходимость сотрудничества Организации с семьёй детей определена в целом ряде государственных документов, включая Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка, Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и других. Особенно этот пункт можно увидеть в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО): «пункт 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 5) сотрудничество Организации с семьёй» [3, с. 6]. Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье. Итак, мы определили актуальность проблемы необходимости сотрудничества Организации с семьёй на социально-педагогическом уровне.

А теперь нужно разобраться с понятием «сотрудничество». Сотрудничество, по мнению В.С. Безрукова, это совместная работа нескольких человек, которая направлена на достижение общих целей. Синонимом данного понятия является термин «взаимодействие».

Непосредственными участниками данного процесса становятся педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), и родители этих детей. Семья с ребёнком с ОВЗ – это семья с особым статусом и особенностями, проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов, а положение ребенка с ОВЗ, которое обусловлено его болезнью. Семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, довольно неоднородны. Это проявляется в социально-экономических условиях, в образовательном аспекте родителей в особых образовательных потребностях ребенка и в их информированности по проблемам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

Родители детей с ОВЗ делятся на две группы: 1) принявшие своих детей, понимающие их особые потребности; 2) не признающие наличие тех или иных ограниченных возможностей здоровья их детей. У педагога чаще всего проблемы со второй группой родителей. Попытки педагога обратить внимание на проблемы ребенка вызывают у родителей агрессию или игнорируются. Для того чтобы агрессивных родителей превратить в своих единомышленников в воспитании и обучении детей с ОВЗ в своей работе я рассказываю об успехах их ребенка, посещаю семью или приглашаю на индивидуальную беседу, не использую слова «отклонение», «ОВЗ», «болезнь» и другие.

Типичные проблемы, с которыми сталкивается семья, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ:

непринятие родителями своего ребенка;

гиперопека

;

отсутствие у родителей знаний и умений, которые необходимы при воспитании ребенка с ОВЗ;

умышленное ограничение в общении ребенка с другими и т.д.

Различные подходы сотрудничества педагогов с семьями детей с ОВЗ направлены на диагностику уровня семейного воспитания, решение типичных ошибок родителей, изучение взаимоотношений в семье, проведение коррекционной работы и консультацию семьи.

Для того чтобы выявить уровень педагогической культуры родителей на практике мною используются такие методы, как анкетирование, индивидуальная беседа со специалистами детского сада, тестирование, посещение семьи и наблюдение за родителями с детьми.

Вышеперечисленные методы работы направлены на предупреждение наиболее частых ошибок родителей при воспитании ребенка с ОВЗ и вооружение правильными методами воздействия на него.

Как говорится, современные проблемы требуют современных решений. И применение на практике вышеописанных методов работы с семьями детей с ОВЗ, которые являются традиционными по своей сущности, будет недостаточно эффективным для достижения цели. Исходя из этого, я решила использовать не только традиционные, но и нетрадиционные формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ.

К нетрадиционным методам работы относятся тренинги, дискуссии, родительский клуб, мастер-классы и инновационный метод – это онлайн-технологии и другие. В нынешней ситуации в связи с пандемией использование возможностей онлайн-технологий имеет место быть. Для педагога же в этом случае необходимо повышать ИКТ-компетентность, о чём и говорится в профессиональном стандарте педагога. По результатам использования этих методов далее выделяются направления сотрудничества с семьёй ребёнка с ОВЗ.

Мы определили методы работы с родителями, теперь рассмотрим основные направления сотрудничества с семьёй детей с ОВЗ. Выделяют три направления: 1) психолого-педагогическое просвещение родителей (повышение педагогической и психологической компетентности родителей); 2) вовлечение родителей в образовательный процесс (приобщение родителей в дни открытых дверей, мероприятия); 3) участие родителей в управлении образовательным процессом (родители непосредственно принимают участие в работе родительского комитета, совета детского сада и т.д.).

 

Таким образом, сотрудничество педагогов с семьёй ребенка с ОВЗ является важнейшим условием успеха в воспитании ребенка, но оно возможно только в том случае, когда педагог и родители становятся единомышленниками.

 

Список литературы

 

Безрукова, В.С. Педагогика [Текст] /В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 339

с

.

Маленкова, Л.И. Педагог, родители и дети [Текст] /Л.И. Маленкова. – М.: Просвещение, 1994. – 474

с

.

Федеральный государственный образовательный стандарт о дошкольном образовательном учреждении от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] /Режим доступа:

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/pr1155.pdf

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×