Совершенствование методов обучения детей с ОВЗ на уроках профильного труда | Котоманова Ирина Андреевна. Работа №349852
Аннотация. Статья посвящена совершенствованию методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках профильного труда. Рассматриваются основные подходы и приёмы, направленные на развитие у обучающихся профессиональных навыков и компетенций, необходимых для успешной адаптации в обществе. Уделено внимание особенностям организации учебного процесса с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, а также применению современных педагогических технологий. Показана роль учителя в обеспечении условий для личностного и социального развития обучающихся в процессе профессионально-трудовой подготовки.
Ключевые слова: профильный труд, дети с ОВЗ, профессиональные навыки, адаптированные программы, методы обучения, педагогические технологии.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА
Котоманова Ирина Андреевна, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Большееланская средняя общеобразовательная школа",с. Большая Елань
Аннотация. Статья посвящена совершенствованию методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках профильного труда. Рассматриваются основные подходы и приёмы, направленные на развитие у обучающихся профессиональных навыков и компетенций, необходимых для успешной адаптации в обществе. Уделено внимание особенностям организации учебного процесса с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, а также применению современных педагогических технологий. Показана роль учителя в обеспечении условий для личностного и социального развития обучающихся в процессе профессионально-трудовой подготовки.
Ключевые слова: профильный труд, дети с ОВЗ, профессиональные навыки, адаптированные программы, методы обучения, педагогические технологии.
Профильный труд является важной составляющей образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данный вид учебной деятельности не только способствует овладению профессиональными навыками, но и играет значительную роль в социально-личностном развитии школьников. Уроки трудового обучения, особенно в рамках адаптированных программ, направлены на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и позволяют им приобрести знания и умения, которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.
Методы, применяемые на уроках профильного труда для детей с ОВЗ, требуют особого подхода. Обучение должно учитывать физические и психоэмоциональные особенности учеников, чтобы процесс был доступным и результативным. Важно применять такие методы, которые бы мотивировали учащихся и позволяли им самостоятельно и осознанно овладевать профессиональными компетенциями. Методики обучения трудовым навыкам должны быть максимально прикладными, адаптированными и нацеленными на развитие конкретных умений, связанных с различными областями деятельности.
В первую очередь следует выделить личностно-ориентированный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Этот подход нацелен на то, чтобы создать комфортную учебную среду, способствующую раскрытию способностей каждого ребёнка. Учитель, опираясь на знания о специфике физических и когнитивных ограничений у обучающихся, подбирает доступные и понятные задачи, способные развивать у них профессиональные навыки. Важной составляющей является установка оптимального уровня сложности задач, чтобы обучение было продуктивным и не вызывало чувства неуверенности у учеников.
На уроках профильного труда для учащихся с ОВЗ особенно актуально использование наглядных и практико-ориентированных методов обучения. Такие методы позволяют учащимся визуально воспринимать этапы выполнения заданий, а также практически осваивать материалы, оборудование и инструменты. Например, демонстрация процессов с поэтапными объяснениями позволяет обучающимся лучше понять суть выполняемой работы, а практика под контролем педагога обеспечивает закрепление навыков. Практическая деятельность формирует у детей уверенность в своих возможностях, развивает чувство ответственности и помогает осознавать значимость собственной работы.
Важным элементом педагогического процесса является постепенность и поэтапность в освоении новых навыков. Дети с ОВЗ могут испытывать сложности с запоминанием большого объёма информации, поэтому учитель разделяет задания на небольшие шаги, позволяя ученикам усваивать материал постепенно. Такое поэтапное обучение способствует лучшему пониманию и запоминанию процесса, а также снижает тревожность и повышает мотивацию учащихся. Последовательность и систематизация материала играют важную роль в формировании устойчивых навыков, что в будущем позволит ученикам более уверенно выполнять профессиональные задачи.
Применение современных педагогических технологий, таких как дидактические игры и игровые элементы, также является эффективным методом на уроках профильного труда. Игровая форма обучения снижает стресс, помогает установить доверительные отношения между учеником и учителем и повышает заинтересованность в обучении. Игровые технологии позволяют обучающимся приобретать трудовые навыки в атмосфере доброжелательности и увлечённости процессом, что положительно сказывается на их личностном и социальном развитии. Поддержание эмоционально-положительного настроя особенно важно при обучении детей с ОВЗ, так как оно способствует повышению самооценки и мотивации к труду.
Профильное трудовое обучение также предполагает применение коррекционно-развивающих методов, направленных на развитие мелкой моторики, координации движений и других функциональных навыков. Для некоторых учеников выполнение трудовых задач может быть связано с физическими трудностями, и для их преодоления учителю требуется продумать адаптацию каждого этапа работы. Педагог может использовать специальные приспособления или создавать комфортные условия, в которых обучающиеся смогут продуктивно выполнять задания. Систематическое использование коррекционно-развивающих методов способствует укреплению физических и психических функций учеников, что способствует успешной адаптации к профессиональным требованиям.
Также важным аспектом является формирование у учащихся социальной и эмоциональной грамотности. На уроках профильного труда дети не только учатся выполнять задачи, но и взаимодействовать друг с другом, работать в команде, выполнять обязанности, соблюдать правила безопасности и трудовой дисциплины. Учитель создаёт условия для совместной деятельности, что помогает школьникам вырабатывать навыки конструктивного общения, учиться поддерживать и помогать друг другу, а также принимать и выполнять поручения. Данная модель поведения способствует развитию у детей уверенности в себе, социальной ответственности и чувства значимости своей работы для окружающих.
Таким образом, процесс совершенствования методов обучения на уроках профильного труда для обучающихся с ОВЗ должен строиться на применении методов, учитывающих их индивидуальные особенности и потребности. Подходы, направленные на практическую деятельность, наглядность, личностную ориентацию и постепенность обучения, способствуют более успешному овладению учащимися профессиональными навыками, необходимыми им для адаптации в социальной среде. Педагогическая поддержка и участие учителя играют решающую роль в формировании позитивного отношения к труду, уверенности в своих возможностях и стремлении к самостоятельности у детей с ОВЗ.
Список литературы
1. Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации : материалы конференции. — Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2022. — 163 с.
2. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. 16-17 ноября 2022 года : материалы конференции / ответственный редактор С. Н. Исаева. — Тамбов : ТГУ им. Г.Р.Державина, 2022. — 439 с.