Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Совершенствование навыков устного счета на уроках математики (алгебры, геометрии) как залог успешного освоения курса математики в основной школе | Горьковская Екатерина Сергеевна. Работа №351309

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Устный счет является одним из важнейших компонентов математического образования, который способствует развитию логического и аналитического мышления, формирует навыки работы с числами и выражениями. В статье рассматривается роль устного счета в процессе обучения математике в основной школе, а также методы и приемы, которые могут помочь в совершенствовании этих навыков. Автор обращает внимание на связь устного счета с успешным освоением курса математики в целом, включая такие дисциплины, как алгебра и геометрия. Особое внимание уделено значению устных заданий для формирования глубоких и прочных знаний у школьников, а также влиянию этих навыков на развитие других математических компетенций.

Ключевые слова: устный счет, математическое образование, алгебра, геометрия, навыки счета, школьное обучение, математическое мышление, основные школы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (АЛГЕБРЫ, ГЕОМЕТРИИ) КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Горьковская Екатерина Сергеевна, учитель математики
МОУ Подгоренская ООШ, Белгородская область, с. Подгорное
Аннотация: Устный счет является одним из важнейших компонентов математического образования, который способствует развитию логического и аналитического мышления, формирует навыки работы с числами и выражениями. В статье рассматривается роль устного счета в процессе обучения математике в основной школе, а также методы и приемы, которые могут помочь в совершенствовании этих навыков. Автор обращает внимание на связь устного счета с успешным освоением курса математики в целом, включая такие дисциплины, как алгебра и геометрия. Особое внимание уделено значению устных заданий для формирования глубоких и прочных знаний у школьников, а также влиянию этих навыков на развитие других математических компетенций.
Ключевые слова: устный счет, математическое образование, алгебра, геометрия, навыки счета, школьное обучение, математическое мышление, основные школы.
Совершенствование навыков устного счета на уроках математики является важной частью образовательного процесса в основной школе. Эти навыки являются основой для понимания более сложных математических понятий, таких как алгебра и геометрия, и играют ключевую роль в успешном освоении курса математики в целом. Устный счет помогает развивать логическое и аналитическое мышление, улучшает концентрацию и внимание, а также формирует навыки быстрого и точного выполнения математических операций. В данной статье рассматривается важность устного счета в контексте уроков математики, а также методы и подходы, которые могут быть использованы для его совершенствования.
Устный счет — это не просто умение выполнять арифметические операции без записи, но и способность оперировать числовыми величинами в уме, используя различные приемы и стратегии. Важно, чтобы учащиеся могли быстро и уверенно решать задачи, не прибегая к письменным расчетам, что существенно ускоряет процесс решения и помогает лучше понять сущность математических операций. Например, при решении задач на нахождение значения выражений или решении уравнений без калькулятора, школьник, развивший навыки устного счета, может быстро и точно вычислять необходимые значения, что повышает его уверенность и способствует более глубокому усвоению материала.
Один из аспектов устного счета заключается в том, что он помогает развивать математическую интуицию. Например, на уроках алгебры, когда школьники учат правила вычисления и преобразования выражений, устный счет позволяет им сразу почувствовать, насколько целесообразно использовать то или иное преобразование. Навыки быстрого вычисления позволяют учащимся не теряться при решении более сложных задач, включая задачи на сокращение выражений или решение уравнений.
Методы развития устного счета варьируются от простых упражнений на сложение и вычитание до более сложных заданий, требующих комплексного подхода и применения разных арифметических действий. Важнейший элемент таких упражнений — это последовательность. Сначала учащиеся осваивают базовые операции, такие как сложение и вычитание, затем переходят к более сложным действиям, таким как умножение и деление, и, наконец, знакомятся с числами с десятичной точкой, дробями, корнями и степенями.
Для успешного освоения навыков устного счета на уроках математики важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Некоторые дети могут испытывать трудности с восприятием числовых данных, другие — с концентрацией внимания. Важно, чтобы учитель предложил разнообразные методы работы, которые позволят каждому ученику найти свой подход к решению задач и улучшению навыков счета. Например, с помощью игр и игровых методик можно значительно повысить мотивацию учащихся к занятиям математикой, что позволит быстрее развить умение делать вычисления в уме.
Примером такой методики может служить игра "Математический эстафет". В этой игре учащиеся разбиваются на группы и по очереди решают устные задачи, которые учитель зачитывает. Побеждает та команда, которая первой решит все задачи правильно. Этот подход развивает не только навыки устного счета, но и улучшает командную работу, а также способствует улучшению внимания и памяти.
Не менее важным моментом является интеграция устного счета с другими разделами математики. В алгебре, например, учащиеся часто сталкиваются с необходимостью быстро выполнять операции с выражениями, что невозможно без хороших навыков устного счета. В геометрии же для решения задач на нахождение периметров, площадей или объемов фигур также необходимы навыки быстрого и точного вычисления.
Кроме того, устный счет тесно связан с развитием других навыков, таких как внимание, логика, память и концентрация. Устный счет заставляет учащихся работать в условиях ограниченного времени, что развивает быстроту мышления и помогает научиться принимать решения в условиях дефицита информации. Это качество становится особенно важным при решении задач более высокого уровня сложности, где важно не только правильно выполнить вычисления, но и выбрать правильный путь решения.
Необходимо также отметить, что устный счет в значительной степени способствует развитию самоуверенности учащихся в математике. Умение быстро и точно выполнять вычисления в уме дает детям ощущение контроля над математическими задачами и помогает избавиться от страха перед сложными задачами. Это особенно важно на уроках алгебры, где необходимо уверенно оперировать числами и выражениями, а также на уроках геометрии, где, помимо знания теории, нужно уметь точно и быстро выполнять вычисления с различными геометрическими фигурами.
Что касается методов работы, то одним из самых эффективных является метод поэтапного усложнения заданий. Начинать следует с самых простых упражнений, таких как сложение и вычитание в пределах 10, и постепенно переходить к более сложным заданиям, где требуется использовать более сложные операции — умножение, деление, работу с дробями и числами с десятичной запятой. Это позволяет учащимся уверенно осваивать базовые принципы устного счета, а затем переходить к более сложным математическим операциям.
Также важно помнить, что устный счет развивает не только математические навыки, но и общие интеллектуальные способности школьников. Регулярная тренировка этих навыков способствует улучшению концентрации, логического мышления, а также способности к быстрой обработке информации и принятия решений. Это качество будет полезно учащимся не только в математике, но и в других предметах, где необходима концентрация и способность работать с информацией.
Кроме того, для успешного усвоения материала необходимо сочетать устные задания с практическими задачами. Например, можно предложить учащимся решить задачу, которая требует не только вычислений, но и применения теоретических знаний, полученных на предыдущих уроках. Такое комплексное задание помогает школьникам увидеть связь между различными разделами математики и развивает их способность к применению знаний в разных ситуациях.
Таким образом, устный счет является важным инструментом в обучении математике. Он развивает у школьников навыки быстрого и точного выполнения операций, улучшает внимание, память и логическое мышление. Совершенствование этих навыков способствует успешному освоению курса математики, включая алгебру и геометрию, и играет ключевую роль в подготовке учащихся к дальнейшему обучению. Важно, чтобы учителя использовали разнообразные методы и подходы, способствующие развитию устных вычислений, и обеспечивали индивидуальный подход к каждому ученику.
Список литературы
Суходолова Е.М. Устный счет как основа формирования математической грамотности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnyy-schet-kak-osnova-formirovaniya-matematicheskoy-gramotnosti
Крючкова С.Н. Актуальность устного счёта на уроках математики // Евразийский научный журнал. 2016. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-ustnogo-schyota-na-urokah-matematiki
Крючкова С.Н. Устный счёт как средство наработки вычислительных навыков обучающихся // Евразийский научный журнал. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnyy-schyot-kak-sredstvo-narabotki-vychislitelnyh-navykov-obuchayuschihsya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×