Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков | Наталья Львовна Железнова. Работа №306806

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ Ставропольского регионального многопрофильного колледжа Железнова Н.Л. делится своим опытом решения проблемы совершенствования общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках  истории  в рамках модернизации образовательного процесса в соответствии    с требованиями  ФГОС.

Система активных форм обучения на уроках истории, внедряемая в течение нескольких последних лет многообразна. Но особого внимания заслуживает групповая практическая работа (командная развивающая игра, деловая игра). Так как в настоящее время приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.

Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках истории в рамках модернизации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

(из опыта работы преподавателя общественных дисциплин ГБПОУ Ставропольский региональный многопрофильный колледж Железновой Н.Л.)

Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. Однако результаты различных исследований продемонстрировали трудности российских школьников в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение. Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.

Задача образовательного учреждения – научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Поэтому необходимо системное внедрение активных форм обучения в школе.

Система активных форм обучения на уроках истории, внедряемая в течение нескольких последних лет многообразна. Но особого внимания заслуживает групповая практическая работа (командная развивающая игра, деловая игра). Так как в настоящее время приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.

Выделяют несколько уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

-фронтальная работа на уроке, направленная на достижение общей цели;

-работа в статичных парах;

-групповая работа (на принципах дифференциации);

-межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели);

-фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.

Собственно групповыми технологиями в практике называют групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели) [2].

Такая работа требует временного разделения ученического коллектива на группы для совместного решения определенных задач. Обучающимся предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Это форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология: способствует активизации учебного процесса, позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания.

Групповые технологии - коллективная деятельность. Она предполагает:

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного процесса;

- распределение действий и операций;

- коммуникацию, общение;

- взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию.

Главными особенностями организации групповой формы работы обучающихся на уроке являются:

1. Учебный коллектив делится на группы для решения конкретных задач;

2. каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4. состав группы непостоянный, поскольку подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы [1]:

 I. Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа это:

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
б) Распределение заданий внутри группы.
в) Индивидуальное выполнение задания. 
г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
д) Обсуждение общего задания в группе.
е) Подведение итогов группового задания.

III. Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.
б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

   Во время групповой работы  учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся  или группе в целом. Главными особенностями организации групповой работы обучающихся на уроке являются:

1.  Коллектив на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого  члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Существует множество вариантов разделения учебного коллектива на группы:

 - по взаимному выбору;

   - случайным образом;

   - по выбору лидера;

   - по выбору педагога.

При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость учащихся, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать им самим, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.

Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.

Высший пилотаж – это когда сами обучающиеся способны назвать способ деления на группы, который будет наиболее эффективным для решения той или иной задачи.

    Численность группы обычно 5 человек. На мой взгляд, в большой группе слабый обучающийся может остаться в тени, не быть активным, в слишком малой группе (2-3 человека) разница в уровне успеваемости проявляется особенно ярко и может нарушить комфортный микроклимат в группе.

3. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

4.  Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности обучающихся и владения ими умениями и навыками самостоятельной работы. Впоследствии, как показывает практика, обучающиеся без труда распределяют между собой задания. Каждый член группы выполняет часть общего задания, После взаимной информации складывается коллективный результат.

Практика показала, что наиболее целесообразна групповая работа на уроках обобщения. Вместе с тем, она может быть использована и при изучении нового материала достаточно большого объема.

В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность обучающихся в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая деятельность обучающихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности обучающегося, сплочению и развитию ученического коллектива.

                                   Разновидности групповых технологий

Групповой опрос

Проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы обучающегося дополняют, комментируют и оценивают все члены группы. Вопросы составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Эта форма деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.


Учебная встреча

Обычно проводится при повторении учебного материала, как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча быть организована между двумя командами. Тему встречи назначает учитель или актив группы. Ведет встречу, учитель следующим образом: задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Члены этой же команды могут дополнить его. Если ответ недостаточен, то отвечает другая сторона. Можно задавать дополнительные вопросы. Несколько обучающихся могут выполнять письменную работу у доски. Учебная встреча это по существу текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

Диспут

Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений,- сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом зависит от темы, заключающей в себе, как минимум, две противоречивые позиции. Педагог продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и  главное, выводы, к которым ученики должны прийти в результате обсуждения. Ведущий обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность и заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. Цель диспута - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в споре показать обучающимся истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки

К групповым технологиям относятся нетрадиционные уроки, на которых имеет место разделение учебного коллектива на группы:  урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.

Использование групповой формы работы имеет свои преимущества:
      - Не все обучающиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал, а при работе в группе обучающиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно. Или все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.
      - Обучающиеся сами учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
      - У обучающихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
      - Обучающиеся начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания.
      - Обучающиеся общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.

  Групповая работа представляет собой индивидуальные выступления каждого члена группы по одному и тому же вопросу и коллективное обсуждение его содержания и логики изложения. Таким образом, у групп устанавливаются взаимные ожидания,  и возникает чувство ответственности за выполнение задания. Фронтальная работа, следующая за групповой, представляет собой отчет спикеров групп о проделанной работе. Содержание каждого отчета − это новая ценностная информация для участников других групп, что способствует установлению социальных контактов между учащимися. От качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо каждый ученик в отдельности решит поставленную в начале занятия проблему.

Итоговая отметка каждого ученика включает как общий балл группы, полученный за выступление спикера, так и индивидуальную отметку за самостоятельную письменную работу.

Таким образом, можно отметить многообразие существования групповых технологий и зависимость их выбора от целей и содержания курса, творчества преподавателя, особенностей обучающихся


Вывод:

1. Выдвижение каждым участником своих гипотез, изложение своей позиции. От членов группы требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного.

2. Обсуждение высказанных мнений. Для грамотного обсуждения участникам необходимо самостоятельно выработать некоторые критерии оценки идей. Членам групп также очень понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умением слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.

3. Выработка группового решения. Оно часто рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свое мнение. Нахождение общего решения – сложный, драматический процесс, так как в группе могут оказаться участники категорично не согласные с большинством, имеющие свое, частное мнение.

     Дальнейшее развитие событий зависит от цели обсуждения. Если для меня важно, чтобы участники группы пришли к общему решению, то я с самого начала твердо озвучиваю соответствующую инструкцию, и в ходе обсуждения буду настаивать на принятии единственного для группы варианта.

4. Обсуждение итогов работы групп. Группа выдвигает из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются. В зависимости от целей групповой работы дальнейшее обсуждение может протекать по-разному.

5. Обсуждение процесса работы. Этот этап не так часто встречается в реальной практике. Я же уделяю этому этапу очень большое внимание.

Каждый раз во время групповой работы я задаю обучающимся вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали  работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было изменить для того, чтобы обсуждение проходило более эффективно?». Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе. У меня появляется надежда, что в следующий раз обсуждение пройдет успешнее уж потому, что некоторые студенты осознали законы обсуждения, увидели возможности самосовершенствования.

    В практике работы можно использовать следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки.   Наряду с этими технологиями, применяю технологию развития критического мышления (ТРКМ), это,  разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении задачи, которое состоит из трех стадии: - стадия вызова (актуализация, мотивация, целеполагание);

- стадия осмысления содержания (получение новой информации и корректировка целей учащихся);

- стадия рефлексии (размышление, получение нового знания, функция оценки).

Таким образом, потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, работающие с обучающимися, будем задавать вопрос: а зачем мы сейчас разделили их на группы, тем профессиональнее будет наша деятельность.

 

Список использованной литературы:

1.Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2016 г.

2. Лиймтс Х.И. Групповая работа на уроке. М., 2015.

3.Беспалько В.П. Психолого- педагогическая сущность интерактивного образования // Воронеж – Канзас: интеграция образовательных систем. – Воронеж, 2000.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии М., 2006.

5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2011.

6.Партицкая Г.В. «Игровые формы на уроке истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», № 10, 2005 г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×