Совершенствование передачи двумя руками сверху и передачи двумя руками снизу в волейболе | Литвак Наталья Олеговна. Работа №352334
Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты совершенствования техники выполнения передач двумя руками сверху и двумя руками снизу в школьном волейболе. Описаны основные ошибки, характерные для школьников, и предложены эффективные методы их устранения. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие технических навыков и координации, а также рекомендации по интеграции таких упражнений в образовательный процесс. Материал предназначен для учителей физической культуры и тренеров, работающих с детьми школьного возраста.
Ключевые слова: школьный волейбол, передача двумя руками сверху, передача двумя руками снизу, методика обучения, физическая культура, техника передач, координация движений.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ ДВУМЯ РУКАМИ СВЕРХУ И ПЕРЕДАЧИ ДВУМЯ РУКАМИ СНИЗУ В ШКОЛЬНОМ ВОЛЕЙБОЛЕ
Литвак Наталья Олеговна, учитель физической культуры
МОУ СОШ №35, Челябинская область г. Златоуст
Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты совершенствования техники выполнения передач двумя руками сверху и двумя руками снизу в школьном волейболе. Описаны основные ошибки, характерные для школьников, и предложены эффективные методы их устранения. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие технических навыков и координации, а также рекомендации по интеграции таких упражнений в образовательный процесс. Материал предназначен для учителей физической культуры и тренеров, работающих с детьми школьного возраста.
Ключевые слова: школьный волейбол, передача двумя руками сверху, передача двумя руками снизу, методика обучения, физическая культура, техника передач, координация движений.
Волейбол является одним из наиболее популярных видов спорта, включенных в школьную программу физического воспитания. Особое место в процессе обучения игре в волейбол занимают базовые технические элементы, такие как передача мяча двумя руками сверху и снизу. Эти элементы формируют основу командной игры и играют ключевую роль в дальнейшем овладении сложными тактическими приемами.
Однако обучение этим элементам часто сопровождается трудностями, связанными с недостаточной физической подготовленностью, слабой координацией и низким уровнем мотивации у учащихся. Для учителей физической культуры важно разработать подходы, которые способствуют эффективному освоению технических элементов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Особенности передачи двумя руками сверху
Передача двумя руками сверху является основным приемом в волейболе для управления направлением мяча при его передаче партнеру.
Характерные ошибки:
Неправильное положение кистей и пальцев (слишком жесткое или слишком расслабленное).
Отсутствие гибкости в запястьях, что затрудняет контроль над мячом.
Недостаточная амплитуда движений рук и корпуса.
Рекомендации по совершенствованию техники:
Развитие чувства мяча: Используйте упражнения с мячом меньшего размера, чтобы повысить чувствительность пальцев.
Отработка правильного положения рук: Упражнения с использованием фиксаторов или тренажеров для закрепления правильной формы кистей.
Упражнения для координации: Ловля и передача мяча в парах с различной скоростью и траекторией.
Пример упражнения:
Учащиеся выстраиваются в круг. Учитель подбрасывает мяч разным ученикам, которые должны выполнить передачу обратно, сохраняя устойчивое положение тела и корректное положение рук.
Особенности передачи двумя руками снизу
Передача снизу используется для приема сложных мячей, поступающих с большой скоростью или низкой траекторией. Этот элемент требует выработки точной координации и правильного положения корпуса.
Характерные ошибки:
Неправильное положение ног и корпуса (отсутствие устойчивости).
Слишком высокое поднятие рук, что снижает эффективность удара.
Низкая скорость реакции.
Рекомендации по совершенствованию техники:
Формирование устойчивого положения: Упражнения на баланс с использованием платформ или мячей.
Тренировка точности: Работа с мишенями, куда необходимо направить мяч после приема.
Развитие реактивности: Игра в «реактивный волейбол», где мяч подается неожиданно из разных точек.
Пример упражнения:
Учащиеся в парах выполняют передачу мяча снизу друг другу, изменяя расстояние и силу подачи. Это позволяет адаптироваться к различным игровым ситуациям.
Комплекс упражнений для школьного волейбола
«Лестница передач»
Учащиеся выполняют передачи сверху и снизу в определенной последовательности, постепенно увеличивая дистанцию между собой. Это упражнение развивает чувство пространства и силу передачи.
Игра «Мяч через сетку»
Учащиеся в парах передают мяч через сетку, чередуя верхние и нижние передачи. Упражнение помогает совершенствовать контроль траектории и точность.
«Эстафета с передачей»
Учащиеся бегут к определенной точке и выполняют передачу мяча напарнику, возвращаясь к исходной позиции. Это упражнение развивает координацию и скоростные качества.
Методические рекомендации
Интеграция игровых методов: Использование элементов соревновательной активности повышает мотивацию школьников.
Дробное обучение: Освоение технического элемента следует начинать с упрощенной формы (например, без мяча), переходя затем к выполнению в игровом контексте.
Обратная связь: Постоянный анализ действий учащихся, использование видеозаписей для демонстрации ошибок и достижений.
Совершенствование передач двумя руками сверху и снизу является важным компонентом обучения школьников игре в волейбол. Использование предложенных методик и упражнений поможет учителям физической культуры эффективно организовать процесс обучения и развить у учащихся ключевые навыки. Профессиональный подход и вовлеченность учителя станут основой для формирования у школьников интереса к волейболу и спорту в целом.
Список литературы
Купрюшкина Валерия Ивановна РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Science Time. 2024. №5 (124).
Кучеренко Дарья Александровна, Лукьянова Людмила Михайловна Воспитание скоростно-силовых качеств на уроках волейбола у учащихся среднего школьного возраста // Наука-2020. 2019. №7 (32).
Мазур Н. В. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ ВОЗРАСТА 7 - 9 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИРОВКИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ // Символ науки. 2022. №10-1.
Пружинина Марина Викторовна, Пружинин Константин Николаевич, Богатова Ирина Ивановна ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №3.