"Советы родителям по выполнению логопедических игр с ребенком-дошкольником дома" | Хрусталева Елена Евгеньевна. Работа №290341
Автор: Хрусталева Елена Евгеньевна
В данной статье даны советы родителям по выполнению логопедических игр с ребенком-дошкольником дома. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким и по данным статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет. Логопедические игры и упражнения необходимы для речевого развития ребенка. В данных советах перечислены эти игры и упражнения для развития речи.
Первые звуки и слова ребенка всегда довольно забавны и нередко вызывают улыбки у окружающих. Однако редко, кто будет улыбаться, если услышит перевернутые слова и непонятные фразы от взрослого. Общение является важным элементом нашей жизни. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение проговаривать все звуки - вот что необходимо детям.
Логопедические занятия с ребенком дома— это постоянное общение с ним в игровой форме. Вы сможете заниматься с детьми, играя в такие игры для развития речи, как:
пальчиковые гимнастика (игры на развитие мелкой моторики);
артикуляционная гимнастика;
стихи для развития речи ипополнения словарного запаса.
Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задача. Вот некоторые правила для этого:
Обучать ребенка нужно только в игре!
Внимательно изучите материал, который должен быть усвоен ребенком. Если какое-то задание Вам непонятно, обратитесь за разъяснением к учителю-логопеду. И только тогда приступайте к его выполнению!
По предложенной лексической теме проведите беседу с ребенком с целью выявления его запаса знаний. Если что-то ребенок не знает, или не совсем правильно понимает – поговорите с ним об этом, посмотрите картинки в книгах или видео в сети интернет.
Если с каким-то видом заданий ребенок не справляется, не переживайте, не отчаивайтесь! Всему свое время!!! Верьте в силы ребенка и ПОМНИТЕ: СПОКОЙНАЯ МАМА – СПОКОЙНЫЙ МАЛЫШ. Еще раз убедитесь, что вы правильно понимаете задание и повторите, можно написать в индивидуальную тетрадь, чтобы логопед еще раз выполнил это задание на занятии. Но никогда не оставляете задание неотработанным!!!!!!
Необходимо помнить, что задания выполняются в спокойной, доброжелательной атмосфере. Нежелательно начинать с фразы Давай садиться заниматься. Эти слова могут вызвать негативную реакцию со стороны ребенка, каприз, отказ от работы. Лучше сказать Давай поговорим, Расскажи, что ты узнал нового в детском саду. Будьте терпеливы, внимательны, но требовательны к ребенку во время выполнения заданий. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
Во время выполнения заданий необходимо помнить, что ребенок должен находиться в ситуации успеха. Не стоит ругать ребенка при неудачах. Недопустимо словами унижать его. Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с самим на предыдущем этапе. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными творческими заданиями. Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него невозможного. Не забывайте отмечать достижения, поощрять успехи, учить преодолевать трудности и хвалить ребенка.
Вот несколько способов одобрения:
Молодец!
Правильно!
У тебя хорошо получается!
Ты сегодня хорошо потрудился!
Я знал, что ты справишься!
Я не смог бы сделать лучше!
7. Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления малыша.
8. Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
9. При занятиях в выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на небольшие порции: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.
10.Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).
Пальчиковая гимнастика делится на пассивную и активную.
Пассивная пальчиковая гимнастика рекомендуется как предварительный этап детям с низким уровнем развития речи.
Пассивная: массаж (растирание, поглаживание, легкая вибрация).
Затем можно переходить к упражнениям с помощью взрослого: взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, приподнимает их, делать круговые движения.
После этого следуют легкие упражнения: здороваются пальцы, замок, пианино, человечки бегают.
Затем дать в руки предметы: мячики, карандаш в ладонях раскатывать.
Активная пальчиковая гимнастика:
I группа. Упражнения для кистей рук:
— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, чётких движений;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
ФЛАЖКИ
Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!
Вариант 2.Поочерёдно менять положение рук на счёт: раз-два. Раз: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. Два: левая рука — опущена вниз, правая рук — поднята вверх.
ФОНАРИКИ
Согнутые в локтях руки держим перед собой на уровне лица. Пальцы немного согнуты, как будто каждая рука держит яблоко. В таком положении крутим кисти рук вправо-влево.
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
УЛИТКА
Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.
Улитка, улитка! Высуни рога!
Дам тебе я хлеба или молока!
ПЧЕЛА
Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу!
ШАРИК
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
СЕМЬЯ
Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — это Я.
Вот и вся моя семья.
Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ. Язык является главной мышцей органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.
Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться.
Упражнения необходимо выполнять каждый день по 5-7 минут.
Вот некоторые упражнения:
Улыбочка. Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
Заборчик. Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
Накажем непослушный язычок. Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать пя-пя-пя....
Трубочка. Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
Оближем варенье. Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
Часики - тик-так. Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
Чистим зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
Качели. Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на раз опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на два - поднять за верхний. Повтор - 4-5 раз.
Змейка. Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
Прокати карандаш. На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности
Уважаемые родители!
Играйте с ребенком не от случая к случаю, а регулярно, систематично, обязательно повторяйте, то о чем говорили раньше, не забывайте приносить тетрадь в детский сад и забирать домой, и только тогда вы получите наилучший результат – чистую речь своего ребенка.
Желаю Вам терпения, искренней заинтересованности, успехов в занятиях и радости в общении с вашими детьми.