«Советы родителям при организации домашних занятий детей обучающихся в ДШИ». | Сайфутдинов Марат Нургаянович. Работа №308644
Ребенок поступил в Детскую школу искусств на музыкальное отделение. Это событие является серьезным и ответственным шагом как для самого ребенка, так и для его родителей. Для того чтобы ребенок мог успешно справляться с новыми, в большинстве случаев весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие музыкальных способностей шло успешно, очень важно своевременно и грамотно помочь ему в этом. Методическая разработка будет полезна, как начинающим педагогам музыкальных отделений, так и родителям. Здесь представлены наработки из личного опыта педагога и другие работы опытных педагогов.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Зеленодольска
Республики Татарстан»
Методическая разработка
на тему:
«Советы родителям при организации домашних занятий детей обучающихся в ДШИ».
Выполнил:
преподаватель
по классу баяна
Сайфутдинов
Марат Нургаянович
Зеленодольск
2023 г.
Ребенок поступил в Детскую школу искусств на музыкальное отделение. Это событие является серьезным и ответственным шагом как для самого ребенка, так и для его родителей. Для того чтобы ребенок мог успешно справляться с новыми, в большинстве случаев весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие музыкальных способностей шло успешно, очень важно своевременно и грамотно помочь ему в этом. Значение начального периода в обучении любому виду искусств - трудно переоценить. Именно в первые месяцы важно суметь не только увлечь ребенка музыкальными знаниями, но и выработать у него привычку трудиться, тем самым, заложив фундамент для успешного обучения все последующие годы. Не только от преподавателей, но, и не в меньшей мере, и от самих родителей зависит то, насколько успешно ребенок будет учиться на музыкальном отделении. Хочется обратить внимание на важные моменты в организации домашних занятий, зная и выполняя которые каждый из родителей может помочь своему ребенку в обучении. Не нужно жалеть сил и времени на то, чтобы успехи в этом непростом, но очень благодарном деле радовали ребенка и родителей, и конечно, самих преподавателей.
1.Большое значение для эффективности домашних занятий имеет расписание и режим дня. Необходимо, чтобы после занятий в общеобразовательной школе, пообедав и отдохнув, ребенок сначала позанимался музыкой, а затем готовил уроки. Можно также разделить время музыкальных занятий на несколько частей, чтобы ребенок мог чередовать приготовление уроков с занятиями за инструментом. Такая смена видов деятельности, как утверждают психологи, поможет ребенку меньше уставать и больше успевать сделать за одинаковый промежуток времени. Почему еще важно продумать расписание дня. Оно должно быть составлено так, чтобы в помещении, где занимается ребенок, во время занятий были обеспечены необходимые для этого условия, не был включен телевизор или радио, не было шумных разговоров и т.д.
2.Домашние занятия должны быть обязательными и систематическими, т.е. ежедневными. Только регулярные занятия приносят пользу. Если ребенок занимается непосредственно перед уроком, такая работа бывает, малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто совместными усилиями ученика и педагога на уроке теряется, сводится на нет. Для того, чтобы выработать привычку к регулярным занятиям требуется проявить волевые усилия, как ребенку, так и его родителям. Даже если позаниматься 20-30 минут - будет сделан маленький, но шаг вперед.
3.Сколько же времени должны длиться занятия. В среднем для детей семилетнего возраста, как правило, достаточно минут 40 ежедневных занятий. Для учеников средних и старших классов - до двух, двух с половиной часов в день. Хотя в этом вопросе трудно давать общие рекомендации. К каждому ребенку все же нужен индивидуальный подход. В младших классах чтобы ребенок не так уставал лучше в занятии делать перерыв каждые 15 минут.
4.Как заниматься. Для музыкальных занятий большое значение имеет концентрация внимания, сосредоточенная на конкретных задачах. Ученики младших классов редко, бывают, способны к длительной сосредоточенной работе, их внимание не совсем устойчиво. Педагоги хорошо знают об этом и умеют на занятиях учитывать возрастные и индивидуальные и особенности. При домашних занятиях важно не только заставлять ребенка подолгу заниматься чем то одним. Лучше позаниматься минут20, затем сделать небольшой перерыв (побегать, поиграть) и затем снова вернуться к выполнению поставленных задач.
5.Каждый преподаватель по- своему выстраивает работу с родителями. Иногда приветствуется присутствие родителей на уроке, когда родители записывают все замечания педагога и как бы учатся вместе с ребенком. Но можно, наоборот, с самого начала вырабатывать у учеников самостоятельность в работе, давая на начальном этапе очень конкретные, доступные задания. Тут преподаватель должен опять же учитывать индивидуальность своего ученика.
6.Обязательно следите за записями в дневнике своего ребенка. Нужно приучить к тому, что дневник регулярно просматривается. Чтобы у ребенка вырабатывалось чувство ответственности.
7.Обязателен хороший инструмент. Хороший - это не значит самый дорогой. Надо помнить, что приобретается в первую очередь музыкальный инструмент и не мебель для интерьера комнаты. Обязательно при покупке надо советоваться либо с настройщиком, либо с преподавателем. Также важно приучить ребенка бережно относиться к своему инструменту, "ухаживать" за ним.
8.Музыкальный инструмент должен обязательно быть настроен. Иначе, о каком развитии музыкального слуха можно говорить.
9.Важно следить за постановкой инструмента и посадкой ребенка, постановкой рук. Ребенок не должен горбиться. держать спину нужно ровно. Обязательно нужно подобрать стул нужной высоты, приобрести нужные подставки для опоры ног- чтобы не нарушалась подсадка, а также пульт для нот.
10.И наконец, не менее важное. Ребенок постоянно должен ощущать неподдельный интерес к своим занятиям и своим творческим успехам со стороны своих родителей и близких ему людей. Нужно просить времени от времени поиграть вам и нужно постараться внимательно прослушать все, что ребенок захочет исполнить. При этом не забыть похвалить ребенка, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего ребенка желание понравитьcя вам, порадовать вас своими успехами. Плохо, если в исполнении слышно, лишь одно желание- желание, чтоб от него быстрее отстали. Но если соблюдать все правила занятий, то союз преподавателя – родителей – ученика - станет самым крепким и приведет к большим творческим успехам вашего любимого ребенка.
Библиографический список
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1971;
Коган Г. У врат мастерства. - М., 1969;
Лавренкина
Р.Е. Игра наизусть
.
-
г
. Смоленск: 2017 г.;
4.Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015
5.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 1995;
6.Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. – СПб: «Композитор», 2012;
7.Цыпин Г.М. Обучение игре на музыкальном инструменте. – М.: 1984.