Советы учителю «Краткосрочные проекты в урочной деятельности в начальной школе» | Михалева Ирина Владимировна. Работа №322334
В методических рекомендациях представлен инновационный опыт работы учителей школ города по организации проектной деятельности младших школьников. Рассмотрены организационные и содержательные аспекты модели использования проектных технологий в учебно-познавательной деятельности мероприятий на уровне начального общего образования.
Материал адресован учителям начальной школы, руководителям методических объединений специальных коррекционных общеобразовательных учреждений, педагогам, реализующим программы внеурочной деятельности, дополнительные общеразвивающие программы.
Методические рекомендации учителю по организации проектной деятельности в начальной школе.
Советы учителю «Краткосрочные проекты в урочной деятельности в начальной школе»
Магнитогорск 2021г.
ПТГ «Особенности организации проектной деятельности в начальной школе»
Руководитель: Михалева И. В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 56 УИМ»
Координатор: Горячева О. П., методист МУ ДПО «ЦПКИМР»
Автор-составитель: Михалева Ирина Владимировна (СОШ № 56 УИМ),
Зарицкая Е.В. (СОШ №10), Шульга М.Н. (СОШ №13), Конюхова Н.В. (Гимназия №18),
Латыпова Е.К. (СОШ №31), Пронина Н.В. (СОШ №36), Трубицына Л.В. (СОШ №56 УИМ), Васильева В.А. (СОШ №61), Игошева Н.Д. (СОШ №65).
Краткосрочные проекты в урочной деятельности в начальной школе
Методические рекомендации учителю по организации проектной деятельности в начальной школе / сост. И. В. Михалева. –– Магнитогорск: МОУ «СОШ № 56 УИМ», 2020. – 62 с.
В методических рекомендациях представлен инновационный опыт работы учителей школ города по организации проектной деятельности младших школьников. Рассмотрены организационные и содержательные аспекты модели использования проектных технологий в учебно-познавательной деятельности мероприятий на уровне начального общего образования.
Материал адресован учителям начальной школы, руководителям методических объединений специальных коррекционных общеобразовательных учреждений, педагогам, реализующим программы внеурочной деятельности, дополнительные общеразвивающие программы.
© Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска,
2020 год.
Содержание.
1. Введение………………………………………………………………………………….....4
2. Цели и задачи проектной деятельности на уровне начального общего образования….5
3. Педагогический маршрут проектной деятельности младшего школьника………….....6
4. Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников………………………………………………………………………..………….11
5. Ожидаемые результаты……………………………………………...................................15
6. Список литературы………………………………………………………………………...17
7. Приложение…………………………………………………………………………...……18
Введение
Изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к школе, к организации образовательного процесса. Сегодня необходимы такие педагогических технологий, которые в большей степени соотносятся с индивидуальным развитием личности, создают условия для формирования и развития творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент в образовании переносится от учебно-предметного обучения на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
При организации образовательного процесса на уровне начального общего образования в условиях реализации федеральных государственных стандартов образования ведущими являются технологии системно-деятельного подхода. Эти технологии приоритетно нацелены на развитие познавательного и мотивационного интереса обучающихся, способствующих формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции обучащихся в обучении, развитию исследовательских, рефлексивных, оценочных и самооценочных навыков. Среди технологий, активно применяющихся на уровне начального общего образования, особое место занимают проектные технологии и организация проектной деятельности. На наш взгляд, именно проектная деятельность как созидательная является инструментом формирования и развития у младших школьников общеучебных умений и навыков, надпредметных, метапредметных компетенций и эффективным средством получения запланированного результата в умственном труде.
1. Цели и задачи проектной деятельности на уровне начального общего образования
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
Основная цель проектной деятельности в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Выделяют следующие задачи проектной деятельности:
1. Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(ученик должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
3. Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
4. Умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
5. Формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Проектная задача — совершенно новый вид задач, который направлен на применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным». На такой задаче нет указания того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, поделок, презентации и т.д), созданный детьми.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий обучающихся в нестандартных ситуациях, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.
Следует отметить, что регулярное использование учителем таких задач способствует повышению познавательного интереса обучающихся.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков. Если в 1-2 классе система заданий организуется учителем, то в 3 – 4 классе используется неупорядочный набор заданий, систематизацию заданий осуществляют сами обучающиеся. Отличие проектной задачи от проектной деятельности состоит в том, что обучающемуся предлагается уже готовый набор средств и условий.
Структура проектных задач.
Подготовка
(тема проекта, формулировка проблемных вопросов учебной темы, формулировка дидактических целей проекта и методических задач.
Планирование
(определение творческого названия проекта, деление на группы, выбор темы индивидуальных исследований обучающихся, определение формы представления результатов, выдвижение гипотез решения проблем. Обсуждение плана работы обучающихся, возможных источников информации, самостоятельное распределение обязанностей каждого члена группы)
Исследование
(самостоятельное проведение
опытов, экспериментов, наблюдений, сбор информации.
Выводы
(подготовка отчёта о поделанной работе, изготовление продукта деятельности)
Защита проектов и оценка результатов:
(представление результата своей деятельности, оценивание проекта: как группы в целом, так и отдельно взятого участника, рефлексия.
2. Педагогический маршрут проектной деятельности младшего школьника.
При организации образовательного процесса на уровне начального общего образования с использованием проектных технологий важно определить место и роль каждого из участников образовательных отношений: обучающего, педагога, родителя (законного представителя). Это отражено в таблице «Педагогический маршрут проектной деятельности младшего школьника».
Педагогический маршрут проектной деятельности младшего школьника.
Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка. (которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей).
В 1–2-м классах основная цель проектной деятельности – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
Именно на подобных занятиях учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение.
В 3-4 классах
основная цель проектной деятельности – формулировать стоящую перед ними задачу;
– планировать последовательность действий, ведущих к конечной цели.
Педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для детей модельную ситуацию.
Формы проектной деятельности
Проектная задача на уроке и внеурочной деятельности.
(
В приоритете работа в малых группах
, работа в парах, коллективная работа)
Индивидуальный проект.
(индивидуальная работа)
Проект на уроке и внеурочной деятельности.
(индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, коллективная работа.)
Индивидуальный проект.
(индивидуальная работа)
Виды проектной деятельности
Исследовательский
Информационный
Творческий
Практико-ориентированный
Этапы проектной деятельности
Подготовительный (актуальность, тема, цель, задачи, планирование)
Практический (поиск информации, создание продукта)
Заключительный (
оформление проекта
, выводы, представление проекта
)
Примерные темы проектов.
1 класс
1.Кто красит листья в зеленый цвет? (НИП)
2. Знак Зодиака и учебная деятельность (НИП)
3. Баба-яга: друг или враг? (литературное чтение)
4. Как сварить кашу из топора!
(литературное чтение)
5. Загадочное число «12» (математика)
6. Число «33» (математика)
7. Исторические места моего города. (окруж.мир)
8. Растения нашей местности
(окруж.мир)
9. Зачем словам мягкий знак?
(русский язык)
10. Кто придумал слова? (русск.яз)
2 класс
1. Война и наша семья? (НИП)
2. Как мне выбирали имя (НИП)
3. Кто такой кощей бессмертный (литературное чтение)
4. Герои сказок в лепке
(литературное чтение)
5. Геометрические фигуры вокруг нас. (математика)
6. Единицы измерения в Древней Руси (математика)
7. Рецепты домашней кухни. (окруж.мир)
8. Памятники города
(окруж.мир)
9. Родственные слова в фольклоре.
(русский язык, музыка)
10. Исследование слова «Доброта»
(русский язык)
3 класс
1. Мох удивительное растение? (НИП)
2. Выращивание плесени (НИП)
3. Времена года в устном народном творчестве. (литературное чтение)
4. Устаревшие слова в сказках А. Пушкина (литературное чтение)
5. Передача тайного смысла в книгах. (математика)
6. Математика в кулинарии (математика)
7. Зеленый подоконник. (окруж.мир)
8. Минералы и горные породы своей местности (окруж.мир)
9. Какие бывают словари
(русский язык)
10. Зачем нужна запятая
(русский язык)
4 класс
1. История шариковой ручки? (НИП)
2. Бабушкин сундучок (история семейных реликвий). (НИП)
3. Сочинение собственных произведений малых жанров устного творчества. (литературное чтение)
4. Миф об Орфее в произведениях живописи. Античные образы в поэзии А.С Пушкина. (литературное чтение)
5. О дюймах, вершках и сантиметрах. (математика)
6. Старинные денежные единицы (математика)
7. Загрязнение местных экосистем (окруж.мир)
8. Ядовитые растения моего края
(окруж.мир)
9. Искусственные и мертвые языки
(русский язык)
10. Заимствование слов из других языков (русский язык)
Алгоритм разработки проектной задачи для учителя
I Определить вид и место проектной задачи.
1) Стартовая, текущая или итоговая.
2) Монопредметная или тематическая задача
3) Межпредметная задача — найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах.
4) Одновозрастная или межвозрастная.
II Сформулировать диагностическую цель проектной задачи.
III Сформулировать проблему (условие задачи).
1) наличие жизненной ситуации.
2) наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).
3) наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).
IV Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).
2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).
3) составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).
5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).
6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
Алгоритм решения проектной задачи для ученика
1. Определить роль каждого участника групповой работы.
2. Ознакомиться с условием задачи.
3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.
4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).
5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции.
в 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.
6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.
7. Предъявление готового продукта.
8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).
9. Оценивание своего продукта по форме
(каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).
В результате: по окончании учебного года проектная задача выступает в качестве процедуры мониторинга формирования учебного сотрудничества. Оценить выполнение проектной деятельности, определить степень сформированности способов работы младших школьников в коллективно-распределительной деятельности, и, в итоге, скорректировать свои педагогические действия поможет встроенное наблюдение. К наблюдению, помимо ведущего учителя, можно привлекать психолога, других учителей школы.
Участники проекта: учитель, ученик, родитель.
Алгоритм действия учителя
- рекомендует источники получения информации; - помогает ученикам определить цель деятельности;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создает условия для активности школьника;
- является партнером;
- помогает в выборе формы защиты проекта и т. д.
Алгоритм действия ученика
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несет ответственность за свою деятельность.
Алгоритм действия родителей
- проявить заинтересованность в работе ребенка;
- включиться в деятельность, но не брать на себя выполнение проекта;
- быть консультантом;
- служить источником информации.
Алгоритм разработки проектной задачи для учителя
I Определить вид и место проектной задачи.
1) Стартовая, текущая или итоговая.
2) Монопредметная или тематическая задача
3) Межпредметная задача — найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах.
4) Одновозрастная или межвозрастная.
II Сформулировать диагностическую цель проектной задачи.
III Сформулировать проблему (условие задачи).
1) наличие жизненной ситуации.
2) наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).
3) наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).
IV Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно.
2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).
3) Cоставить «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).
5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).
6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
Алгоритм решения проектной задачи для ученика
1. Определить роль каждого участника групповой работы.
2. Ознакомиться с условием задачи.
3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.
4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).
5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции.
в 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.
6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.
7. Предъявление готового продукта.
8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).
9. Оценивание своего продукта по форме
(каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).
3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, дополняя, расширяя ее. Учебная программа учителя начальных классов строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов
обучающихся
младшего школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и
закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Обеспечение эффективности проектной деятельности обучающихся
Для создания условий эффективной, самостоятельной и творческой проектной деятельности обучающимся, необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Обучающемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные). Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с обучающимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности,
планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации,
представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
2.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам о время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой
практической и социальной пользы.
В ходе работы включаются заложенные в проектные мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса
проекта. Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот
вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот
откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его
нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5- 8 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из вопросов, так называемым «проблемным вопросом».
6 Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности обучающихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Критерии оценивания проектной деятельности.
- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
- Качество изделия, его оригинальность.
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
-Качество и полнота в оформлении записей.
Паспорт проектной работы.
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Участники проекта.
- Тип проекта.
- Цель проекта (практическая и педагогическая).
-Задачи проекта.
- Вопросы проекта.
- Необходимое оборудование.
- Аннотация.
- Предполагаемые продукты проекта.
Общие правила для руководителей проектов.
Старайтесь подходить к процессу творчески, боритесь со стереотипными, банальными решениями.
Ориентируйтесь на процесс исследования, а не только на результат.
Стремитесь открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные
наклонности и способности.
В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
Старайтесь меньше заниматься наставлениями, давайте детям возможность действовать самостоятельно.
Не делайте скоропалительных допущений, не торопитесь с вынесением оценочных суждений, учите детей поступать также.
Оценивая, помните, лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
Не стоит полагаться на то, что дети уже обладают определёнными навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
Не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
Избегайте прямых инструкций, не сдерживайте инициативы детей.
Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
Учите выявлять связи между предметами, явлениями и событиями.
Учите детей действовать независимо, искать оригинальные решения проблем, самостоятельно проводить поиск и анализ ситуации.
Обучайте детей не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать её в готовом виде.
Старайтесь обучать детей умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию.
Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома(проблемы), как область приложения полученных навыков в решении проектных задач.
Правила работы в группе:
1. Работай в группе дружно, вы - одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, будь в курсе всех действий.
3. Высказывай своё мнение, уважай мнение других.
4. Думай сам, отстаивай своё мнение в корректной форме.
5. Отвечай у доски громко, чётко.
6. В случае неправильного ответа группы не вини никого, помни: на ошибках учатся.
7. Если возникли непримиримые разногласия, найдите
незаинтересованное лицо, которое разрешит ваш спор объективно.
Роли в группе, работающей над проектом:
- организатор - отвечает за работу группы в целом;
- докладчик - выступает перед классом с готовым решением группы;
- секретарь – записывает все высказанные идеи, гипотезы, решение группы;
- критик – провоцирует возражения, высказывает противоположную точку
зрения;
- контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение;
4. Ожидаемые результаты.
Одним из планируемых результатов проектной деятельности по развитию личностных характеристик обучающихся мы принимаем мотивированность на современную инновационную деятельность, что согласуется с требованиями Стандарта. Применительно ко всем учебным предметам.
В результате проектной деятельности школьники получают: рефлексивные, исследовательские, навыки оценочной самостоятельности, коммуникативные презентационные, информационные общеучебные умения. Ключевой способностью, которая может быть сформирована в рамках проектной деятельности, является учебно практическая самостоятельность.
Повышение качества обучения.
Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.
Повышение квалификации педагогов.
Нормативное и методическое обеспечение проектной деятельностью обучающихся.
Создание и постоянное пополнение банка данных по направлению «Одаренные дети».
Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.
Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы обучающихся.
Укрепление материально-технической базы.
Выделяют следующие общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи.
2 Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ
действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы (Сергеев, 2005, 56).
Список литературы.
Брыкова, О.В., Громова, Т.Ф. Проектная деятельность в учебном процессе. / О. В. Брыкова, Т. Ф. Громова - М.: Чистые пруды, 2010. – С. – 35.
Бердникова А.И. Метод проектов на уроках литературного чтения / А. И. Бердникова, Т.Н. Зотова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – № 1 (10). – С. 12-13.
Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /под ред. А. Б. Воронцова. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4. – С. 91-96.
Горячев А.В. Все узнаю, все смогу: пособие по проектной деятельности в нач. школе: 2-4 кл. / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М.: Баласс, 2011. – 64 с.
Ивкина Ю.М. Метод проектов как средство формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 30–34.
Иванова,
Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Н.В Иванова – М.: Начальная школа, 2004. – №2– С. – 25.
Мансуров, Н.С.
Не толкователь, а соучастник: Из опыта организации проектной деятельности в школе. / Н.С. Мансуров, Т.К. Герасимова, В. С. Рохлов - Управление школой.- 20
16
.- № 6.- С.
–
12-18.
Матяш, Н.В. Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных
классов
/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 20
17
. – C. – 146.
Семенова, Н.А. Вопросы проектной деятельности в начальной школе. / Н.А. Семенова - Томск: - 2012. С.-211.
Иващенко М.Е. «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через использование технологии обучения в сотрудничестве». [Электронный ресурс] / М.Е. Иващенко. Режим доступа: http://www.zankov.ru/exp/article=3620. Дата обращения: 29.01.2015