Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ | Чердакова Юлия Алексеевна. Работа №316201

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В педагогике процесс развития личности рассматривается "изменение личности под влиянием закономерностей развития психики, состояний внутреннего субьекта, социальной ситуации его развития. Под саморазвиттием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими "самопроцессами" и опирается на них.  Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца - смену структуры), а также включает в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца.

СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье анализируется проблема саморазвития личности посредством хореографии. Автором подчеркивается, что в современных условиях на первый план выступают вопросы быстрой и гибкой адаптации личности к быстро изменяющимся условиям. Именно процессы успешной адаптации личности, прежде всего, характеризуют ее уровень саморазвития. Отмечается, что современная хореография существует как единое целое танцевальных композиций хореографов и способствует развитию личности.

Ключевые слова: современная хореография, адаптация личности, саморазвитие личности.

На текущем этапе развития искусства современная хореография зарождается путём смешения различных танцевальных стилей и направлений, развивавшихся на протяжении XX века, она существует как единое целое танцевальных композиций хореографов и профессиональных театров перфоманса

(представления).

Американский хореограф Марта Грэхем определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Антрополог Джоан Кеалиинохомоку даёт следующее определение: «танец − это преходящий, мимолетный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела» [1].

В настоящее время в условиях интенсивных и глобальных перемен, человечество ищет пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций [4]. На первый план выступают вопросы быстрой и гибкой адаптации личности к быстро меняющимся условиям [5], что характеризуется уровнем саморазвития личности.

В педагогике процесс развития личности рассматривается как «изменение личности под влиянием закономерностей развития психики, состояний внутреннего субъекта, социальной ситуации его развития; характеризуется как «изменение», «созидание», «совершенствование»; как «развитие его мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта» [6].

Саморазвитие личности определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности.

Курников Дмитрий Вадимович − аспирант кафедры управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет

Е-mail: dinak@cn.ru

Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими «самопроцессами» и опирается на них.

Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. В связи с этим интересной и перспективной является работа по саморазвитию личности через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека.

Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца – смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца.

Фактически такой процесс предполагает высокий уровень сонастройки, а потому требует высокой и продолжительной концентрации, а также поддержания эмоционального и волевого усилия продолжать процесс.

Разучивание данных связок (знакомство со структурой) осуществляется через призму чувствования своего тела, удержания во внимании других участников, также пространства, и направлено на повышение степени осознанности своих состояний и изменением отношений к миру природы, миру людей, к себе [7].

Характерной особенностью современного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его также можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации и дальнейшему саморазвитию личности.

Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса саморазвития.

Спонтанность определяется доверием – себе, своим чувствам, своим реакциям, а осознанность – рефлексией, беспристрастностью, равным отношением, полнотой восприятия и отсутствием «фильтров восприятия». Использование техник импровизации позволяет соединять эти зачастую противоположные состояния и навыки, обретать большую целостность и полноту мироощущения, самовыражения [8].

Современный танец, как и современной искусство остаётся многогранным и быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днём, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте саморазвития личности.

Обратимся далее к импровизационной составляющей современного танца как средству саморазвития личности. Стив Пэкстон отмечал, что «импровизации нельзя научить, но ей можно научиться» [цит. по: 3].

Для современного подростка, активно пытающегося самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно, становится актуальным выбор того или иного вида деятельности, который позволяет удовлетворить возникшие потребности в самопознании. Этот выбор становится в дальнейшем психологической информацией для осуществления в жизни его «Я», как проявление в конкретной, индивидуализированной, в его лице персонифицированной форме сущностных свойств человека [2, с. 540].

Но процесс воспитания творческих способностей личности только тогда достигает своей цели, когда активизируется и интенсифицируется процесс саморазвития личности. Для саморазвития своих природных задатков, включая и развитие своих творческих способностей, требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность, прежде всего, самой личности, основанная на научном знании определенных законов, принципов и правил [3, с. 192].

Такой процесс может активизироваться особенно интенсивно на занятиях современной хореографии, а именно в процессе танцевальной импровизации. Поэтому в ходе занятий педагогу необходимо создавать условия для оптимального включения личности в креативный процесс, так как именно в созидательной деятельности развивается ее творческий потенциал.

Продуктивность мышления проявляется в склонности к созиданию и интуитивности познания и творчества: творчество как выражение здоровья личности проецируется на весь мир и скрашивает всякую деятельность, в которой участвует подросток [3, с. 175].

Импровизация (от лат. Improvisus – непредвиденный, неожиданный, внезапный) – метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом [3]. В импровизации нет разделения функций сочинителя и исполнителя; они образуют органическое единство и осуществляются одновременно.

Импровизационное начало неотъемлемо входит в структуру подлинно художественного, т.е. подлинно оригинального познания, которое может быть осмыслено, в частности, как череда локальных импровизаций. Ведь творческий процесс экспериментален на всем его протяжении. И на каждом этапе – это не столько следование уже имеющимся планам и намерениям, сколько естественно складывающееся отступление от них.

Импровизация подразумевает глубокую внутреннюю работу, требует развития личности, индивидуальности, и этим отличается от «чистой» техники танца. Импровизация требует изменения мышления, особого отношения к своему телу, к личной истории, внутренним импульсам, которые становятся, в каком-то смысле, «соавторами» импровизационного танца.

Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов и опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, при этом способ этого мышления кардинально отличен от традиционного вербального дискурса.

К.С. Станиславский считал, что импровизация активизирует бессознательные потенции художника, что она избавляет ум от инертности, что экспромты «освежают, дают жизнь и непосредственность нашему творчеству...» [цит по: 3].

Понятие «импровизация» означает деятельность личности, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями. Творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает.

В личностном плане способность к импровизации не столько основана на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации.

Один из сущностных признаков творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированы» [цит. по: 2]. Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества личность стремится опробовать разные роли».

На наш взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть потенциал обучающегося возможностями современной хореографии и танцевальной импровизации, не нарушив естественный пусть творческого развития личности каноническим восприятием обучения.

Создавая благоприятную эмоциональную среду и используя методы поддержки обучающихся на основе танцевальной импровизации, педагог способствует развитию творческих способностей личности, закреплению приобретаемого опыта обучающихся, а также создает предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. John Blacking, Joann W. Kealiinohomoku The Performing arts: music and dance. − Walter de Gruyter, 1979. − 344 p.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002 – 704 с.

3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: ЦИТ, 2000. – 608 с.

4. Власюк Н.Н. Образование как фактор адаптации общества к устойчивому развитию: методологические основания проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4. – C. 7–15.

5. Богачева Т.Г. К вопросу о коммуникативной социальной компетентности // Вестник

Новосибирского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – C. 6–12.

6. Социализация человека. Личность и ее развитие. / URL: http://koi.www.uic.tula.ru/school/ob/r1_5.

html#GlossTop#GlossTop.

7. Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 128 c.

8. Ханнафорд К.Л. Мудрое движение. Мы учимся не только головой / пер. с англ. − Москва, 1999. – 238 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×