Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современная инновационная система образования: взгляд в будущее через опыт прошлого" | Суркова Татьяна Ивановна. Работа №346856

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Исследовательская учебно-познавательная деятельность у школьников способствует формированию их опыта в области творческой работы. Этот процесс включает не только усвоение образцовых действий, но и самостоятельное открытие и создание нового знания, имеющего личную ценность. Такой опыт строится на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из методов реализации которого является проектная деятельность. Это создает условия для постоянного самообразования и интеллектуального, творческого развития учащихся. Школьник адаптируется к обществу, проходит первые шаги в социальной среде и, таким образом, стремится к самосовершенствованию.

ТЕМА: Современная инновационная система образования: взгляд в будущее через опыт прошлого
( учитель биологии Суркова Татьяна Ивановна)
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой.
В современном образовании ключевой задачей становится создание условий для приобретения каждым учеником уникального и полноценного личностного опыта. Такой опыт не сводится к пассивному усвоению знаний, а предполагает активное участие в процессе обучения, развитие творческих способностей и формирование самостоятельной личности. Именно поэтому, творческая созидающая деятельность обучающихся становится центральной в современных образовательных подходах. Глобальные изменения, такие как стремительное развитие технологий и цифровизация, неизбежно затрагивают и сферу образования. Они вызывают необходимость переосмыслить традиционные подходы к организации учебного процесса, чтобы он стал более интерактивным, стимулирующим самостоятельность и самореализацию ученика. Цифровизация открывает новые горизонты для образовательной деятельности, способствуя появлению инновационных методов обучения, основанных на использовании цифровых технологий. Это могут быть интерактивные платформы, виртуальные лаборатории, онлайн-курсы, позволяющие ученику осваивать знания в более доступном и увлекательном формате. Однако цифровизация не должна заменить традиционные методы обучения. Важно найти баланс между использованием цифровых технологий и сохранением традиционных ценностей образования, таких как межличностное взаимодействие, критическое мышление, развитие эмоционального интеллекта. Одним из ключевых направлений в этой связи является создание информационной образовательной среды, которая обеспечивает широкий спектр возможностей для обучения и саморазвития. Такая среда должна быть инклюзивной, доступной для всех обучающихся, независимо от их способностей и интересов [1].
Стандарты нового поколения в образовании акцентируют внимание на важности развития у обучающихся мотивации к творческому труду, готовности к осознанному профессиональному выбору и способности ориентироваться в многообразии социальных ценностей. В этом контексте исследовательская деятельность обучающихся становится особенно актуальной, так как она способствует формированию критического мышления, навыков анализа и умения работать в команде. Организация исследовательской работы на уроках является одним из ключевых направлений современного образовательного процесса. В условиях быстро меняющегося мира, где информация доступна в огромных объемах, навыки самостоятельного поиска и анализа данных становятся необходимыми для успешной социализации и адаптации. В настоящее время существует множество развивающих методов обучения, таких как семинары, элективные курсы и учебные проекты, которые помогают учитывать индивидуальные склонности и интересы учеников. Это, в свою очередь, способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в процессе обучения. Методы проектного и поискового обучения не только развивают необходимые умения и компетенции, но и становятся особенно востребованными благодаря своему рациональному сочетанию теоретических знаний и практического применения. Такие подходы позволяют учащимся не просто усваивать информацию, но и применять её для решения конкретных проблем, что делает процесс обучения более осмысленным и увлекательным. Например, при выполнении исследовательских проектов школьники учатся ставить перед собой цели, разрабатывать гипотезы, проводить эксперименты и анализировать результаты. Кроме того, исследовательская деятельность развивает у учеников навыки работы в команде, что является важным аспектом в современном обществе, где сотрудничество и коммуникация играют ключевую роль. Учащиеся учатся делиться своими идеями, выслушивать мнения других, а также конструктивно обсуждать возникающие разногласия. Это формирует у них не только профессиональные, но и социальные навыки, которые будут необходимы в будущем. Таким образом, интеграция исследовательской деятельности в образовательный процесс не только обогащает знания учащихся, но и способствует их всестороннему развитию, готовя их к вызовам, которые они могут встретить в жизни. Важно, чтобы образовательные учреждения продолжали внедрять новые подходы и методы, которые будут стимулировать интерес к науке и творчеству, а также формировать у школьников уверенность в своих силах и желание учиться на протяжении всей жизни [2].
В связи с вышеизложенным, актуальной является тема моего опыта – Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности. В процессе обучения биологии особую значимость приобретают знания о научном методе исследования и его роли в системе общечеловеческих и культурных ценностей, а также умение применять полученные результаты на практике и ориентироваться в нестандартных ситуациях. Кроме того, важным аспектом является развитие компетенций учащихся. Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисково-исследовательской деятельности необходимо подготавливать, всегда помня, что в стенах школы не мыслям надобно учить, а учить мыслить .(М.В.Ломоносов) [3].
Для обучения школьников методам мыслительной деятельности я объединяю теоретические и практические этапы.
Исследовательская деятельность учащихся может принимать различные формы, включая предметные исследования, проектную деятельность и практические исследования, основанные на реальных действиях [4]
Структура организации исследовательской деятельности включает в себя следующие элементы: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действий и результаты, рефлексия. Для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности следует использовать различные формы организации, такие как уроки, элективные курсы, профильное обучение, а также групповые, индивидуальные и парные формы работы. Наиболее эффективными методами экспериментальной деятельности являются практикумы и моделирование. Традиционно практикум рассматривается как форма организации урока, при которой класс разделяется на группы, которые работают с натуральными объектами, разнообразными приборами, инструментами и другим лабораторным оборудованием, проводят экспериментально-практические работы и по истечении определенного времени подводят итоги. Практикум – это одна из форм групповой работы.
Основная цель практикума заключается в осуществлении исследований, направленных на верификацию научных закономерностей. Инструкции и алгоритмы являются инструментами управления деятельностью учащихся в процессе практикума. Они задают содержание и последовательность действий студентов, включают информацию о повторении необходимого материала, а также описания и изображения лабораторного оборудования, его принципов работы и методов использования [5].
Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности.
Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на уроках, конференциях, чтениях.
Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке! Или Мозговой штурм
Педагогические ситуации играют ключевую роль в развитии исследовательских навыков учащихся. В ходе обучения я применяю такие ситуации, которые требуют от школьника защиты своей точки зрения. Это включает в себя представление аргументов, доказательств и фактов, а также использование различных методов получения знаний и опыта. Такие подходы побуждают обучающегося задавать вопросы учителю и одноклассникам, прояснять неясности и углубляться в анализ полученной информации [6].
Учебное исследование становится осуществимым, когда и ученики, и преподаватели готовы достичь данного уровня работы. Важно постепенно привыкать к исследовательскому подходу к изучаемой теме.
Такой подход можно внедрять на всех этапах обучения по любому предмету: некоторые аспекты исследовательского метода следует осваивать уже в средней школе, что сделает более вероятным переход к высшей степени творческой независимости.
В старших классах проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе предполагает применение общих и специфических научных методов на всех стадиях - от первоначального восприятия до практического применения. Это формирует фундамент для углубленного обучения и способствует повышению научного уровня преподавания [7].
Опыт показывает, что внедрение проблемных, поисковых, исследовательских и эвристических методов в образовательный процесс способствует его эффективности. Развитие у учащихся навыков и умений исследовательского характера позволяет достичь важных целей: повысить интерес к учебе и подтолкнуть их к достижению более высоких результатов.
Для успешной организации исследовательской работы на занятиях необходимо хорошо продумать формы уроков. В своей практике я применяю такие форматы, как уроки-семинары, уроки-защита идей, ролевые игры, конференции и круглые столы [8].
На уроках биологии, особенно во время лабораторных и практических занятий, я использую различные методы: исследование биологических объектов под микроскопом, анализ состава живых организмов, изучение строения теле, наблюдения за живыми существами и изучение жизнедеятельности организмов на разных уровнях, таких как вид и экосистема.
Важно организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся естественно усваивали исследовательские процедуры. Я стараюсь предлагать интересные и проблемные задания, которые, несмотря на сложность, увлекают детей, включая проектные работы, что способствует их вовлеченности и критическому мышлению.
Урок Кровь, ее состав. Клеточные элементы крови.
Лабораторная работа Изучение микроскопического строения крови.
Лабораторная работа может проводиться в трех вариантах: А. иллюстративном, В. частично-поисковом и С. исследовательском.
На столах обучающихся три вида инструктивных карточек, они сами выбирают вариант работы.
Иллюстративная лабораторная работа
Инструктивная карточка А
1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека, найдите доказательства того, что кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и относительного содержания гемоглобина).
2. Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить об увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении относительного содержания гемоглобина в эритроцитах.
Запишите вывод:
Это работа была раньше, но я немного ее модернизировала, т.е сделала из простой работы частично-поисковую и исследовательскую .
Частично-поисковая часть работы
Инструктивная карточка В
1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека.
2. Сравните эритроциты лягушки и человека, обратив внимание на размеры эритроцитов, наличие или отсутствие ядра.
Сделайте вывод: чья кровь переносит больше кислорода?
Исследовательская часть работы.
Инструктивная карточка С
1) Исследуйте микроскопическое строение крови лягушки и человека, сравнив их эритроциты. Найти различия.
2) Найдите и проанализируйте факты, доказывающие, что чья-то кровь переносит в единицу времени единицей объема больше кислорода. Почему это происходит?
3) Сделайте вывод: за основу можете взять рабочую гипотезу: Перенос кислорода будет зависеть от…, значит необходимо найти доказательства наличия этих причин.
А такие практические работы можно выполнять на курсах по Экологии или факультативах по биологии.
Работа №1
Тема Анализ состояния почвы дачного участка
Цель: научиться определять кислотность почвы.
Оборудование: две пробирки, индикаторная бумага, раствор хлорида калия.
Задания для исследования
1. Возьмите 2-3 грамма почвы с вашего приусадебного или дачного участка. Приготовьте почвенную вытяжку, поместив почву в пробирку и добавив 10 мл раствора хлорида калия. Когда содержимое пробирки отстоится, возьмите полоску индикаторной бумаги и опустите её в почвенную вытяжку. Через 2 сек достаньте индикаторную бумагу, сверьте её цвет с эталоном шкалы рН (табл. 3) и определите тип почвы.
2. Сделайте выводы о необходимости известкования почвы вашего дачного участка путем внесения известняка и золы.
3. Выясните, применяют ли ваши родители удобрения и ядохимикаты при выращивании растений на дачном участке. Какие правила использования химикатов вы знаете? Сделайте вывод.
Работа №2
Тема Выявление парникового эффекта
Цель: построить модель, демонстрирующую парниковый эффект.
Оборудование: прозрачная емкость с крышкой, термометр, пластмассовая ложка, электрическая лампа, вода, почва.
Задания для исследования
1. Возьмите прозрачную емкость, пластмассовую коробку или стеклянную банку и поместите на дно темный грунт, например почву, слоем 2-3 см. Грунт увлажните. Вертикально поместите термометр в емкость. Накройте емкость крышкой или стеклом и на высоте 20-30 см установите лампу.
2. Не включая лампу, запишите температуру, установившуюся внутри емкости. Оставив крышку на сосуде, включите лампу и записывайте температуру каждую минуту в течение 20 минут. Почему температура увеличивается? Сравните этот процесс с парниковым эффектом на Земле.
3. Как повлияет существенное повышение средней температуры нашей планеты на очертание материков? Предложите возможные пути решения проблемы парникового эффекта. Вывод.
В заключение моего выступления хотелось бы отметить, что исследовательская учебно-познавательная деятельность у школьников способствует формированию их опыта в области творческой работы. Этот процесс включает не только усвоение образцовых действий, но и самостоятельное открытие и создание нового знания, имеющего личную ценность. Такой опыт строится на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из методов реализации которого является проектная деятельность. Это создает условия для постоянного самообразования и интеллектуального, творческого развития учащихся. Школьник адаптируется к обществу, проходит первые шаги в социальной среде и, таким образом, стремится к самосовершенствованию.
Формирование ученика в качестве исследователя открывает обширные перспективы для развития активной и креативной личности, способной к независимому поиску и совершению собственных открытий.
Перечень литературных источников:
Ангеловских К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с Македон. — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
Воронов М. В. Профессиональное обучение студентов на основе интегрированных курсов // Инновации в образовании. — 2011. — № 9. — С. 4–15.
Дичкивская И. М. Инновационные педагогические технологии: учебник. 2-е изд., Перераб. Киев, Академвидав. — 2012. — 352 с.
В. И. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. — Тюмень, 1990. — С. 5–14.
Зеер Э. Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2011. — № 8. — С. 3–15.
Кузьмина Ю. Компетентностный подход в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 11. — С. 22–24.
Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / Кларин М. В. — Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
Назарова Л. И. Актуальные вопросы развития инновационной образовательной среды вуза // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2011. — № 7. — С. 47–55.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X