Современная технология эффективной социализации ребенка в детском саду "Дети-волонтеры" | Степанова Мария Николаевна . Работа №214340
Автор: Степанова Мария Николаевна
Современная технология, дошкольное образование, дети- волонтеры. Проект волонтерское движение " Твори добро"
СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ
«ДЕТИ-ВОЛОНТЕРЫ»
Степанова Мария Николаевна
Воспитатель первой КК МАДОУ «ДС №5 «Норильчонок»
тел. 89135201083
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком... Д.С. Лихачев
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.
Социализация – это становление личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.
Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Волонтерская деятельность это:
•посадка цветов, кустов и деревьев;
•помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;
•благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
•помощь животным;
•просветительские беседы;
•благотворительные концерты и театральные выступления;
•экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
•пропаганда здорового образа жизни и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Новизна проекта. Состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель проекта: Организация в детском саду № 5 «Норильчонок» волонтерского движения «Твори добро» через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи проекта:
- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
- привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.)
Организация практики волонтёрства в детском саду
осуществляется поэтапно.
1.Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
2.Второй этап – организационный, задачи которого заключались мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды.
3.Третий этап – практический: на этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.
Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:
-развитие коммуникативных способностей;
-опыт ответственного взаимодействия;
-лидерские навыки;
-исполнительская дисциплина;
-инициативность.
Основные направления:
-пропаганда здорового образа жизни;
-привитие культурно — гигиенических навыков;
-игровая деятельность;
-трудовая деятельность;
-театрализованная деятельность.
Основные принципы:
• принцип создания ситуации успеха;
• принцип творчества и сотворчества;
• принцип толерантности;
• интеграция проекта в разных видах деятельности
• развитие и самореализация;
• принцип партнерства и сотрудничества;
• правовое равенство.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный)
- изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
- установить партнерские отношения с родителями, привлечь к совместному сотрудничеству;
- постановка целей, задач;
- создание развивающей среды;
- создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).
Второй этап (основной)
- интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста;
Третий этап (заключительный)
- обобщение результатов работы.
Предполагаемый результат:
-развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Правила деятельности волонтера:
1. Будь ответственным!
2. Обещаешь – сделай!
3. Не умеешь – научись - научи другого!
4. Уважай других людей!
5. Будь терпимым!
Кодекс волонтеров:
1. Каждый становится волонтером добровольно
2. Готовы доказать на деле:
Здоровый дух – в здоровом теле!
3. Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше!
4. Акции – нужное дело и важное.
Мы донести это хотим до каждого!
5. Кто тренируется и обучается,
У того всегда и все получается.
6. Ситуаций опасных подальше держись.
С нами веди интересную жизнь!
Думай, когда отвечаешь “нет” и “да”
И помни, что выбор есть всегда!
Результат проекта:
Успешная реализация проекта стала прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта, воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получили новые знания о волонтёрском движении, а также приобрели опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволили сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что является основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Дети быстро адаптируются в создаваемых условиях:
- участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; относится с пониманием и уважением к детям с ОВЗ;
- Они готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Взаимодействие детей проявлялось:
•дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;
у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;
•дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;
•многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
•педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, дети у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист». [10, 7]
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Инновационные технологии помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Приложение
Перспективный план работы
волонтерского движения «Твори добро» на 2017-2018г
Месяц
Мероприятие
Ответственные
Сентябрь
«Дружная семья» Просмотр: видеороликов «Волонтерское движение»
Изготовление символики волонтерского движения.
Составление правил деятельности волонтера и кодекса волонтеров
Неделя безопасности «дорожная Азбука»
Степанова М.Н.
гр. «Фантазия»
Октябрь
«Неделя добрых дел»
Беседа на тему:
- «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»
-оказание помощи малышам в одевании и раздевании. Развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке.
-посвящение в дошколята
(Гр. «Фантазия»- гр. «Лучики»)
Степанова М.Н.
Туркасова В.М
(гр. «Фантазия», гр. «Улыбка»)
Глинская А.Д.
Степанова М.Н.
Ноябрь
«Литературная гостиная»
- Чтение сказок, стихов.
- показ кукольного театра.
Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Давайте познакомимся»,
«Опасные ситуации»
(Гр. «Фантазия» - гр. «Лучики»)
(гр. «Фантазия» -гр. «Лучики» - родители)
(Гр. «Фантазия»- гр. «Лучики»)
Декабрь
Обмен опыта- «День-Волонтёра» - 5 декабря.
-Социальная акция «Неделя Добра»
-Помощь в украшении ёлочки малышам группы «Лучики»
-Подарки для малышей (снежинки).
Родители, воспитатели и дети группы «Фантазия»
гр. «Фантазия»
Январь
–«Игры –забавы»
-Организация совместных водных процедур (умывание)
-Организация совместных игр в группе
-на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).
Гр. «Лучики», гр.
« Улыбка»
Гр. «Фантазия», гр.
« Лучики»
Февраль
-«Очумелые ручки»
-Акция «Поможем – пернатым»
- Организация совместных п.\игр
(гр. «Лучики», гр. «Фантазия»)
(гр. «Лучики», гр. «Фантазия»)
Март
«Волшебства –чудесные»
-Просмотр (видео, презентаций, мультиков о доброте, друзьях, семье)
-
«День искусства» Организация деятельности детей: лепка, рисование, аппликация к 8 марта.
(гр. «Лучики», гр. «Фантазия»)
(гр. «Лучики», гр. «Фантазия»)
Апрель
«Мы трудяги удалые»
«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия
Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.
«Я-ты-он-она-Волонтёрская семья»
Социальная акция «Неделя Добра»- Поздравь Выпускника!!!
гр. «Фантазия»
Гр. « Фантазия».
(гр. «Лучики», гр. «Фантазия»)
Библиография проекта.
1.О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
2.Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
3.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя) «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.
6.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
7.Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
8.Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.
9. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96
10. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
11. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
12. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
13.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
14. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A., Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017.– С. 7-12.
15. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
16. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития личности обучающегося // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб. науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2017. – Ч. 2. – С. 181-184.
17.Интернет ресурсы.