Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО | Кабышева Валентина Ивановна. Работа №310808
В статье указывается на то, что в условиях введения обновленных ФГОС НОО современное учебное занятие претерпевает кардинальные изменения. Учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам. Задача учителя - подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).
Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО
В. И. Кабышева, учитель начальных классов
В условиях введения обновленных ФГОС НОО современное учебное занятие претерпевает кардинальные изменения. Учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам. Задача учителя - подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).
Современное учебное занятие как раз является тем уроком, на котором развивается потенциал самих учащихся, побуждая их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Основные виды учебных занятий остаются прежними, но в них внесены изменения:
Урок изучения нового материала. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
.
Комбинированный урок
.
Имеет целью как изучение, как первичное закрепление новых знаний, а также
выработку умений
.
Урок обобщения и систематизации изученного
.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок
проверки и
оценки знаний. Имеет целью определить уровень овладения умениями
.
В чем же новизна современного учебного занятия?
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному учебному занятию?
хорошо организованн
ое
учебное занятие
долж
но
иметь хор
ошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи;
учебное занятие должно
быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и
сотворчества;
времясбережение
и
здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит отметку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, прежде всего, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Современные учебные занятия должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательной деятельности. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Поэтому необходимо обратить внимание на организацию разных форм учебной деятельности. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Учитель, его отношение к учебной деятельности, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебной деятельности в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет в более сжатые сроки.
Литература
https://www.google.com/search
https://infourok.ru/sovremennoe-uchebnoe-zanyatie-v-usloviyah-vvedeniya-obnovlennyh-fgos-noo-fgos-ooo-otvet-na-test-po-teme-1-3-6051324.html
https://www.sites.google.com/site/fgosurok/home/etapy-uroka-po-fgos-spargalka
https://infourok.ru/test-3-sovremennoe-uchebnoe-zanyatie-v-usloviyah-vvedeniya-obnovlennyh-fgos-noo-fgos-ooo-6147047.html