СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. | Светлана Владимировна Говердовская. Работа №290361
Автор: Светлана Владимировна Говердовская
Сегодня воспитание является важным компонентом обучения. Ключевую роль в образовании принадлежит учителю.Сегодня классный руководитель, как и прежде, должен содействовать развитию личности ребенка, реализации его потенциала, обеспечению условий для успешной социальной адаптации. Но быстро меняющиеся условия требуют вносить коррективы.Но быстро меняющиеся условия требуют вносить коррективы. Исходя из целей, которые общество ставит перед школой, уточняются воспитательные задачи:
1 Всестороннее развитие ребенка, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический рост личности.
2. Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родине на словах, а на деле, защищающими традиции своей страны и своего народа и уважающими традиции, обычаи, культуру других народов.
Говердовская Светлана Владимировна
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Сегодня, как и прежние годы, воспитание является важнейшим компонентом образования. Ключевая роль в решении воспитательных задач в школе принадлежит классному руководителю. Сегодня классный руководитель, как и прежде, должен содействовать развитию личности ребенка, реализации его потенциала, обеспечению условий для успешной социальной адаптации. Но быстро меняющиеся условия требуют вносить коррективы. Образовательное пространство в интересах устойчивого развития должно быть таким, чтобы даже самый слабый ученик был обучен и воспитан настолько, чтобы его действия не представляли угрозы ни для общества, ни для него самого.
Исходя из целей, которые общество ставит перед школой, уточняются воспитательные задачи:
Всестороннее развитие ребенка, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический рост личности.
Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родине на словах, а на деле, защищающими традиции своей страны и своего народа и уважающими традиции, обычаи, культуру других народов.
Способствовать воспитанию в учащихся уважения к правам и свободам других людей, ответственности перед собой, своей семьей, обществом за свои действия и поступки.
Воспитание уважительного отношения к труду, являющегося показателем человеческой сущности, постоянное
самосовершенствование и самовоспитание, достойное и уважительное отношение к обществу и самому себе.
Планируя воспитательную работу, классный руководитель должен учитывать особенности современного ребёнка, ориентироваться на изменения происходящие в обществе. К наиболее специфическим особенностям детей младшего школьного возраста нашего времени можно отнести их взрослость, т.е. несовпадение паспортного возраста с психологическим. Это несовпадение в ряде проявлений характеризуется такими чертами как независимость, прагматичность, широкая информированность. Но в то же время ребёнок, сообразно своему возрасту, остается впечатлителен, доверчив, подвержен чужому влиянию.
Новыми для классных коллективов начальной школы стали такие характеристики как:
- увеличившаяся разница в возрасте ( в первый класс приходят дети от 6,5 до 8 лет);
- поликультурность, связанная с приходом в школу детей из других регионов России и ближнего зарубежья;
- разная степень социализированности, т.к. в классах рядом с детьми не посещавшими детский сад и не имеющими опыта общения со сверстниками, знающими только узкий круг взрослых из своей семьи теперь всегда есть школьники являющиеся социально беспризорными, самостоятельно организующие свой досуг;
- выросла доля неполных и неблагополучных семей, семей находящихся в социально опасной ситуации.
Исходя из этих особенностей, классный руководитель сегодня должен осуществлять воспитательную деятельность, обращая особое внимание на следующие аспекты: регулирование сложной системы взаимоотношений, восполнение дефицита полноценного общения, психологическая защита ребенка.
Выстраивание и регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где младшие школьники получают важные социальные навыки, является условием сохранения детей в образовательном пространстве учреждения. Классный руководитель должен помочь детям обрести успешный опыт взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Такой опыт может быть построен только на взаимопомощи, взаимной ответственности, уважении друг к другу. Этому способствует организация совместной деятельности учеников, учителей и родителей учащихся. Мы организуем совместные праздники, в которых участвуют все без исключения дети из класса. Даже детям, для которых русский язык не является родным, всегда находится роль в спектакле.
Восполнение дефицита полноценного общения, всё чаще испытывают многие современные дети. К сожалению, выросла доля семей, в которых родители мало общаются со своими детьми, не сопереживают их успехам и неудачам. В таких семьях дети не знают элементарных норм поведения (как вести себя за столом, как вести себя в транспорте, в общественных местах, как вежливо обратиться с просьбой). Родители не находят времени и возможности для посещения с детьми театра, выставок, музеев, а иногда и не испытывают потребности в организации досуга ребенка, в планировании выходного дня.
Кроме этого, ребёнок нашего времени стал меньше играть, меньше двигаться. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Многие дети не умеют играть в элементарные игры со скакалкой, мячом. И нам, классным руководителям, приходится учить детей этому на переменах и в группе продленного дня.
В последние годы усилилась тенденция, которая опосредованно, может быть подсознательно, но всё же мешает гармоничному становлению детей в семье – родители не регистрируют брак, часто в одной семье дети и взрослые члены семьи имеют разные фамилии. В таких условиях труднее формируются сплоченность, сопереживание, соучастие, взаимная ответственность, гордость за свой род, свою фамилию во всех смыслах этого слова. Молодые люди детородного возраста, уезжая в экономически благополучные регионы, такие как Санкт-Петербург, вынуждены воспитывать своих детей без участия бабушек и дедушек. Младшие школьники часто затрудняются назвать отчества своих родителей, называют их просто по именам, часто неполным (Света, Саша), не знают имен и отчеств других членов семьи. В условиях дефицита семейного общения и внимания близких, ребёнок лишается чувства опоры и защищенности в трудных ситуациях – когда испытывают затруднения учебного или коммуникативного характера.
Принятие ребёнком учителя и классного руководителя, как значимого взрослого, невозможно без установления доверительных отношений между ними. В наше время, по причине занятости родителей, большое влияние на мировоззрение ребёнка оказывает телевидение. И такие игры как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Минута Славы», проводимые в стенах школы, позволяют развивать творческие способности детей, помогают посмотреть на эти телевизионные передачи не только как на развлечение, но и как на источник получения знаний.
Творческое взаимодействие учителя и ученика на таких конкурсных программах как «Две звезды», « А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!», когда учитель наравне с учеником участвует во всех состязаниях, приводит к тому, что между учеником и учителем устанавливается особый доверительный контакт. Именно в такие моменты учитель или классный руководитель становится примером для учеников. И с таким учителем-другом, учителем-наставником с удовольствием можно пойти в ЦДТ, , в поход, на премьеру в театр. Именно он создаёт комфортную обстановку в классе, в которой ребёнок чувствует себя защищенным, необходимым другим людям
Психологическая защита ребенка от негативного влияния взрослых в семье и в социуме занимает все большее место в деятельности классного руководителя. Доверительные отношения с учащимися и достоверная информация о ситуации в их семьях позволяют своевременно и эффективно справляться с выявленными проблемами. Классный руководитель самостоятельно через беседы, консультации, посещения на дому или, с привлечением социального педагога и психолога, оказывает квалифицированную поддержку и ученику и семье в целом.
Учитывая все эти аспекты и план воспитательной работы школы, я планирую свою деятельность. Я знаю особенности своего класса и составляю план воспитательной работы в соответствии с этими особенностями. Такой план составляется сразу на год, но в процессе работы могут быть корректировки. В своем плане воспитательной работы я отражаю и работу с родителями, и работу с учащимися. Особое внимание уделяю тому, что тематика классных часов и тематика родительских собраний согласуется. И если, например, в марте планируем родительское собрание
«Как научить ребенка любить книгу?», то предшествует этому классный час для учащихся с темой «Книга – мой друг!»
Таким образом, успешное решение задач воспитания возможно только при условии тесного взаимодействия учителя и ученика, классного руководителя и родителей, осознанного сотрудничества семьи и школы.