"Современные дети младшего школьного возраста" | Ануфриева Мария Михайловна. Работа №264649
Автор: Ануфриева Мария Михайловна
Основная проблема современного ребенка - это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация его потенциала и памяти происходит в ущерб жизненно необходимому личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности.
«Современные дети младшего школьного возраста»
Составитель: педагог-психолог МБУДО «ЗДШИ»
Ануфриева Мария Михайловна
Категория участников: педагог-психолог, педагоги.
Исследуемый возраст: дети младшего школьного возраста.
Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в вопросах воспитания и обучения современных детей младшего школьного возраста.
Задачи:
актуализировать знания педагогов об особенностях современных детей младшего школьного возраста;
обсудить точку зрения педагогов на проблемы воспитания современных детей;
помочь педагогам выявить сильные и слабые стороны учащихся младшего школьного возраста;
способствовать формированию правильного отношения к индивидуальным особенностям ребенка.
Основная проблема современного ребенка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация его потенциала, памяти происходит в ущерб жизненно необходимому личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. Таким образом, страдает развитие его самостоятельности инициативы, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
В ходе проведения круглого стола
рассматриваются и обсуждаются основные задачи
воспитания
современных младших школьников,
сохранение условий, в которых ребенок взаимодействует со сверстниками, решая разнообразные познавательные задачи
, проявляет инициативу, развивает воображение и творческие способности
, фантазирует, сопереживает.
Все это можно обеспечить, реализуя на практике системно-
деятельностный
подход
(
организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка).
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям – современное образование. А современные дети, - какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все - таки не так?
По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения.
Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать».
Большинство родителей винит во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация.
Теперь давайте рассмотрим характерные особенности «Современных детей младшего школьного возраста»:
1.Они менее самостоятельны. Не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности.
2.Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них.
3. Дети очень образованы в области информационных коммуникаций. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение - проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально - значительно позже.
4. Они мало общаются «в живую», говорят, тяжело вступают в контакт. Если ребенок застрял на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.
5. Очень плохо сформировано умение разрешать конфликты. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать. И в итоге ребенок не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.
6. Они застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.
Вот почему основной задачей воспитания младшего дошкольников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.