Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся | Балашова Лариса Мхайловна. Работа №212873

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Балашова Лариса Мхайловна
Выступление на пед.совете по теме "Современные формы и методы оценивания достижений учащихся"

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся
Балашова Л.М.
Учитель математики
МБОУ Школа №8
Г.Казань
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.
Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.
Теперьурок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.
Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.
Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие –современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентностиучащихся.
Что же такое отметка (оценка)?
Отме́тка(оценка) впедагогике— это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достиженийучащимсяв цифрах, буквах или иным образом.
Отметка— это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержаниюобразования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятор его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.
Заглянем в историю нашего образования. Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась вРоссииеще в началеXIX века.
Тогда вгимназияхупотреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергалсятелесному наказанию(до 1864г.).
Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре— когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока.
Очень важно! Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуятолькознание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности.
Несмотря на многочисленные попытки реформирования этой системы, из которых наиболее значительная была предпринята приЛуначарском, эта система сохранилась и в СССР.
В настоящее время согласно Закону об образовании РФ каждое образовательное учреждениесвободно в выборе системы оценок для промежуточной аттестацииучащихся" (то есть любой, кроме выпускного тестирования). В большинстве случаев в школах современнойРоссиипродолжают использовать цифровые отметки, чем выше— тем больше цифра (пятибалльная система, унаследованная отСССР).
Конкретные требования к выставлению отметок могут быть закреплены Положением о нормах оценок по предметам, которое принимается на уровне учебного заведения и может содержать как общие критерии оценивания, так и конкретные количественные показатели работы или устного ответа, за которые выставляется та или иная отметка.
По предмету Математика тоже разработаны достаточно четкие критерии оценивания всех видов деятельности.
Для оценивания предметных результатов по учебному предмету Математика определено пять уровней достижений учащихся, соответствующих отметкам от 5 до 1.
Базовый уровеньдостижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем являетсядостаточнымдля продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка удовлетворительно (или отметка 3, отметка зачтено). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
•повышенный уровеньдостижения планируемых результатов, оценка хорошо (отметка 4);
•высокий уровеньдостижения планируемых результатов, оценка отлично (отметка 5). Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
•низкий уровеньдостижений, оценка плохо (отметка 1, 2), не достижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10 %) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Формы контроля: устный ответ, контрольная работа, самостоятельная работа, математический диктант, тест (проводится в рамках урока 5-10 минут)
Текущая успеваемость в течение обучения в школе, до выпускного экзамена, оценивается по традиционной пятибалльной системе.
На практике получается, что мы работаем в условиях, когда действует прежняя (пятибалльная) система оценивания, но в тоже время основные документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений учащихся, а ЕГЭ определяет уровень образования в баллах, которые переводятся в отметку довольно относительно, с некоторыми погрешностями.
В своем выступлении я хочу поделиться своими мыслями и опытом по вопросу, какими формами, методами, инструментарием мы пользуемся для оценивания достижений учащихся в данный, по сути, переходный момент, когда действует старая пятибалльная система оценок и активно вводится новая, можно назвать ее тестово-балльная.
ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.
В связи с этим впервые в истории российского образования разработанасистемаоценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.
Система оценкирассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.
Система оценки достижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС)предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)
На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формыоценки достижения результатов учащихся.Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как стандартизированные письменные и устные работы, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, проекты, само- и взаимоконтроль.
Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы наполняемость оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая системапозволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.
Обычно под рейтингом понимается накопленная оценка. В практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения.
Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для слабых учащихся, так как сильные на одном уроке набирают четыре или пять баллов.
Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как накопление оценок следующим образом:
- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал баллы. Я засчитываю любую форму работы: устный счёт, составление вопросов, формулировка правила, высказывание, решение упражнений и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла;
- на уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения знаний, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;
- каждый урок я выборочно проверяю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);
- все дети (особенно сильные, имеющие 4 и 5 по предмету), могут выполнить индивидуальную работу (обычно, это творческое задание)
- мини-самостоятельные, мини-диктанты (индивидуальные, групповые, парные).
Это позволяет иметь хорошую накопляемость оценок и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в уже практически предсказуем.
Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.
Необходимо отметить, что УМК по математике Виленкина содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и построены таким образом, что все выше перечисленные методы и формы отражены в заданиях учебника и в самостоятельных работах.
УМК предусматривает текущий, промежуточный, предварительный и итоговый контроль, содержит очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом.
Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты. Структура УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного (так как учащиеся чаще всего оценивают свои достижения сами) определения уровня владения учебным материалом.
Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме стандартизированного теста и контрольной работы
Выполнив тест учащийсясам может оценить свои достижения, выставить баллы и даже перевести их в пятибалльную систему. В учебниках, в рабочих тетрадях после каждого теста даются таблицы перевода баллов в пятибалльную систему оценок. Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания.
Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:
- объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);
-позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;
- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;
- экономит время учителя;
- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;
- развивает интерес, стимулирует к изучению предмета математика.
Есть, конечно, и недостатки:
- некоторые учащиеся более удачливые и есть возможность случайного попадания в правильный ответ;
- некоторым удается списать.
В заключение хочется отметить, что у учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но по моему мнению их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что существуют на выпускном экзамене.
Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.
Литература и электронные ресурсы
1.ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
3.Новая демоверсия ЕГЭ по математике от ФИПИ (http://www.examen.ru/add/ege/demonstracionnye-varianty-ege)
4. Рейтинговая система оценки знаний учащихся (https://ru.wikipediа).
5. Словарь педагогических терминов (https://ru.wikipediа).
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×