Статья «Современные формы организации воспитательного процесса в начальной школе» Из опыта работы. Автор: Кошеленко Оксана Валерьевна

Автор: Кошеленко Оксана Валерьевна
В статье описаны формы воспитательной работы с младшими школьниками, результаты систематической работы, эффективность разных форм и методов работы с детским коллективом.


Автор: Кошеленко Оксана Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Современные формы организации воспитательного процесса в начальной школе»

 

Из опыта работы

 

 

 

 

 

 

Кошеленко Оксана Валерьевна,

1 кв. категория, учитель начальных классов МОУ «Центр образования» г. Певек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

 

 

 

 

 

 

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Почему-то мне всегда кажется, что эти слова русского поэта Д.Бальмонта принадлежат моим детям, которым с самого первого дня пребывания в школе хочется ощутить себя в доброй сказочной стране, где столько чудесного, неизведанного, прекрасного.

С первых дней работы я заметила, что они испытывают острую потребность во внимании со стороны взрослых, причем не в виде контроля, они ждут чуткого внимания, интереса к их жизни, стремлениям и волнениям.

Поэтому я стараюсь создать для своих учеников второй родной дом в школе, в котором они смогут получить не только образование, но и тепло, которого им так не хватает.

Пусть в нашу школу спешат ученики, а не плетутся, пусть на их лицах все чаще вспыхивают улыбки, а по школьным коридорам пусть разносится эхом беспечный детский смех. Дети приходят в школу не только на уроки, но и за ощущением теплоты, дружбы и позитивного настроения. Правильно и творчески организованная система воспитательной работы позволяет ученикам стать настоящими и полноправными жителями класса, школьного дома, где их всегда поймут, защитят и помогут.

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью классного коллектива. Считаю, что применение системного подхода позволяет сделать воспитательный процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Согласна со взглядами современных ученых и педагогов-практиков, которые понимают, что набором разрозненных воспитательных мероприятий в педагогической практике многого не добьёшься: нужна воспитательная система, обеспечивающая создание относительно устойчивых максимально благоприятных условий для развития личности и нравственного становления ребёнка. Воспитание успешно, если оно системно.

При организации воспитательной работы в начальной школе необходимо учитывать:

интересы, способности, потребности школьников;

возможности, творческий потенциал педагогического коллектива;

заинтересованность большинства родителей в результате образования и воспитания детей.

Концепция воспитательной системы начальной школы и содержание самой воспитательной работы выстраивается с ориентацией на модель выпускника. Под влиянием изменений окружающей среды, контингента учащихся и родителей, состава педагогов появляются новые формы и методы воспитательной работы. Отличительным признаком воспитательной работы в современной начальной школе является единство Учения, Досуга, Труда, Общения.

Основными принципами организации воспитательной работы в моём классе выступают:

- безусловная вера в добрые начала, заложенные в каждом ребёнке;

- глубокое знание и понимание потребностей ребёнка;

- приоритет нравственности в общественной жизни;

- знание права и уважения к нему, строгое соблюдение прав ребёнка;

- всемерное развитие культуры, образования.

Одним из основных субъектов воспитательной системы школы является классный руководитель. Нет работы более интересней, приносящей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. К классному руководителю обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с ребятами, родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Привязанность учащихся к классному руководителю большая, так как классный руководитель обеспечивает и функцию защиты ребёнка в социальном плане.

Воспитательная работа учителя начальных классов в контексте системного подхода и гуманизации образования основывается на воспитательной системе класса. Именно воспитательная система класса позволяет учителю начальных классов успешно реализовывать все направления воспитательной работы: учебно-воспитательную, внеклассную с детьми и непосредственную работу с родителями.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов:

• индивидуально-групповой;

• ценностно-ориентационный;

• функционально-деятельностный;

• пространственно-временной;

диагностико-аналитический.

1. Индивидуально-групповой. Данный компонент состоит из нескольких элементов:

- классный руководитель;

- учащиеся класса;

- родители учащихся;

- педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Именно учащиеся, педагоги, родители решают, какую воспитательную систему создавать, каким образом система должна функционировать. Смысл всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлен необходимостью реализации потребности в изменениях. Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена класса и формированию воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. Именно поэтому, вначале года я провожу анкетирование среди родителей и учащихся, в котором подобран ряд вопросов, позволяющих проанализировать воспитательную работу прошлого года, какими направлениями интересуются дети в данный период, какие мероприятия и праздники совместно с родителями им бы хотелось провести, в каких общешкольных мероприятиях хотелось бы поучаствовать и т.д. Вместе с ребятами мы готовим видео и фотоотчёт по работе прошлого учебного года, на котором дети делятся своими воспоминаниями и впечатлениями.

2. Ценностно-ориентационный состоит из следующих элементов:

- цели и задачи воспитания;

- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

- перспективы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

Учёные называют этот компонент ценностно-смысловым ядром системы.

Мной, как классным руководителем, разрабатываются принципы построения учебно-воспитательного процесса в классе, составляется совместно с учащимися и родителями перспективы жизнедеятельности классного коллектива. Воспитание без цели не бывает, об этом должен помнить классный руководитель и уделять более пристальное внимание целеполаганию.

Различают три основные цели:

• идеальная цель – идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;

результатная цель – прогнозируемый результат, выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определённый промежуток времени;

• процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, необходимое для формирования желаемых качеств выпускника начальной школы.

В качестве идеальной цели мной выбрана - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. В выборе результатной цели опираюсь на образ (модель) выпускника начальной школы. Для реализации конечной цели воспитания мной организована воспитательная работа с 1 класса по следующим направлениям: нравственное, здоровьесбережение, экологическое, гражданско-патриотическое, трудовое, уроки безопасности и работа с родителями.

В планах воспитательной работы выделяю процессуальные задачи, сформулированные таким образом:

использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры и культуры Чукотки;

Для реализации данной задачи использую в практике проведение классных часов и праздников для ознакомления детей с русскими и чукотскими традициями. Например, праздник «День птиц» включает в себя знакомство с разновидностями птиц средней полосы России и Чукотки, приметы, связанные с поведением птиц и ЦРС, и севера, чукотские танцы с изображением журавлей, чаек. На классных часах ребята знакомятся с обрядами коренного населения, готовят совместно с родителями и старшими сёстрами и братьями презентации о жизни чукчей, животном мире Чукотки, рисуют на тему: «Чудеса Чукотки милой, белоснежной родины моей…» Для приобщения детей к культуре родного края часто используется инсценировка, в которой артисты класса исполняют роли хозяйки яранги, роль Солнца, оленеводов в обрядах, которые совершаются на многих чукотских праздниках – «праздник Солнца», «Маленького оленёнка» и т.д. Часто дети задействуются в общешкольных праздниках, посвящённых русским традициям – «Масленица», «Песни о войне».

способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;

В начале каждого учебного года выбирается актив класса, староста. Ребята являются помощниками классного руководителя, могут организовать товарищей на коллективное творческое дело: изготовление пригласительных, газет к празднику, могут оказать посильную помощь отстающему по учёбе товарищу, организовывают и осуществляют контроль за подготовкой к урокам, могут самостоятельно организовать мини-репетицию к празднику.

обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе и т.п.

Участие в классных мероприятиях родителей немаловажный аспект воспитательной работы классного коллектива. Родители класса часто принимают участие в праздниках. Например, в сценарии «8 марта» бабушки готовили вместе со своими внуками оригинальные блюда, рекламировали их, мамы и сёстры участвовали в конкурсах вместе с детьми. На празднике «23 февраля» многие папы с удовольствием принимали участие в строевой подготовке вместе с сыновьями, участвовали в спортивных армейских эстафетах. Особенно ребятам нравится, когда вместе с ними на праздниках играют роли сказочных персонажей и родители, тогда праздник проходит в более тёплой и дружественной обстановке.

При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть направлены на развитие личности, формирование его интеллектуального, нравственного потенциалов, овладение практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приёмами и методами самопознания и саморазвития. В каждом ученике замечаю много положительных качеств и своим отношением, системой позитивных действий стараюсь усилить их. Как классный руководитель, убеждена в правоте и ценности своих педагогических методов и приемов, ведь, увлекаясь, сама, я увлекаю детей за собой. При этом создается эмоциональный уникальный фон: интерес и любовь к делу, осознание значимости дела, плюс атмосфера сотрудничества и творчества. А это основа любого познания и воспитания.

Удивление, возмущение, вдохновение, чувство прекрасного и даже чувство юмора – постоянные «попутчики» полноценной интеллектуальной и творческой деятельности человека. «Эмоции и познания неразделимы», - утверждают американские нейропсихологи. Поэтому в процессе всевозможных классных мероприятий постоянно поддерживаю благоприятный эмоциональный фон. Такой фон возникает, если ученик решает проблему, противоречие, жизненную ситуацию, если в воспитательное мероприятие включаются элементы поэзии, музыки, юмора. Любой познавательный материал, используемый на классных часах в благоприятной эмоциональной атмосфере, лучше запоминается и осмысливается. Более того, эмоциональный фактор стимулирует мышление и творческий потенциал учеников. В такой атмосфере дети раскрепощаются, свободны и открыты к общению, с интересом и любознательностью принимают участие во всех заданиях. Они с удовольствием выступают и на общешкольных мероприятиях, например на мероприятие «Песни о войне» мы готовили танцевальную композицию о войне, пробовали себя в роли ведущих. На празднике «Масленица» были звонкими зазывалами и танцевали русский танец. Природа наделила человека множеством нитей, связывающих его внутреннее «Я» с космосом, с природой. Помня об этом, учитывая эмоционально-психологические, возрастные особенности детей, в своей воспитательной работе использую разные средства общения, которые позволяют в процессе совместной деятельности осторожно прикасаться к серебряным нитям детской хрупкой души, с тем, чтобы пробудить творческий талант, способность к мысли, чувству и сопереживанию.

Для меня такими серебряными нитями, связывающими меня с ребенком, является спокойный голос, доброжелательный взгляд, кивок головы и поддержка во всех его начинаниях, пусть даже ошибочных. Я убеждена, что дружеский настрой учителя по отношению к своим детям и благоприятная атмосфера в классе ведут к повышению энергетики, дают мощнейший оздоровительный эффект, развивают положительные эмоции, чувства и мысли.

Ведь в зависимости от того, какие эмоции переживает ребенок от общения с учителем, насколько он уверен в его поддержке и защите, складывается его здоровье: и психическое, и физическое.

В своей практике, перед особенно важными заданиями, мероприятиями, соревнованиями использую «энергетический круг». Выглядит это просто: дети, вместе со мной, становятся в круг, взявшись за руки и закрыв глаза. Вслед за учителем они повторяют слова: «У меня все получится. Мысли мои в порядке, я уверен в своих силах, я чувствую, как мои ладошки принимают энергию от моих друзей, я им тоже передаю свою энергию, я спокоен и готов к работе».

Стремлюсь убедить детей в том, что если мы научимся любить себя и окружающих людей, то с помощью этого удивительного чувства, обладающего неиссякаемой энергией, сможем постоянно стимулировать свое обновление на духовном и физическом уровне с помощью слов.

С этой целью использую в начале каждого учебного дня, классных часов, чаепитий игру «Комплименты», в которой дети по цепочке, глядя в глаза друг другу, говорят комплименты. В 1 классе это были короткие предложения: Ты хороший, ты такой добрый. А уже к 3 классу дети научились подмечать друг в друге что-то особенное и неповторимое: «Алена! У тебя сегодня так блестят глаза, хочется постоянно смотреть на тебя и улыбаться». «Толик! У тебя сегодня такая модная прическа. Она тебе очень идет».

«Какие мысли – такова и жизнь человека», - утверждали наши предки. А развитые чувства есть основа высокой нравственности, чистоты помыслов, которые во все времена, определялись как общечеловеческие ценности, как залог развития свободной творческой личности.

Даже использование на праздниках, во время различных бесед «Веселых рифмовок» и физминуток даёт положительный настрой на учебу и заряд бодрости и оптимизма. Например,

 

«Доброе утро? Доброе! Глазки наши внимательные!

Ясное небо? Ясное! Головки умные, умные!

А настроение? Прекрасное! Дети мы замечательные!

Хоть немножко шумные».

 

«Солнце яркое проснулось, И поднял нам настроенье!

Потянулось, улыбнулось. Мы похлопаем в ладоши,

Липкий снег скатаем в ком, Каблучками постучим.

Будем строить снежный дом. Ну, какой же день хороший!

Ветерок подул весенний Мы учиться так хотим!

«Воспитать человека, - подчёркивал А.С. Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути». В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, уровня развития классного коллектива перспективы могут быть следующими:

• близкая – поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра, концерта, выставка; экскурсия; ( дискотеки в классе стали традиционным завершением каждой четверти, на них дети раскрепощаются, сближаются, проявляют в конкурсно-развлекательной программе свои индивидуальные способности и таланты; посещая выставки краеведческого музея, кинотеатр на каникулах дети учатся правилам поведения в общественных местах, культурно развиваются, формируется их внутренний и духовный мир )

• средняя – коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; туристическая поездка; (подготовка к соревнованиям, смотру строя и песни сближает детей, повышает чувство коллективизма, дисциплинирует, стремление к победе повышает их интерес к общему делу, закаляет характер – именно поэтому ребята часто принимают участие в различных соревнованиях, конкурсах.)

• далёкая – успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде установления традиции или вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории и т.д.

В воспитательной работе использую функционально-деятельностный подход, который состоит из следующих элементов:

- формы и методы организации совместной деятельности и общения;

- основные функции воспитательной системы;

- самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества. Чтобы осуществляемая деятельность и её влияние на развитие личности ребёнка носили более целенаправленный характер, я объединяю отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные – ключевые дела, социально-педагогические проекты:

• разработка и осуществление целевых (тематических) классных часов и бесед;

• объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей;

• систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанных с развитием таких потенциалов личности ребёнка, как познавательный, ценностный, коммуникативный;

• формирование годового круга традиционных дел в классе.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы в классе:

- образовательную;

- воспитательную, содействующую нравственному становлению личности младшего школьника;

-защитную, связанную с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды;

- компенсирующую – создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации;

- интегрирующую и корректирующую, при соблюдении определённых условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребёнок как в классе, так и вне его.

Успешность реализации функций зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Ведущие роли классного руководителя: контроль, проводник по стране знаний, нравственный наставник, носитель культуры, социальный педагог, старший товарищ, оказывающий помощь учащемуся в самопознании, самоопределении, самореализации.

Тип воспитательной системы, вид самостоятельной деятельности оказывают влияние на выбор форм и способов организации самоуправления в классе.

Каждому учителю, несомненно, хотелось бы зажечь радостную искорку в детской душе и сохранить ее на протяжении всего школьного обучения. А лучше всего, если эта первоначальная искорка возгорится в пламя. Пламя неугасающего интереса к учебе, любознательности к окружающему миру и всего того, что делает серьезный, трудный процесс обучения и воспитания радостным, теплым и необходимым как, необходимо солнце всему живому.

Каждая воспитательная система имеет среду – своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Классный руководитель заботится об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об установлении и укреплении связей класса со сверстниками других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за её пределами.

Диагностико-аналитический компонент включает:

- критерий эффективности воспитательной системы;

- методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы;

- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов;

«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:

- воспитанность учащихся;

- защищённость и комфортность ребёнка в классе;

- удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

- сформированность классного коллектива;

- репутация класса;

- проявление индивидуальности («лица») классной общности.

Для анализа данных критериев проводила анкетирование родителей и детей, который показа, что большинство родителей учащихся удовлетворены мероприятиями и делами класса, готовы оказывать свою помощь в их подготовке и в дальнейшем. Уровень воспитанности детей повысилась к 4 классу, ребята стали более терпимо и дружелюбно относиться друг к другу, сдерживаться в отрицательных эмоциях, вежливо и культурно вести себя в общественных местах. Всем детям комфортно в данном классе.

Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществить деятельность по моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном коллективе. В основе модели моей воспитательной системы лежат следующие критерии:

- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

- развитость креативных способностей учащихся;

- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

- сформированность классного коллектива.

Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:

I этап – диагностические исследования личности ребёнка, становление дружеских контактов с детьми, определение направлений совместной деятельности.

II этап – вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых и неустойчивых свойств личности.

III этап – проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания учащихся. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также к самому себе.

IV этап – дальнейшее изучение возможностей продвижение учащихся на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.

Содержание диагностики зависит от возраста учеников. Чтобы иметь реальное представление о результативности воспитательной работы по определению В.А. Караковского, учителю необходимо владеть специальной методикой. Создан целый арсенал средств, с помощью которых можно изучать эффективность воспитания и совершенствовать его.

Оценка воспитанности проводится два раза в год – в середине и в конце учебного года. Процедура оценивания состоит их двух этапов.

Первый этап – анкетирование родителей учащихся:

Второй этап – составление каждым учеником характеристики по особой форме. Учитываются динамика личностного развития.

С учётом результатов выносится общая оценка воспитанности каждого школьника. Она сообщается ученикам, родителям в индивидуальной форме. Каждому ученику указывается на недостатки, от которых нужно избавиться. Процесс оценивания воспитанности ученика – эффективное средство для стимулирования самопознания, самовоспитанности, саморазвития, формирующее адекватную личностную оценку. Что, в конечном итоге, по мнению В.А. Сухомлинского, и должно быть главной целью учителя.

Раньше первобытные люди, добывали огонь из дерева, камня и, получив первую искру, раздували ее дыханием. Каким же дыханием разбудить в маленьком человеке чувство прекрасного, доброго и искреннего? Как обезоружить злость и детскую агрессию? Как заинтересовать и победить равнодушие? Какое уж тут дыхание, если вчера еще можно было пускать в ручейках весь день бумажные кораблики, играть в путешественников и строить воздушные замки о завтрашнем дне…

Но такое дыхание есть! Легкое, невидимое, но ощутимое, которому возможно проникнуть в самые потайные уголочки детской души!

«Самое легкое дыхание у доброты» - Е.М. Богат. Именно это человеческое чувство является основным мотивом и формой всей моей педагогической деятельности.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x