Современные интенсивные методы обучения английскому языку | Сергеева Анна Олеговна. Работа №284382
Автор: Сергеева Анна Олеговна
Стремительное изменение темпа жизни и появление новых профессий обусловили необходимость повышения качества образования и совершенствовании методов обучения, мобилизующих способности личности. Одними из ведущих методов, применяемых в учебно-образовательном процессе, является методы интенсивного обучения. За последние годы данные методы уже показали своё преимущество по сравнению с другими, так как они следуют новейшим тенденциям языкознания, педагогики и психологии. Методы интенсивного обучения базируются на деятельностном и коммуникативно-личностном подходах, а также предлагают путь к овладению устной и письменной иноязычной речью.
Современные интенсивные методы обучения английскому языку
Сергеева А. О.
студентка отделения иностранных языков,
Елабужский институт Казанского
(Приволжского) федерального университета
г. Елабуга, Россия
annasrg@mail.ru
Научный руководитель: Самсонова Е. В., старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
Аннотация: Стремительное изменение темпа жизни и появление новых профессий обусловили необходимость повышения качества образования и совершенствовании методов обучения, мобилизующих способности личности. Одними из ведущих методов, применяемых в учебно-образовательном процессе, является методы интенсивного обучения. За последние годы данные методы уже показали своё преимущество по сравнению с другими, так как они следуют новейшим тенденциям языкознания, педагогики и психологии. Методы интенсивного обучения базируются на деятельностном и коммуникативно-личностном подходах, а также предлагают путь к овладению устной и письменной иноязычной речью.
Ключевые слова: ускоренное обучение, дидактика, интенсивный метод, суггестия.
В настоящее время повышение качества образования напрямую связано с разработкой более совершенных методов учебно-образовательной деятельности. Целью обучения иностранному языку является обучение коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности выстраивать межличностное и межкультурное общение. Сдача экзаменов или повышение квалификации предполагают овладевание языковыми навыками в краткие сроки, в связи с этим методы интенсивного обучения получают наибольшую популярность.
Интенсивное обучение иностранному языку – обучение, направленное в основном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся, в особенности на управление социально-психологическими процессами в группе и управление общением преподавателя с учащимися и учащимися между собой, и обычно осуществляемое в сжатые сроки.
Традиционная методика обучения иностранным языкам пока еще недостаточно учитывает человеческих фактор в усвоении предмета деятельности. В условиях интенсивного обучения педагог и обучаемые взаимодействуют неразрывно, содержание обучения обогащается введением в него реально взаимодействующих личностей педагога и обучаемых, что также важно при отборе и организации учебного материала.
Задача заключается в том, чтобы предложить учебному коллективу такую совместную деятельность учения, которая была бы личностно значимой, имела бы общественную ценность, сплачивала бы коллектив, обеспечивала влияние коллектива на личность, т.е. способствовала активному формированию личности через систему положительных межличностных отношений.
Интенсивное обучение, направленное на активизацию деятельности преподавателя и учащихся, должно быть связано не с минимизацией, а с максимизацией их совместных усилий. Активность участников учебного процесса при интенсивном обучении – преподавательская со стороны учителя и познавательная со стороны учащихся – также должна быть повышенной, осуществляемой на уровне не минимальной, а максимальной их вовлеченности в учебный процесс. И эта активность должна быть максимальной с точки зрения возможностей, которыми располагают для этого участники учебного процесса, и оптимальной с точки зрения поддержания и сохранения длительное время на высоком уровне их работоспособности.
Интенсивное обучение должно включать характеристику личностного развития преподавателя, учащихся и учебного коллектива, объединяющего их. Интенсивным, вероятно, нужно называть такое обучение, которое способствует ускоренному, достигаемому за сравнительно короткий срок познавательному и личностному совершенствованию обеих сторон (преподавателя и учащихся), включенных в учебный процесс. Интенсивным будет такое обучение, в котором ускоряется процесс превращения учебной группы в коллектив, активизируется на практике использование тех возможностей, которые заложены в характерных для него взаимодействиях и взаимоотношениях. Таким образом, главным в понимании интенсивного обучения является активизация возможностей группы через активизацию возможностей личности обучаемого и обучающего и наоборот.
Существуют несколько методов, которые позволяют реализовать интенсивное обучение. Рассмотрим несколько их них.
Метод дидактических игр. Дидактические (обучающие) игры как метод обучения стали пользоваться большой популярностью во второй половине XX столетия. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие — выделяют в особую группу. Для выделения дидактических игр в отдельную группу есть основания: во-первых, они, вбирая в себя элементы наглядных, словесных, практических методов, выходят за их пределы; во-вторых, имеют присущие только им особенности. Дидактические игры как метод обучения содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Мозговая атака (брейншторминг) — метод обучения, направленный на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Предложен этот метод американским психологом А. Осборном. Суть его состоит в том, что участники выдвигают свои идеи, предложения по проблеме. Все идеи, даже самые неожиданные, принимаются и проходят групповую экспертизу, подвергаются обсуждению. Этот метод учит культуре совместного обсуждения идей, преодолению стереотипов и шаблонов в мышлении; раскрывает творческий потенциал человека.
В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) — обучение средствами внушения; гипнопедия — обучение во сне; фармакопедия — обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты определенные результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.
Эмоционально-смысловой метод И. Ю. Шехтера исходит из того, что люди потому и люди, что могут говорить, не зная структуры языка.
Язык не может быть превращен в статическую систему, в свод правил, употребление которых достигает автоматизма. Главная его задача - объединять людей через разговорную речь, через обмен информацией, устной и письменной, через общение людей друг с другом. К языку нужно относиться как к средству общения для решения жизненных задач. Тогда человек сможет говорить свободно, раскованно и не на уровне значений, а со смыслом. В противоположность всем остальным методам эмоционально-смысловой обращен на то, что надо делать с человеком, чтобы тот овладел чужим языком.
Слушатели курсов являются не учениками, а личностями, которые стараются достойно прожить те несколько часов занятий, когда они говорят на чужом языке. А чтобы им захотелось говорить, их постоянно привлекают к участию в изменяющихся событиях. Весь курс обучения рассчитан на три месяца (с перерывами). После такого курса человек может свободно изъясняться на неродном языке и решать свои жизненные задачи.
Метод включает обучающихся в непосредственный акт общения между собой для решения жизненных задач, обусловленных динамикой общения, в условиях изменяющейся действительности.
Обучение проходит в активной деятельности, отмеченной личностным смыслом, эмоционально окрашенной, в привычных для личности психологических нормах речевого поведения.
Метод активизации возможностей личности и коллектива разработан Г. А. Китайгородской.
Весь материал преподаватели доносят до слушателей непосредственно через общение, т. е. работает принцип личностно-ориентированного общения. Каждому человеку на основании результатов психологического тестирования присваиваются роли, которые сохраняются на протяжении всего обучения. Эти роли предусмотрены Китайгородской в полилогах.
Существенным в организации учебного материала является и принцип концентрированности, в основе которого лежит интенсивность обучения. Все полилоги у Китайгородской построены таким образом, что материал из предыдущего полилога закладывается в следующий, затем все перекликается с третьим, повторяются слова, выражения и т. д. Таким образом, у Китайгородской все дается в тесном взаимодействии, за 120 часов обучающиеся овладевают 3,5 тысячами лексических единиц.
Для каждого этапа обучения (практика в общении, тренинг в общении и т. д.) предусмотрены свои упражнения. Таким образом проявляется принцип полифункциональности упражнений, основанный на коммуникативном подходе. Преподаватель на занятии должен выступать в роли сценариста, которому необходимо написать сценарий: сквозной или отдельно на каждое занятие. Метод позволяет изучать любые языки людям в возрасте от 17 до 70 лет.
Основополагающими в интенсивном курсе можно считать следующие положения:
1. Взаимодействие суггестопедии с коммуникативным, личностно-деятельностным и системным подходами в обучении иностранным языкам. Расширение целей требует взаимодействия разных подходов к обучению, разнообразия технологий. Учет коммуникативных факторов наряду с суггестивными помогает оптимизировать процесс иноязычного общения. Личностно-деятельностный подход делает ученика центральной фигурой учебного процесса. Систематизация языковых знаний, лежащих в основе коммуникативной деятельности учащихся, способствует повышению общего уровня их коммуникативной компетенции.
2. Реализация личности учащегося через иностранные языки. Освоение как родного, так и иностранного языков тесно связано с психологическими процессами его усвоения и личностного присвоения. Известно, что человек не может пользоваться языковыми знаниями, сколь ни велик объем этих знаний, до тех пор, пока они не будут соотнесены с его индивидуальными качествами и личностными ориентациями. Учет взаимовлияния личности на изучение иностранного языка и его на личность способствует усвоению коммуникативных процессов, приближая учебное общение к реальному.
3. Максимальная мотивированность учебных ситуаций. Обеспечение мотивации на каждом уроке предполагает внимание к мнению и суждению каждого участника общения, уважение к его точке зрения. Учебные ситуации не должны быть оторванными от реальности или слишком обобщенными. Успех обучения обеспечивается тем, что любая из моделируемых ситуаций является жизненно значимой для учащихся.
4. Положительная эмоциональная насыщенность всех компонентов обучения. Подключение эмоциональных факторов к обучению иностранным языкам значительно активизирует процесс усвоения, открывая новые перспективы в развитии методики обучения иностранным языкам.
Список литературы
Денисова, Л. Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе / Л. Г. Денисова // Иностранные языки в школе. - 1995. - № 4. - С. 6-12.
Душеина, Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т. В. Душеина // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. - С. 38-40.
Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам / Г. А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. - 1980. - № 2. - С. 67-73.
Китайгородская, Г. А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 6. - С. 3-8.
Петрусинский, В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения / В. В. Петрусинский. - М.: Высш. шк., 1987. - 192 с.
Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие / А. Н. Щукин. - М.: Фи-ломатис, 2010. - 188 с.