«Современные логопедические технологии в работе учителя - логопеда». | Дедова Елена Николаевна. Работа №317099
Данная статья предназначена для учителей - логопедов. В ней рассказывается о новых современных образовательных технологиях, которые применяются на коррекционных занятиях. Так же рассматриваются требования, предъявляемые к педагогическим технологиям. Предлагается рассмтреть современные образовательные технологии, которые используются мною в коррекционной работе, в условиях логопедического пункта. Использование современных образовательных технологий позволяет достичь высоких результатов в корекционно-логопедической работе с детьми.
«Современные логопедические технологии в работе учителя - логопеда».
Учитель – логопед Дедова Е.Н.,
МБДОУ д/с №87 г. Ставрополь
В связи с тем, что сейчас все дошкольные образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, соответственно меняются и ужесточаются требования ко всем детским садам, а соответственно поменяются требования и к работе педагогов. В соответствии со Стандартами воспитателю необходимо обеспечить каждому воспитуемому индивидуальную образовательную траекторию. Это возможно сделать только при помощи знаний психологических особенностей детей. На смену традиционным методам приходят современные методы обучения и воспитания, которые активизируют познавательное развитие ребенка. В связи с этим педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
В настоящее время ДОУ уделяет большое внимание инновационным технологиям. В связи с этим основной задачей педагогов ДОУ служит выбор методов и форм организации работы с детьми, выбор инновационных педагогических технологий.
Главную роль во всем этом образовании играет ребенок, отношение взрослого к нему. Взрослый, общаясь с детьми, придерживается такой фразы: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Главной целью педагога является развитие ребенка как личности.
Ни для кого не секрет, что современная логопедия не стоит на месте, а находится в постоянном поиске путей совершенствования и оптимизации процессов воспитания, обучения и развития на всех возрастных этапах.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности. Давайте разберемся, что же такое технология, и какую цель она преследует?
В переводе с греческого технология – это наука о материнстве и умениях педагога. Это совокупность приёмов, которые мы применяем в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
По мнению Б.Т. Лихачева педагогическая технология – это специальное педагогическое направление, которое повышает эффективность образовательного процесса, гарантируя его высокий уровень. Это некий алгоритм действий, направленных на достижение поставленных целей.
Основные требования к педагогическим технологиям:
- Системность (логика, целостность, взаимосвязь);
- Эффективность (гарантированность определенного стандарта обучения);
- Концептуальность (опора, обоснование достижения образовательных целей);
- Управляемость (диагностика и коррекция);
- Воспроизводимость (повторение технологии, т.к она эффективна).
Любая педагогическая образовательная технология состоит из 3 частей:
Концептуальная Содержательная Технологическая
(база) (цели учебного материала) (формы работы)
Таким образом, педагогическая технология должна соответствовать всем выше перечисленным требованиям.
Взаимодействие детей, родителей и педагогов ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий, которых в настоящее время насчитывается более сотни.
Предлагаю рассмотреть современные педагогические технологии, которые я использую в своей коррекционной работе с детьми, в условиях логопедического пункта:
№п\п
Образовательные
технологии и методики
Результаты использования
1.
Технология логопедического обследования
Своевременно
оказать помощь в преодолении речевых нарушений
2. Здоровьесберегающие технологии.
Технология формирования речевого дыхания
Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.
Зрительная гимнастика
Профилактика миопии.
Релаксация
Умение управлять своим телом,
контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.
Мимическая гимнастика
Более четкая мимическая картина
Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.
Повышение работоспособности,
профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Координация речи и движений, развитие экспрессивной речи.
Пальчиковая гимнастика
Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития.
Психогимнастика.
Развитие эмоциональной сферы,
рефлексии чувств.
Биоэнергопластика (артикуляционная гимнастика)
Улучшается речь.
Сказкотерапия при выполнении
артикуляционной гимнастики.
Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков.
Самомассаж лицевой и
пальцевой мускулатуры.
Укрепление мимической мускулатуры,
формирование тактильных ощущений, развитие речи.
3.
Технология проблемного обучения
Активное усвоение знаний. Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.
4.
Технологии коррекции звукопроизношения
развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.
5.
Технология концентрированного обучения.
Углублённое и всестороннее освоение материала.
6.
Технологии дифференцированного обучения
Помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.
7.
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.
правильному развитию речи воспитанников
8.
Технологии развития связной речи.
свободному высказыванию
9.
Игровые технологии
Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение.
10.
Информационные компьютерные технологии
Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.
Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет достичь высоких результатов в коррекционно-логопедической работе с детьми, что в дальнейшем гарантирует успешное их обучение в школе.
Современный педагог, специалист своего дела – это творец. А как известно, ни одно дело невозможно начать без творчества. Для такого педагога главным ориентиром всегда будет познавательный процесс в его развивающемся состоянии.